Все новости
Все новости

Институт ипотечного брокерства в России

В последние 2 года в России все большее развитие получает институт так называемого ипотечного брокериджа. В задачи брокера входит предоставить клиенту информацию о существующих ипотечных программах на рынке с учетом его (клиента) потребностей (покупка квартиры, дома, кредит на ремонт, новостройку и т.д.), финансовой, семейной ситуации. Затем брокер помогает потенциальному заемщику подобрать оптимальную кредитную программу, проводит первичный анализ его кредито- и платежеспособности, оформляет предквалификационные документы. Следующий этап – содействие клиенту в формировании заявительных документов для предоставления в банк.

Часто брокер сопровождает клиента и на дальнейших этапах работы с банком в части консультационной работы (подписание кредитного договора, поиск квартиры, заключение сделки). Хотя, в некоторых развитых западных странах практика совмещения брокерской и риэлторской деятельности не приветствуется, на российской почве это пока – нормальное явление. Дело в том, что ипотечные брокеры в России часто – бывшие или действующие сотрудники агентств недвижимости, которые заинтересованы как в сохранении своей риэлторской деятельности, так и в приобретении новой профессии ипотечного брокера.

Часто клиенту такая \"широкая\" специализация брокера удобна: один и тот же человек сопровождает его на всех этапах сделки. С другой стороны, узкая специализация сотрудника нередко позволяет достичь профессионального мастерства быстрее.

Другая разновидность брокерской деятельности – интернет-брокер, компания, предоставляющая консультационные услуги по подбору ипотечной программы через свой Интернет сайт. Работают такие компании по следующей схеме: клиент, заходя на сайт брокера, заполняет стандартную форму, указывая данные, необходимые для подбора кредитной программы и банка (цель кредита, семейное положение, сумма дохода, наличие/отсутствие первоначального взноса, пожелания по объекту недвижимости и т.д.). На основании этой информации клиенту предлагается несколько вариантов программ и кредитных организаций с подробным описанием условий кредитования. В последнее время такой способ взаимодействия брокера с клиентом приобретет все большую популярность. Его преимущества:

- высокая скорость \"обработки\" данных

- возможность получения консультации, не выходя за пределы дома (офиса)

Однако есть и минус – отсутствует возможность \"живого\" общения, учета тех или иных особенностей, ситуации клиента, что часто выявляется именно на очной консультации.

Многие банки проводят аккредитацию ипотечных брокеров по своим программам. Ипотечный брокер может работать как самостоятельное физическое лицо, так и в качестве представителя агентства недвижимости, как юридическое лицо. Присвоение статуса ипотечного брокера выводит на качественно новый уровень сотрудничество между банком и его партнерами, предоставляющими консультационные услуги клиентам по вопросам ипотечного кредитования: банк, по сути, делегирует ипотечным брокерам часть вопросов по предварительной квалификации клиентских заявок, выбору наиболее подходящего для клиента ипотечного продукта банка, содействию в формировании основных заявительных документов.

Тесное взаимодействие банка и ипотечных брокеров – это взаимовыгодное сотрудничество. Банк при этом совершенствует в определенной степени качество обслуживания клиентов, оптимизирует процесс первичной обработки заявок, ипотечный брокер получает возможность предоставлять качественную и востребованную услугу подбора кредитной программы банка клиенту, содействия ему в его взаимодействии с иными участниками \"ипотечного процесса\", а в целом – это самый главный плюс для клиента: экономия времени, четкость решения его вопросов.

На западе ипотечный брокер является ключевым партнером клиента при работе с кредитной организацией, который организует и координирует весь процесс ипотечной сделки, включая взаимодействие с ипотечным банком, риэлтером, страховой и оценочной компаниями, регистратором. В развитых европейских странах, США до 2/3 всех обращений в банки за ипотечными кредитами проходит через брокеров.

Положительные аспекты взаимодействия банка, ипотечного брокера и клиента:

Для клиента:

• Оптимизация времени при выборе кредитной программы

• Упрощение процедуры взаимодействия на этапе формирования заявительных материалов

• Получение дополнительных консультационных услуг специалистов

Для ипотечного брокера:

• Предложение новой услуги клиенту

• Привлечение новых клиентов

• Расширение работы с участниками рынка (банки, страховые компании)

• Повышение квалификации персонала

• \"обратная связь\" банк / клиент - брокер

Для банков:

• формирование ипотечной инфраструктуры

• влияние на информацию, доводимую до контрагентов,

• \"активные продажи\", представление программы банка и технологии,

• расширение дистрибутивной сети,

• follow-up (обратная связь)

• контроль за эффективностью работы дистрибуции,

• оптимизация затрат по первичной квалификации и консультированию

• технологичность работы с клиентскими заявками

Игорь Жигунов, член Правления ООО «Городской Ипотечный Банк», Директор по Северо-Западному округу

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter