20 октября среда
СЕЙЧАС -1°С

Договор дороже денег

Поиски властями и общественностью виновных в росте цен на продовольствие привели к закономерному результату. Под пристальным взглядом чиновников розничные торговые сети и их поставщики пошли на демонстративный шаг.

Поделиться

Поиски властями и общественностью виновных в росте цен на продовольствие привели к закономерному результату. Как и предполагала \«Газета\» (читайте номер от 24 октября), под пристальным взглядом чиновников розничные торговые сети и их поставщики пошли на демонстративный шаг.

Вчера по инициативе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую, в частности, входят такие крупные продовольственные сети, как X5 Retail Group, \«Копейка\», \«Aшан\», Metro Cash&Carry и \«Мосмарт\», было подписано соглашение между крупными ритейлерами и их поставщиками о регулировании цен на социально значимые продукты питания. Суть соглашения в том, что поставщики обязуются зафиксировать отпускные цены, сложившиеся на 15 октября, на определенный ассортимент товаров, а торговые сети в ответ замораживают на эти товары цены и ограничивают торговую наценку. Срок соглашения установлен до 31 января 2008 года с возможностью пролонгации. Срок действия соглашения, скорее всего, будет продлен до выборов президента, а потом нас ждет скачок цен, прогнозируют аналитики. Вполне вероятно, что малообеспеченным слоям населения даже и не удастся купить продукты по спецценам: их производство может сократиться.

Ритейлерам просто некуда было деваться: на них в последнее время старательно направлялся народный гнев. После серии довольно резких заявлений членов правительства, в том числе главы Минсельхоза Алексея Гордеева, которые назвали торговые сети одной из главных причин роста цен на продукты, к делу подключилась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как вчера заявил замруководителя ведомства Андрей Цыганов, по данным на конец прошлой недели, территориальные управления ФАС выявили в регионах около 30 нарушений антимонопольного законодательства в ценообразовании на всех товарных рынках, где отмечен рост цен на хлеб, молоко, растительное масло. По словам Цыганова, выявлено два вида нарушений: либо установление монопольно высоких цен на продукты питания, либо заключение антиконкурентных соглашений между сельхозпроизводителями и переработчиками или между переработчиками и оптовиками. Неудивительно, что, по данным опроса Левада-центра*, только 5% россиян связывают резкий скачок цен на продукты питания в сентябре — октябре с объективными обстоятельствами, вроде засухи и мировых тенденций. Большинство опрошенных граждан (42%) обвинили в росте цен отечественных производителей и перекупщиков.

Текст соглашения его подписанты, опрошенные \«Газетой\», дать отказались. Не совсем понятно, содержится ли в соглашении четкий перечень продуктов, или под понятием \«социально значимые товары\» каждая из сторон соглашения понимает свое. Например, по словам пресс-секретаря «Вимм-Билль-Данна» Антона Сарайкина, компания планирует заморозить цены на молоко жирностью 2,5 и 3,2%. Председатель совета директоров \«Вимм-Билль-Данна\» Давид Якобашвили добавляет к этому списку кефир, сметану и сливочное масло. Другие производители, по данным Якобашвили, планируют также зафиксировать цены на сыры и подсолнечное масло. Его слова подтвердили в холдинге «Солнечные продукты» (это один из лидеров масложировой отрасли России. — «Газета»), заявив, что компания подписала данное соглашение, что фиксация цен распространится и на подсолнечное масло и что компания надеется: благодаря подписанию цены стабилизируются уже в ноябре.

\«Это шаг в правильном направлении, который позволит сдержать цены, если сети и розница действительно договорились\», — поддержал соглашение аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Игорь Павенский. Соглашение немедленно было одобрено властями. Вчера вечером ФАС распространила заявление, в котором заявила, что рассмотрела проект соглашения и решила, что им не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующих товарных рынках. «ФАС России считает допустимым данное соглашение, поскольку оно носит временный характер и заключается в интересах потребителя в соответствии со статьей 13 ФЗ «О защите конкуренции», — говорится в сообщении ведомства.

Игроки рынка, которые не входят в АКОРТ, не собираются плыть против течения и также планируют заморозить или даже понизить цены. В частности, по словам директора по коммуникациям группы «Дикси» (торговые сети «Мегамарт», «Дикси», «Минимарт») Андрея Алимова, «компания чувствует в себе достаточно сил, для того чтобы самостоятельно договориться с поставщиками об урегулировании ситуации как с оптовыми, так и с розничными ценами». «Среди покупателей магазинов «Дикси» достаточно высок процент людей с доходом ниже среднего, поэтому «Дикси» всегда уделяла максимальное внимание ценам на социально значимые товары, — заявил он корреспонденту \«Газеты\». — Сейчас мы ищем возможности не просто заморозить цены, но и снизить их».

Но многие аналитики считают ситуацию отнюдь не столь радужной. «Цены на продукты питания носят производный характер, — говорит аналитик ИК \«Финам\» Владислав Кочетков. — В этом году на них сказалось увеличение стоимости сахара, который в начале года показывал мировые рекорды стоимости, зерна и так далее\». Этот процесс шел на мировых рынках, но проявился и в России, замечает аналитик, тем более что, например, в стране существует устойчивый дефицит молока, поэтому значительную часть молочного сырья приходится импортировать. Кочетков обращает внимание на активную инвестиционную политику практически всех крупных производителей продуктов питания и торговых сетей: понятно, что затраты на маркетинг, расширение производства и прочее так или иначе перекладываются на потребителя. В этих условиях, считает эксперт, мораторий является вынужденным шагом, спровоцированным популистскими действиями правительства. Он даст только политическую отдачу, что нужно чиновникам перед выборами, но будет вреден как для компаний (они снизят свою прибыль, а значит, им будет сложнее развиваться), так и для потребителей. \«Во-первых, после снятия моратория неизбежен резкий скачок цен, — перечисляет минусы соглашения Кочетков. — Во-вторых, заморозка цен на одни продукты — социальные — приведет к тому, что производители будут компенсировать свои потери за счет увеличения цен на другие категории товаров, ориентированных на средний класс и обеспеченных потребителей\».

В том же ключе высказывается и аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая. По ее мнению, пенсионеры тоже не много выиграют. Сейчас производители и так смещают свое производство в сторону высокомаржинальных (высокотехнологичных) продуктов, таких как пирожные, йогурты, молочные десерты и тому подобное. Логично предположить, что для компенсации потерь они повысят цены именно на эти товары. То же самое могут сделать и розничные сети. В результате вымывание продуктов из нижнего ценового сегмента может только ускорится, и на прилавках станет элементарно меньше дешевых яиц, хлеба, молока и масла.

Впрочем, аналитик ИКАР Татьяна Рыбалова готова подсказать торговым сетям, как сохранить дешевый ассортимент на прилавке. \«У розничных сетей есть так называемые привлекательные товары, которые продаются дешевле для привлечения потребителей, — говорит она. — Они могут просто заменить эту продукцию той, что значится списке социально значимых\». В таком случае ритейлеры ничего не потеряют, говорит эксперт, но и потребитель ничего не выиграет.

Да и бесполезно бороться с ростом цен, признал вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: сейчас сельхозпроизводители должны компенсировать повышением цен на свою продукцию рост цен на горючее, оборудование, металлы, а их положение, сельхозпроизводителей, нужно улучшать. \«Все время бороться с повышением цен — неправильная тенденция, — заявил Кудрин. — Наша задача — сбивать пики цен, но не пытаться остановить движение цен\».

* Признан иноагентом

GZT.RU

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...