Реклама
СЕЙЧАС -29°С
Все новости
Все новости

«Многие хотят стать хозяевами ларьков»

Покупка малого бизнеса оказалась привлекательным способом пристроить деньги

Поделиться

Темой очередной «Умной среды» 20 мая в джаз-клубе «Труба» был назван передел в сфере малого бизнеса. Высказаться согласились известный в городе ресторатор Денис Иванов, главный редактор бизнес журнала Status Кирилл Наконечный, заместитель директора по развитию Новосибирского Муниципального банка Дмитрий Березовский и директор консалтинговой фирмы «Бизнес на продажу» Анатолий Тупицын. Владелец крупного ресторанного бизнеса, преуспевающий банкир и главный редактор глянцевого журнала сошлись во мнении, что малому бизнесу делить нечего. Тему в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ развил Анатолий Тупицын, для которого малый бизнес — основной хлеб.

Прибавилось ли у вас работы с наступлением кризиса?

Да, на продажу стало выставляться больше бизнесов. Как говорится, для кого война, а для кого мать родна…

Кто сегодня хочет стать владельцем малого бизнеса?

Поделиться

Кризис породил целую прослойку топ-менеджеров, уволенных с выходным пособием. Им нужно куда-то пристроить свои деньги, но в депозиты и инвестиционные фонды сейчас вкладываться рискованно. Поэтому они решают приобрести свой бизнес. По большому счету этим людям безразлично, каким бизнесом заниматься, они не настроены на сервис. Главное для них — заработать денег. Но практика показывает, что у такого бизнеса нет шансов, так как нет конкурентных преимуществ.

Какой бизнес сейчас наиболее востребован?

Бизнес в сфере торговли. С октября 2008 по май 2009 года только у нас было 84 сделки по купле-продаже бизнесов в сфере торговли. Причем однозначный лидер спроса — пивные компании. Почему-то многие хотят стать хозяевами ларьков. Однако, по последним данным, на этом рынке уже слишком тесно. Теперь наблюдается всплеск интереса к бизнесам в узких отраслях: ритуальные услуги, организация поминок. Высок спрос на парикмахерские, салоны красоты и солярии. Но срок их работы недолог — они быстро закрываются и постоянно перепродаются. В сфере общепита много незарегистрированных сделок, потому что непрофессионалу здесь делать нечего — владельцы выбираются из «своих».

Поделиться

Какие предприятия сегодня выставлены на продажу?

С октября 2008 года по май 2009 года на продажу было выставлено более 300 компаний. 80 % из них банкроты. С помощью продажи владельцы хотят решить проблему, переложить долги на чужие плечи. В каждой сфере есть свои аутсайдеры, которым повезло меньше других. Например, в общественном питании вышли на продажу малые предприятия, которые кормили офисных сотрудников в бизнес-центрах, — многие арендаторы оказались не в состоянии платить за аренду. А вот ресторанов среди бизнесов, выставленных на продажу, нет.

Активно продаются компании-производители мебели и строительных материалов. Производство продуктов питания тоже просело, когда крупные сети, типа «Холидея», стали увеличивать свои долги перед поставщиками. Мелкие предприятия, которые не успели переориентироваться на розницу, вынуждены были закрываться. В сфере торговли на продажу выставлено 110 предприятий. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров здесь 50 на 50. В первой отрасли больше всего пострадали магазины элитного алкоголя, во второй — магазины одежды класса люкс.

Поделиться

Избавляются ли собственники СМИ и рекламных агентств от своих предприятий?

60% печатных СМИ закрылись, не выходя на продажу. Все понимают, что этот бизнес сейчас не нужен. Что касается рекламного рынка — здесь выигрывает тот, кто делает массовую и дешевую рекламу с максимальным охватом аудитории. Например, люди охотно платят деньги за цитирование в Яндексе. Средняя стоимость поднятия одного ключевого запроса — около 5 тыс. рублей.

А потребность в рекламе не упала?

Потребность в рекламе не снизилась, но на первый план выходит эффективность. Сегодня ни одно агентство полного цикла не выставлено на продажу, потому что они сумели переориентироваться. Поняли, что имиджевая реклама ушла в ноль, а ей на смену пришла реклама для бедных на доступных носителях. Да, с января по апрель рекламщики хватались за голову, но сейчас они возвращаются на рынок и начинают строить отношения с теми, кто выжил.

Что ждет малый бизнес в Новосибирске?

Предприятия малого бизнеса должны объединяться — только вместе они смогут выжить. Нужно помнить о том, что куст сложно сломать, каким бы сильным ни был ветер. А вообще, все зависит от того, как себя поведет бизнесмен. То, что мы наблюдаем, — это погребение неэффективного бизнеса. Нормальный предприниматель всегда выкрутится. Если раньше он кормил гламурные вечеринки, сейчас перестроится и будет обслуживать поминки. Нужен характер, умение преодолевать барьеры и вставать с колен. И все это малому бизнесу в ближайшее время пригодится.

Дарья Староверова

Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter