NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +3

5 м/c,

южн.

740мм 67%
Подробнее
1 Пробки
USD 93,44
EUR 99,73
Реклама

Хроническое несварение денег

Если госинвестиции и растут, то далеко не все. С федеральными целевыми программами – бюджетными проектами – дело обстоит из рук вон плохо, выяснило правительство. В первом квартале они профинансированы лишь на считанные проценты от годовой суммы. А более половины программ неэффективны.

С реализацией федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) в 2007 году возникли серьезные проблемы, признало правительство на своем заседании в четверг. «Работа идет, откровенно говоря, не очень удовлетворительно, ни шатко, ни валко, по ряду программ работа практически не началась в этом году», – заявил премьер-министр Михаил Фрадков.

После «перетряски» ФЦП в 2004 году это заявление выглядит тревожно. Тогда Минэкономразвития выступило с предложением пересмотреть программы, превратившиеся в «черные дыры» бюджета. В итоге их количество со 149 сократилось втрое.

Казалось бы, на этот раз денег хватает. В 2007 году на программы выделено, по словам премьера, «более 700 млрд рублей». Но на 18 из 46 ФЦП в первом квартале 2007 года деньги не поступали. С финансированием, ответил заместитель главы Минэкономразвития Андрей Белоусов, «в начале года возникла форс-мажорная ситуация». Виноват закон о государственных капитальных вложениях, вступивший в силу с этого года. Он требует, чтобы программы получили заключение «об эффективности, достоверности и обоснованности использования средств». Но постановление о том, как следует проводить экспертизу, вышло лишь в марте.

А до тех пор «все госинвестиции, финансируемые в рамках ФАИП, были заблокированы», объяснил Белоусов.

В итоге в первом квартале программы были профинансированы только на 2,5% от годовой суммы. По ФЦП цифра составила 6,6%.

Освоение этих сумм – тоже больной вопрос. Закон предписывает координаторам целевых программ провести конкурсы и на их основе заключить контракты с предприятиями. Но министерства медлят. В первом квартале эта работа была проделана на половину от требуемого объема, рассказал Белоусов. Правда, год назад показатель был еще хуже, он составлял около 30%. Это «значимая подвижка», но результат еще далек от уровня, заданного МЭРТ, – 65–70%. Счастливым исключением стали лишь программа «Антитеррор», где уже законтрактовано 100% финансирования, федеральная космическая программа (62%), ГЛОНАС (90%), промышленная утилизация военной техники (67%). «Но есть программы, где эта цифра близка к нулю», – признал Белоусов.

Но и те деньги, которые все-таки были выделены, потрачены не лучшим образом. Только по 21 ФЦП из 46 достигнуты плановые показатели. Наиболее «проблемными» замглавы МЭРТ назвал «восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики», «экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «юг России», «программа социальной поддержки инвалидов», «преодоление последствий радиационных аварий» и программа «национальная технологическая база». «Видимо, следует проработать механизмы приостановления реализации программ в случае хронического и существенного недостижения запланированных показателей», – предложил Белоусов.

Еще по 10 программам данные просто не представлены, многие отчеты министерств грешат неточностью.

«Мы сталкиваемся с парадоксальными случаями, когда в один и тот же день госзаказчики предоставляют соответствующие документы в Росстат и нам, при этом цифры в них разные», – пожаловался Белоусов.

«Это же вообще уголовное дело – предоставление отчетности, не соответствующей реальным делам. Это же деньги!» – возмутился премьер.

Еще хуже обстоит дело с разработкой новых программ. Концепции 8 свежих ФЦП должны были быть разработаны и внесены в правительство еще в октябре 2006 года, однако поступило лишь 5, а утверждена одна.

«Предельно забюрократизирована процедура на стадии принятия программ. И отсутствие или слабый контроль за конечными результатами», – резюмировал вице-премьер Александр Жуков. «Нужно дать большую свободу главным распорядителям бюджетных средств и тем, кто отвечает за программы. И, с другой стороны, более строго с них спрашивать», – предложил он. Наказание может быть вплоть до прекращения финансирования, поддержал Жуков Белоусова.

«Нужно добавить организованности. Иначе мы будем оставаться в плену теоретической эйфории, что на стадии реализации может свести на нет все наши усилия», – заключил председатель правительства.

Газета.Ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления