Директор по стратегическому маркетингу МТС Гарретт Джонстон свободно говорит на 11 языках, включая родной ирландский. На выступлении перед студентами факультета бизнеса НГТУ он по-русски предсказал наступление новой эры развития интернет-технологий. «Офлайн бизнес умирает», — заявил он, представляя свою концепцию высокотехнологичного будущего. В этом мире все будут работать на лоне природы, а безликая масса офисных работников превратится в собрание ярких индивидуальностей. Мир уже меняется, и кризис — тому подтверждение. «Если к 2017 году вы не увидите первых результатов, найдите меня и скажите, что я не прав», — сказал Гарретт студентам, оставив особо любопытным адрес своей электронной почты.
Справка: Гарретт Джонстон — директор по стратегическому маркетингу ОАО «МТС». Работал на руководящих должностях в Cap Gemini, Ernst & Young, Cable & Wireless, PricewaterhouseCoopers, Alcatel и MCI WorldCom. Перед приходом в МТС работал в должности генерального директора по маркетингу в крупнейшем сотовом операторе Украины «Киевстар». Имеет два высших образования: диплом Дублинского университета (University of Dublin) в области экономики и Дублинского колледжа Тринити (Trinity College of Dublin) в области международной торговли.
Зачем вы выучили 11 языков?
Ирландцам с детства прививают интерес к культурам других стран. Мой папа говорил на 20 языках. Когда я был маленьким, он открывал передо мной книги на арабском, итальянском или даже петь начинал, но пел он плохо. После университета я проводил каникулы в разных местах — в Австралии, США, Европе. Карьера дала мне возможность жить в 12 разных странах и в Сибири в том числе — в Иркутске, в 1995–1996 годах. Потом я переехал жить в Москву, в 2006 году. Здесь мне стала понятна одна простая вещь: когда возникнет вопрос, какая страна в XXI веке вкладывала больше остальных в общий прогресс и в развитие человечества, ответ на этот вопрос будет — Россия.
С чем связан такой оптимистичный прогноз?
Цепочка добавочной стоимости сегодня выглядит так: идея, исполнение и клиентское обслуживание. Со временем ценность идеи или концепции будет увеличиваться, а ценность технического воплощения — снижаться, так как организацию производства можно купить на аутсорсе. Россия в плане производства идей обладает огромной мощностью. Я могу вспомнить практически любую область науки и доказать, что достижения русских были в ней ключевыми. Сегодня русские идеи стоят дорого, и я вижу их все больше.
Я учил вашу культуру, ваш язык и считаю себя гражданином России. Я получил ваш паспорт. Я один из первых иностранцев, которые получили ваше гражданство. Думаю, к 2097 году многие западные люди захотят жить в России.
В чем причина мирового кризиса?
Сначала была обезьяна, потом появился Homo sapiens. Кризис — это начало третьей фазы развития человека с новым видением будущего. Это идея постчеловека, который создаст машину, которая пройдет тест Тьюринга. Компьютер станет не только коробкой, которая обрабатывает информацию. Он превратится в голос, и будет трудно отличить, кому он принадлежит — человеку или машине. Кризис — это маленький мальчик с красным флагом, который говорит: смотрите, скоро что-то произойдет.
Когда он закончится?
Плохие новости — кризис будет тяжелым и долгим, он закончится не раньше 2014 года. Хорошие — после него наступит небывалый рост мировой экономики, и не только в материальном плане, а в общечеловеческом. И этот рост будет не похож ни на что другое, что мы видели до сих пор.
Каким будет бизнес в этом новом мире?
Слова, которые будут характеризовать бизнес в посткризисное время: сегмент одного человека и «длинный хвост». Я поясню на примере: есть девочка 14 лет. Она скачивает из сети песни Бритни Спирс и видит, что ее слушают миллионы человек. Мама ей говорит — вот тебе марокканская музыка, послушай. Компьютер говорит — всего 23 человека в мире слушают Бритни и марокканскую музыку одновременно, хочешь узнать, что еще слушают эти люди? Потом она узнает, какие книги они читают. Самое главное, что она понимает, — есть личность со своими интересами, вкусами и культурой. И эта личность будет главным сегментом для производителей после кризиса.
Еще один важный момент: офлайн бизнес умирает. Уже сейчас компании, которые не существуют в онлайне, имеют слишком высокую себестоимость конечного продукта. В Англии оборот компаний, таких как Amazon.com, с наступлением кризиса увеличился в два раза.
Рост такой экономики дает огромные возможности для карьеры людей, которые сейчас не в самом выгодном положении. Даже парикмахер, если у него есть вкус, сможет сделать бизнес в интернете, он будет продавать свои знания, сделав презентацию.
Как в будущем будет происходить процесс покупки?
Представьте себе, что вы приходите в магазин, который подключен к специальному интернет-сервису. Вы заходите в кабинку, и вас со всех сторон автоматически начинают снимать десятки камер. Эта информация добавляется к уже существующей о вас в сети. Производитель будет знать индивидуальные параметры своих клиентов, он больше не будет делать вещи ненужных размеров.
Как в таком мире сделать карьеру?
Главный вопрос, который каждый должен задать себе, — какую работу я бы сделал для удовольствия? Если вы будете делать то, что вы любите, вы будете добавлять эмоциональную ценность к продукту, который производите. То есть он будет гарантирован вашей страстью к этому товару или услуге. На рынке, где выигрывает вкус, такой продукт обязательно найдет своих покупателей.
Еще — если вы хотите работать успешно в России, вы должны на какое-то время уехать за рубеж, увидеть другой мир. Срок — хотя бы год.
Как будет происходить защита от мошенников, если весь бизнес будет существовать в онлайне?
Плохо. Шансы для мошенников в онлайн мире будут увеличиваться. Но я считаю, что это того стоит. Интернет будет сам способствовать предотвращению обмана. Я расскажу случай более жестокого обмана — когда вам продают товар низкого качества под видом хорошего товара и вы не можете вернуть его в магазин, так как не возьмут и далеко ехать. Исторически мы являемся жертвами более жесткого мошенничества. Мы переплачиваем за многие вещи, так как не знаем, сколько это на самом деле стоит и где есть более низкая цена.
Как будет выглядеть сотовый телефон в будущем?
Думаю, уже к 2014 году это устройство изменится до неузнаваемости. Принцип такой: вы прикрепляете к уху датчик, который будет крутиться на 360 градусов и записывать все, что вы видите и слышите. Доступ к этой информации в онлайне будут иметь те друзья, которым вы разрешите. Телефон будет реагировать на вибрацию вашей челюстной кости, в зависимости от этого он будет принимать входящие звонки. Кроме того, экран телефона будет отдельно, в формате А4. В любой момент вы сможет смять его и бросить в карман.
Что бы вы посоветовали в будущем сделать российским властям?
На месте вашего президента я бы запретил, чтобы в кино показывали фильмы с синхронным переводом. Достаточно одних субтитров. Люди должны знать много иностранных языков, чтобы понимать мир. А в Россию нужно пригласить 50 тысяч англичан, чтобы они учили русских говорить по-английски.
По данным журнала Forbes, в 2008 году МТС оказались на последнем месте по темпу роста клиентской базы, «МегаФон» — на первом. В чем была ваша ошибка?
Это не ошибка, а стратегия. Нам больше не нужны тысячи новых абонентов, мы фокусируемся на поддержании абонентской базы, стараемся удержать постоянных клиентов за счет улучшения качества услуг и внедрения индивидуального подхода. В 2009 году мы будем предлагать каждому клиенту бесплатные SIM-карты с доставкой на дом. Они будут связаны друг с другом голосовой связью. Мы будем требовать пополнять счет на минимальную сумму каждый месяц. А политика «МегаФона» убыточна, я в этом уверен.
Что будет с производством продовольствия? Ведь люди едут в города, а деревни разваливаются.
И тут Россия окажется в более выгодном положении, чем другие страны. Глобальное потепление станет подарком для всей страны, особенно для Сибири. Оно создаст здесь условия, подходящие для сельского хозяйства. Тогда как в Китае и Индии эти условия ухудшатся, а Корея будет арендовать землю на Мадагаскаре, чтобы хоть что-то вырастить.
Продолжится ли в будущем процесс концентрации населения в крупных городах?
Нет, будет обратная тенденция. Люди получат возможность работать онлайн и будут стремиться подальше от городов, чтобы работать вне офиса, в красивом месте где-нибудь на природе. Офисных работников станет меньше. Кстати, цены на жилье в центре Лондона и Дублина падают на протяжении последних пятнадцати лет, а на окраинах наоборот растут — это доказывает, что я прав.
А вы каким видите свое место в этом мире?
В детстве я ездил с родителями рыбачить на побережье океана. Там я встретил рыбаков, которые жили в хижинах на берегу. Их жизнь мне понравилась. Думаю, я хотел бы так жить. А вообще, у меня есть дом на окраине Ирландии. Там очень тихо, даже коровы соблюдают тишину. Это место, где я хотел бы проводить больше времени в будущем.
Дарья Староверова
Фото автора