Студенты экономического факультета НГУ придумали свой одежный бренд и начали с интернет-торговли — пытаясь раскрутиться в социальной сети. По словам молодых предпринимателей, компания Bat Norton представляет новое направление в уличной моде. И пользуются для продвижения студенты тоже новыми методами: продают футболки в соцсети «ВКонтакте», на принтах которых признаются в любви к Шерегешу и не гнушаются крепким словцом. Другие торговцы вещами «ВКонтакте» объясняют моду на продажи в соцсетях высоким спросом при низком уровне вложений и надеются когда-нибудь вырасти до оффлайн-магазинов.
Студенты НГУ Валерий Дубров и Дмитрий Музыка создали свой молодежный бренд Bat Norton и торгуют вещами в социальной сети «ВКонтакте». Сейчас это оригинальные футболки и интересные джинсовые штаны-галифе Angry face, которые они шьют по собственным лекалам и принтам в Новосибирске. Назвали компанию студенты в честь друга из Франции, «безбашенного райдера», с которым познакомились в волонтерском лагере неподалеку от Бордо.
«На нас повлиял директор «Харакири» Александр Войтов, который на лекции в НГУ рассказал о маркетинговом ходе — задевать людей и эпатировать. В ноябре напечатали футболки с надписью I love Sheregesh и попробовали продать в окрестностях горнолыжного комплекса, но не вышло. У нас не было лишнего миллиона долларов, чтобы провести масштабную акцию, поэтому основные продажи пока через интернет», — рассказывает Валерий Дубров. Его партнер по бизнесу Дмитрий Музыка добавляет, что инвестора они нашли в магистратуре своего же факультета, родители отнеслись к их начинанию скептично: «Три года на экономе и писать «нах...» на футболке — это вообще нормально?».
Тем не менее, в группе бренда Bat Norton «ВКонтакте» за полгода набралось уже более 3000 человек.
«Пару сотен футболок в месяц мы продаем. Штаны появились в ассортименте неделю назад, и уже продано 10 штук. Почему-то больше покупают москвичи, есть клиенты из Кемерово, Новокузнецка, Сыктывкара, Забайкальска, Астрахани», — перечисляет Дмитрий Музыка. Заказать одежду можно, отправив личное сообщение с указанием контактных данных и удобного электронного способа оплаты руководству группы «ВКонтакте» или в интернет-магазине Hellride. Футболки стоят по 950 руб., джинсы-галифе Angry face с оригинальным сквозным карманом спереди — 2700 руб.
«Коллекцию мы планируем обновлять каждые три месяца, а от социальных сетей постепенно отходить — в идеале сотрудничать с крупными дистрибьюторами, а пока ведем переговоры с различными интернет-магазинами. Пока мы не зарабатываем на этом, и хотя оборот растет, все полученные деньги вкладываем в развитие и продвижение», — делится Валерий Дубров.
Различные группы по продаже одежды аксессуаров и одежды «ВКонтакте» получают все более широкое распространение. В группе «Одежда из Европы» корреспондент НГС.НОВОСТИ однажды заказала себе платье и тут же в обновлениях увидела, как несколько девушек из числа друзей присоединились к этой же группе, а одна огорчила тем, что заказала себе такое же.
По опыту организатора группы Brown Sugar (одежда из Лондона в Новосибирске) Ксении Бородиной, даже на винтажные вещи большой спрос: «Особенно много среди наших покупательниц было бывших и настоящих студентов Архитектурной академии, людей творческих. И даже сейчас, когда мы притормозили свою торговлю, в группе почти полторы тысячи участников, постоянно поступают заказы, люди задают вопросы и просят что-то привезти. Мы мечтали об офлайн-магазине, но, посчитав, поняли, что для нас это дело неподъемное. Чтобы что-то зарабатывать, нужны огромные обороты и готовность в первый год не получать никакой прибыли».
В соседнем Красноярске Светлане Чадовой удается заработать «ВКонтакте» на продаже украшений из термопластика.
«Я продаю только через соцсеть уже больше года, оформлена как индивидуальный предприниматель и занимаюсь только этим. Заработок меня устраивает, — сообщает лидер группы SveTouch Светлана Чадова, серьги которой стоят 300–800 руб. за комплект. — Мой товар штучный, это ручная работа и поэтому объемы небольшие, а соответственно свой магазин открывать не имеет смысла». Владелица еще одной, но уже новосибирской группы фурнитуры из серебра «ВКонтакте» рассказала, что торговать в соцсети просто так, не имея зарегистрированного предприятия, по большому счету нельзя, и не стала раскрывать свое имя: «Через месяц у меня будет свой интернет-магазин и зарегистрированная компания. «ВКонтакте» — просто хороший способ понять, есть ли вообще спрос на твой продукт, и заработать небольшие деньги на закупку товара».
Представители торговли традиционными способами затруднились однозначно оценить новое явление: «Так как недавно я вступил в ряды сноубордистов, одну футболку Bat Norton я бы заказал. Но как у специалиста в области торговли одеждой, у меня сразу возникает несколько вопросов: какой состав изделия? Какой хлопок, с добавлением синтетических волокон или нет? Что делать, если я обнаружу брак или после стирки вещь полиняет или отвалится принт, дают ли чек при покупке, какие гарантии? — спрашивает Александр Липатов, директор по развитию сети Sela в Новосибирске. — Ребята молодцы, но сложно сказать, получит ли развитие их бизнес. На сегодня это, скорее, клуб по интересам. То же самое могут сделать любители шахмат — футболки с надписью «I Love Chess!», и у них будет свой потребитель».
Елена Сафронова
Фото Bat Norton (1, 3), Сергея Ляшко (2), Светланы Чадовой (4)