NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -6

3 м/c,

зап.

754мм 36%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,72
EUR 100,68
Реклама
Экономика «В «Доме книги» народу, как в «Ашане»

«В «Доме книги» народу, как в «Ашане»

Директор «Капитала» избавился от Донцовой и хочет стать главным «книжным» города

В начале октября книжный магазин «Капиталъ» объявил о расторжении договора о поставках книг с сетью «Топ-Книга». Дирекция магазина взяла курс на элитарность и качество, а собрание сочинений Дарьи Донцовой и прочую «вагонную беллетристику», долгое время лежавшую на полках мертвым грузом, вернула поставщику. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретилась с директором крупнейшего книжного магазина города Ильдаром Яркимбаевым и узнала, что сейчас читают новосибирцы и как «Капиталъ» собирается выживать в эпоху электронных книг и покупок по интернету.

Справка: Книжный магазин «Капиталъ» открылся в сентябре 2008 года на ул. Максима Горького. Магазин занимает три этажа в здании, общая площадь его помещений — около 1500 кв. м. Ассортимент книг — более 90 тыс. наименований.

Как изменится жизнь в «Капитале» после расторжения договора с «Топ-Книгой»? Снизятся ли цены? Изменится ли ассортимент?

Ассортиментная политика практически не поменяется, мы уже давно самостоятельно занимаемся ассортиментом. На сегодня мы расторгли договор с «Топ-Книгой» и вернули им книги. Мне кажется, иногда магазинам нужно это делать. Ежегодно в России выходит, по-моему, один миллион книг. Мы занимаем третье место в мире по наименованиям. И по тиражам входим чуть ли не в пятерку. Издаем мы много, но продается далеко не все. Чтобы выйти из этой ситуации, кто-то устраивает распродажи. Мы пошли по другому пути — освободили полки. Зато сейчас у нас заработает каждая полка. На них появятся книжки, которые действительно востребованы, а раньше на нижних полках книжки стояли по два года.

Какие-то книги дороже в «Капитале», какие-то, наоборот, дешевле, чем у наших конкурентов. Просто неправильно при таком огромном книжным ассортименте делать сравнение только по новинкам, по лидерам продаж. У каждого магазина свой подход — кто-то делает акцент на новинки со скидкой, кто-то уценяет некоторые стеллажи. А если брать в среднем, то цены везде примерно одинаковые. Это как в продуктовых сетях. В одном месте дешевле молоко, но дороже мясо, в другом — мясо дешевое, но дорогой хлеб.

Когда вы открывались, было заявлено, что работать вы будете не только с «Топ-Книгой», но и с издательствами. Удалось ли реализовать эти планы?

Магазину три года, и, по большому счету, два из них мы работаем с издателями напрямую. Если в начале «Топ-Книга» была практически единственным поставщиком, то в последнее время в нашем обороте она занимала лишь около 20 %. Поставки с ними мы закрыли еще в феврале этого года. Просто был какой-то остаток, который стоял на полках. В основном старые книжки — 2008-го, 2007-го годов.

Много детективов, фантастики, любовных романов, кинороманов — того, что сегодня плохо продается. Были даже книги, которые не продавались со дня открытия магазина. Поэтому мы очистили полки для нового ассортимента.

Сегодня мы работаем со всеми крупными издательствами: «АСТ», «Эксмо», «Азбука», «ОЛМА», «Амфора» — я говорю про универсальные издательства. Работаем с оптовыми клиентами, у которых достаточно большой пул издателей. И изначально мы занимались тем, что находили интересные издательства, которых нет в Новосибирске. Например, в кулинарии это BBPG, в художественной литературе — «НЛО», AdMarginem, «Текст», «Вита Нова».

Нам интересно продавать не только популярную литературу, которая во всех магазинах выложена в зонах продвижения. У нас в этих зонах выставлены совсем другие книжки.

Потому что наш покупатель не ходит в сетевые магазины. Я бы даже сказал, что он не ходит в продуктовые сети и, может быть, даже в одежные. Он ищет что-то большее, в какой-то узкой нише. Поэтому у нас очень сильна специальная литература, деловая, юридическая. Сейчас будем развивать литературу на иностранных языках.

Какие книги появятся в магазине взамен Донцовой? Что вообще читают новосибирцы?

Новосибирцы читают хорошую литературу. Хорошо берут авторов — лауреатов премий: Кочергин, Прилепин, Пелевин. Современные русские авторы очень популярны. Из зарубежных авторов — Бегбедер, Йейтс, Шлинк… Фантастику читают. В наших лидерах продаж можно увидеть тех же авторов, что и в «Озоне»: Рубанов, Мураками и т.д. Но могут появляться авторы абсолютно незнаковые и непопулярные. Например, Кочергин «Крещеный крестами». Этой книжки не было нигде в Новосибирске, ее выпустило мелкое издательство в Санкт-Петербурге, а у нас она попала в лидеры продаж. Скоро появится переписка Довлатова, и думаю, она тоже попадет в лидеры.

Сейчас мы завершаем перепланировку, после чего в магазине станет просторнее и будет проще ориентироваться. Станет больше лицевой выкладки. Мы сделаем акценты на какую-то литературу: подарочные издания, собрания сочинений. Это коснется каждого отдела.

Будет больше интересных, необычных книжек, которые найдешь не в каждом магазине. Книжные магазины постоянно обвиняют в том, что ничего нельзя найти, все расставлено хаотично. И я прекрасно понимаю эти жалобы, тем более когда речь идет о таком большом магазине, как наш. Перепланировка, которая произошла с уходом «Топ-Книги», позволила нам сделать шире проходы, чтобы покупателям было удобнее, свободнее.

Как вы будете дальше конкурировать с магазинами «Аристотеля» — «Плинием Старшим» и сетью Book Look?

Действительно, мы конкурируем. С другой стороны, мы — два крупных магазина в самом центре города, и за три года мы как-то ужились между собой, отчасти даже делим потоки покупателей. Молодежь чаще ходит в «Плиний», к нам идут люди постарше. Никогда не было лобовой атаки, мы не пытались представить друг друга в дурном свете. Наоборот, часто бывает так, что когда у нас нет какой-то книги, продавец-консультант отправляет покупателя в «Плиний Старший». И самое приятное, что «Плиний» делает то же самое. Мы друг друга дополняем, один магазин подстегивает другой.

Какие у вас планы на развитие «Капитала»? Магазин уже окупился?

Есть желание сделать такой универсальный, семейный магазин. Мы к этому всегда стремились. Есть детская игровая площадка — в детском отделе, там уже играют дети, скатываются с горки, все в порядке. (Смеется.) Есть литературная гостиная, мы постоянно приглашаем авторов, проводим встречи.

Есть много сопутствующих товаров: канцелярия, периодика, игрушки, открытки, настольные игры, постеры… продаем кока-колу и чай зеленый… с лимоном. Есть медиа-отдел с дисками, аудиокнигами, фильмами и музыкой, есть отдел для художников, сувенирный отдел — это все помимо книг.

Мы еще в стадии окупаемости. Магазин очень большой, поэтому выход на проектный оборот был достаточно долгим. Подобные проекты окупаются в течение 7–10 лет. Это нормальная практика. Причем обычно это касается сетевых магазинов, а у нас — одиночный.

Насколько вообще жизнеспособен такой бизнес, ведь очень много интернет-магазинов, где любые книжки можно заказать за гораздо меньшие деньги, сидя дома?

«Капиталъ» — яркое свидетельство того, что открытие книжного магазина — это жизнеспособный бизнес. Мы открылись в самый кризис, в сентябре 2008-го, когда было падение продаж, а на книжках это очень сильно сказывается, потому что в первую очередь люди покупают продукты и одежду. Четыре года назад на книжный рынок Новосибирска состоял из огромной сети магазинов «Топ-Книги», их было, наверное, около 40. У покупателя не было выбора. При этом Новосибирск и сейчас, и тогда был очень высококонкурентным. То есть у нас очень хорошее количество магазинов на количество жителей. Много крупных магазинов. Для сравнения: в Москве пять крупных магазинов на 10 миллионов, а у нас — пять на 1,5 миллиона.

Открытие нашего магазина, открытие сети «Аристотель», затем сети «Читай-город» — эти события вдохнули новую жизнь в книжный рынок Новосибирска.

Может быть, он стал еще более конкурентным, но у покупателя появился выбор. И еще — в Новосибирске нет большого исторического крупного книжного магазина. Такой магазин есть в каждом городе, знаете, он обычно находится в самом центре и чаще всего называется «Дом книги». Очень хочется занять именно эту нишу. И в некотором роде мы ее занимаем. «Капиталъ» — это абсолютно новосибирский проект, абсолютно новосибирский магазин, мы торгуем в том числе книжками, которые издаются в Новосибирске. Мы не собираемся делать свою сеть, у нас задача стать именно таким «Домом книги» в перспективе.

Как должны развиваться и трансформироваться книжные магазины, чтобы выжить?

Многие сейчас говорят, что магазин должен становится универсальным, с огромной долей сопутствующего товара, а доля книг должна уменьшаться. Это один из вариантов выхода из положения. Хотя у нас, например, доля сопутствующего товара два года росла, а доля книг — падала, но сейчас положение выровнялось. Второй путь — магазин становится досуговым центром, где можно и почитать, и встретиться, и послушать лекции в неформальной обстановке. В «Капитале» все это как раз есть. Третий вариант — продажа книг в электронном виде. Мы продаем сами электронные книги, но отмечаем, что в книжных магазинах е-буки не берут. Их покупают в интернет-магазинах, в магазинах электроники. У нас — очень редко.

Но вообще, я думаю, от книжных магазинов мы никогда не уйдем, они всегда будут. Во-первых, они трансформируются в те три пункта, которые я назвал. А во-вторых, есть подарочные книги, которые, наоборот, выросли в период кризиса, да и детская литература не уйдет никуда. Хотя сейчас придумали мягкие детские электронные книжки, но в этом сегменте есть книжки-картонки, раскраски, книжки-игрушки, это такие вещи, которые детьми востребованы. Зато, например, покет-буки — по ним спад. Те, кто часто путешествует, сейчас пользуются е-буком, куда можно закачать сразу несколько книжек.

Растет деловая литература, юридическая. Юристы предпочитают держать закон в руках. Поэтому, мне кажется, книжные магазины никуда не уйдут, может быть, их станет меньше, но они будут жить.

Наоборот, с приходом электронных книг количество прочтений даже увеличилось — это подталкивает людей покупать печатные книги — в подарок, например, или просто потому, что книга понравилась. Крупные книготорговцы говорят, что в России не хватает книжных магазинов. Если в Европе 1 книжный магазин на 30 тыс. человек, то в России — на 150 тыс. Сети продолжают открывать магазины, мне кажется, они знают, что делают.

Сети победят одиночные магазины?

Кто победит — мне нравится этот вопрос, я сам часто думаю об этом! Раньше, когда я работал в сетях, мне казалось, что сети победят независимую розницу. Но на самом деле больше 50 % продаж в России — это независимая розница. Сети — это 30 %. У независимых магазинов много плюсов — подбор ассортимента, работа с покупателями. В Москве в таких магазинах, как «Библио-Глобус», «Дом книги», народу, как в «Ашане». В сетевых магазинах — меньше. Еще — сети работают с крупными издателями, мы — с мелкими. Через независимые магазины идет распространение авторской книги, мелких независимых издателей. Это одна из наших функций, которую мы стараемся выполнять.

Виктория Барабошина

Фото Татьяны Кривенко (1), Ирины Малыгиной (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления