NGS
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-5°

пасмурно, без осадков

ощущается как -10

3 м/c,

с-в.

754мм 71%
Подробнее
1 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Экономика Еду как хочу

Еду как хочу

Закон, призванный облагородить рынок такси, не сработал в Новосибирске — контролировать водителей-«бомбил» некому

Федеральный закон о такси оказался сырым. Контролировать его исполнение не может ни одно ведомство. Таксисты в Новосибирске стали массово получать лицензии в обмен на обещание власти выделить для них специальные стоянки. Навести порядок на этих площадках никому не удается. Депутаты хотят принять региональный закон о такси, а «Транспортный союз Сибири» готов взять на себя надзорные функции.

Справка: Закон о такси № 69-ФЗ от 21.04.2011 вступил в силу 01.01.2012. Он предусматривает обязательное получение лицензии. В НСО лицензии получили 2627 такси. Стоит она в НСО 350 руб. По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО, в 2011 году в новосибирских таксопарках работало 700–800 легковых машин, 3–5 тыс. машин сотрудничают с диспетчерскими, а количество таксистов-«бомбил» учету не поддается.

Попытка с 1 января 2012 года сделать всех без исключения таксистов «легальными» и урегулировать их взаимоотношения с государством провалилась. Требования закона несложные: покрасить машину в определенный цвет, установить таксометр, нанести на борта машины «шашечки», получить лицензию, проходить техосмотр раз в полгода, проходить медосмотр при выходе на работу, выдавать пассажирам чеки.

Ничего сложного, но контроль над исполнением закона вести некому. Первым камнем преткновения стал единый цвет. От этой идеи отказались. Второе непреодолимое препятствие — лицензия на право возить клиентов легковым транспортом. Получить ее обязаны все таксисты, а вот проверить ее наличие у каждого государство не в силах.

Для того чтобы водитель такси предъявлял инспектору ГИБДД лицензию, не хватает самой малости — внести в ПДД соответствующий пункт. «Как только это случится, ГИБДД сможет требовать лицензию у таксистов. Сейчас экипаж ДПС может подъехать на стоянку «только для такси» и попросить всех, кто там стоит, предъявить лицензии, которые дают право стоять «под знаком». Если разрешения нет — инспектор выпишет штраф за стоянку в неположенном месте», — прокомментировал ситуацию старший инспектор отделения пропаганды БДД УГИБДД по НСО Алексей Толочный.

На 35 специальных стоянках такси, площадки под которые выделила мэрия Новосибирска, между тем кипят нешуточные страсти и доходит даже до мордобоя.

«Старожилам на стоянке, например, у вокзала пофигу, есть у меня лицензия или нет. Там действуют другие «договоры». Ну и кто навел там порядок?» — для таксиста Михаила Б. вопрос о стоянках не праздный. Он выложил 14 тыс. руб. за таксометр, зарегистрировал ИП (это еще почти 18 тыс.) в 2012 году и даже соорудил специальные магнитные накладки на борта машины с «шашечками».

Михаил считает, что деньги он потратил зря. Даже если закон будет работать как новенький двигатель, все равно есть выход — организовать собственную диспетчерскую и принимать заказы по телефону или через интернет.

И это третья дыра закона в нынешней его редакции. «Современные средства мобильной связи позволяют организовать диспетчерскую хоть где. Клиент позвонил, диспетчер отправил к нему машину. Водитель с мобильного перевел деньги за услугу диспетчера на его телефон. Незаконную услугу оказывает водитель, он и будет отвечать», — рассказал Валерий Ильенко.

Искать и ловить организаторов теневого бизнеса могло бы управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), но это не в их компетенции.

«Юрисдикция УБЭП в статье «Незаконное предпринимательство» начинается с крупного размера — от 1,5 млн руб. Считается эта сумма не от выручки, а от ущерба, который таксист или организованная группа может нанести государству в виде недоплаты налогов и сборов. Для такой деятельности, как частный извоз, это астрономическая сумма. Раньше бы такими вопросами занимались отделы по работе в сфере потребительского рынка, но их упразднили», — пояснил заместитель начальника УБЭП Виталий Федорковский.

Крупные легальные компании с введением закона о такси убытков не понесли. «Все, что прописано в законе, мы делали и раньше, только заплатили за лицензии, ну и потеряли немного времени. На стоимости наших услуг это не отразилось. За три года мы впервые подняли цены в октябре 2011 года, с тех пор цены не менялись», — поведал один из руководителей компании «Мой город» Евгений Рыдкин.

Если частников «додавят», то цены вырастут. Обязательная уплата налогов и сборов уничтожит дешевые тарифы.

«А в какой-то момент лицензированных машин будет не хватать. Увеличится время ожидания и, как следствие, возрастет стоимость. Чтобы восполнить нехватку, компании, возможно, пойдут на компенсацию затрат на получение лицензий и уплату сбора за ИП в Пенсионный фонд. Это тоже может отразиться на цене услуг», — прогнозирует ситуацию директор компании «Лидер» Вячеслав Шевченко.

Чтобы усилить контроль, Валерий Ильенко предлагает часть функций, не попадающих в ведение МВД, Ространснадзора и других структур, передать так называемым «саморегулируемым» общественным организациям, таким как «Транспортный союз Сибири». Валерий Ильенко прогнозирует, что до 1 июля в закон будут внесены поправки, которые устранят огрехи, касающиеся и лицензий, и стоянок, и нелегальных диспетчеров. В III квартале 2012 года депутаты будут рассматривать региональный закон о такси. Какое-то время уйдет на отработку механизмов контроля, и с 1 января 2013 года быть нелегалом станет трудно.

Сергей Стюард

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления