NGS
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-6°

пасмурно, снег

ощущается как -11

4 м/c,

с-в.

755мм 64%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Экономика Прогрели руки

Прогрели руки

Накануне холодов АЗС Новосибирска повысили цены на самый востребованный бензин

В начале ноября в Новосибирске подорожал самый «ходовой» бензин, занимающий до 65 % продаж. Теперь новосибирские водители вынуждены платить за каждый литр Аи-92 на 50 копеек больше. Владельцы АЗС объясняют повышение цен удорожанием топлива на оптовом рынке и жалуются, что вынуждены торговать «в минус». Вторая большая причина роста цен в Новосибирске — огромный скачок потребления бензина после экономического затишья 2009 года. К новому году Аи-92 обещает подорожать еще на полрубля.

За первую неделю ноября на большинстве АЗС Новосибирска литр Аи-92 подорожал на 50 копеек — до 22 руб. (АЗС «Трансервис», «Хорос», «Беркут»), до 22,5 руб. («Лукойл») либо до 21,95 руб. (АЗС «Газпромнефть-Новосибирск»).

В то же время, как заявляют операторы крупнейших сетей АЗС, цена литра бензина Аи-95 в ноябре не изменилась — на разных заправках она держится на уровне 23,5–24 рубля. Стоимость солярки в ноябре зависит от ее вида — литр летнего ДТ по-прежнему стоит 19 рублей, а зимнее дизтопливо продают по 20,5 рублей.

Владельцы АЗС объясняют повышение цен на Аи-92 удорожанием топлива на оптовом рынке и считают, что из-за монополизации рынка в Новосибирске бензин дорожает слишком медленно. Как рассказал Александр Бойко, входная цена произведенного Омским НПЗ бензина Аи-92 на 16 января 2010 года составляла 15 руб. 49 коп. за литр, в то время как на данный момент она равна 19 руб. 20 коп.: «По такой цене бензин приходит в Новосибирск в железнодорожной цистерне. Затем идет раскредитовка и отправка на нефтебазу. В результате оптовая цена в Новосибирске составляет уже 20 руб. 60 коп. за литр».

Констатировав рост входной цены более чем на 3 рубля, президент «Трансервиса» отметил, что в рознице за 2010 год произошло всего три наценки по 50 копеек — в январе, июле и ноябре.

«В этом году в Новосибирске — самые низкие розничные цены на бензин в стране. Это следствие особой политики компании «Новосибирскнефтепродукт» (ОАО «Газпромнефть-Новосибирск». — М.В.), которая осуществляет свой план по скупке АЗС. Они повышают оптовые цены, сдерживая розничные на прежнем уровне. В таких условиях уже никто не выживает — небольшие сети торгуют в минус. Первые результаты — недавно компания «Газпромнефть-Новосибирск» купила четыре заправки «Беркут», — рассказал Александр Бойко. Владелец сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук прокомментировал сделку следующим образом: «Пока данную информацию не подтверждаем».

Зависимость небольших сетей АЗС от «Газпромнефть-Новосибирск» Александр Бойко объяснил тем, что купить топливо у завода практически невозможно: «В Новосибирске завершается монополизация оптового рынка топлива. Омский НПЗ находится в одном холдинге с «Газпромнефть-Новосибирск», поэтому большинство местных сетей вынуждены закупать топливо оптом именно у этой компании. Несмотря на то что Омский НПЗ обеспечивает только около 50 % рынка Новосибирска, другие заводы ориентируются на его цены, также находясь в структурах холдингов, которые имеют свои сбытовые подразделения».

По данным аналитиков информационного центра «Кортес», последний рост мировых цен на нефть начался около 20 дней назад — за это время она подорожала на 10–13 %.

«Нефтедобывающие компании работают по принципу равнодоходности, устанавливая внутри страны такие цены, которые позволяют им получить доход, по крайней мере равный потенциальному заработку на внешнем рынке. Обычно через неделю после повышения цен на мировом рынке повышаются цены опта, а еще через неделю — на заправках. Первыми обычно поднимают цены независимые сети, не состоящие в ВИНКах (вертикально интегрированная нефтяная компания. — М.В.), для того чтобы успеть заработать больше средств до того, как кончатся старые «дешевые» запасы и придется покупать топливо по выросшей оптовой цене», — отмечают в «Кортесе».

Второй причиной роста цен на топливо является заметно возросший после кризисного 2009 года спрос.

Этот фактор не признают сами владельцы АЗС — по словам Александра Бойко, «объем спроса и объем поставок ежегодно растет на 2–3 %, значительного увеличения спроса в 2010 году в связи с выходом экономики из кризиса нет». Однако опрос корпоративных потребителей топлива показал обратное. По данным руководителя call-центра такси «Экипажъ» Дарьи Андриевской, по сравнению с 2009 годом спрос на услуги такси вырос на 70–80 %. Помимо этого, к еще большему повышению спроса привели первые холода. Как рассказал президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев, по сравнению с серединой 2009 года объем перевозок увеличился примерно на 15–17 %. Пропорционально выросло и потребление дизельного топлива.

Повышение цен на бензин пришлось очень кстати — в самом начале холодов. По оценке генерального директора сети автоцентров «7 ключей» Геннадия Евграшина, зимой расход топлива легковых автомобилей повышается по сравнению с теплым временем года на 15–20 % в зависимости от объема двигателя. Одной из главных причин такого процесса является необходимость регулярного прогрева двигателя. Участники рынка прогнозируют дальнейшее удорожание топлива в Новосибирске. По мнению Александра Бойко, цена вырастет в пределах инфляции. Если учесть, что официальная инфляция в 2010 году в России составила 7 %, то по данному прогнозу до нового года Аи-92 может подорожать еще на 3,5 %, то есть на 50 копеек.

Марк Волков

Фото allday.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления