В середине сентября на месте кафе-мороженого «Баскин Робинс» возле станции метро «Студенческая» появится новая кофейня, первая на Левом берегу Новосибирска. Второе кафе сети «Баскин Робинс», возле часовни, закрылось уже несколько лет назад – сейчас на ее месте магазин. НГС попытался разобраться в неуспехе в Новосибирске известного во всем мире бренда мороженого, и в перспективах Левобережья для развития кофейного бизнеса.
В лучшие времена новосибирская сеть «Баскин Роббинс», принадлежавшая группе компаний «Септима», объединяла два кафе и 7 точек по продаже мороженого в магазинах – холодильников, скорее исполнявших роль рекламы. В кафе и в магазинах продавалось мороженое, производимое на московском заводе «Баскин Робинс» (всего в мире таких заводов 7).
Когда весной 2003 года истек 5-летний срок франчайзинга «Баскин Роббинс», учредители новосибирской сети кафе-мороженого решили его не продлять. По словам экс-директора сети Елены Калмыковой, причиной скорее всего стала франчайзинговая политика московского офиса. Дело в том, что стоимость франчайзинга, согласно принятым в сети правилам, пропорциональна величине города. Для Новосибирска, занимающего, по последней переписи, третье место в стране, пять лет пользования торговой маркой стоили $50 000. При этом Новосибирск с его коротким летом и длинными зимними вечерами - не самое выгодное место для такого бизнеса. Курортные города вроде Сочи, где жаркий сезон не в пример длиннее, денежных туристов,– больше, а выплаты в силу небольшого размера города – меньше, для контрагентов «Баскин Робинса» гораздо удобнее.
Сеть, по утверждению Калмыковой, показывала неплохие обороты, чему помогало проведение зимой праздников и образовательных программ, однако и не самые большие из возможных. По словам Калмыковой, со временем этот бизнес акционерам «Септимы» «надоел» и они решили перейти на более перспективное направление – кофейни. Для «Септимы», у которой вообще-то есть ресторанный бизнес – ресторан «Шемрок», «Шар-Бар» и строящийся ресторан на улице Горького, – это новое направление. «Баскин Робинс» на Студенческой перестал работать еще весной 2003 года, хотя вывеска на нем провисела до конца лета. Все это время хозяева думали, что дальше делать с этим помещением.
Брэнд и концепцию кофейни – ее назвали «Кофемолка» - разработал Дмитрий Карасов. По словам управляющей «Кофемолки» Елены Алферовой, для кофейни разработан «своеобразный интерьер в кофейно-коричневых тонах и с оранжевым цветом, что делает кофейню очень солнечной». Меню разрабатывает шеф-повар «Шемрока» Руслан Коробов, и, как обещает Алферова, в кофейне «будет очень интересный подход к меню, начиная с его оформления». Тренировать бариста «Кофемолки» приедут тренеры из популярной московской сети «Кофемания». Рассчитана «Кофемолка» будет на 35 мест, что несколько меньше обычных для новосибирских кофеен 40-50. Впрочем, дело в планировке помещения, которая во время ремонта не претерпела изменений.
Быть пионером на левом берегу – здесь это будет первая кофейня, тогда как на правобережье их насчитывается уже около 20 – Алферова не боится: «Здесь много студентов, для которых кофейня – популярное времяпрепровождение, поэтому без внимания публики мы не останемся». Впрочем, обилие учащейся молодежи и молодых семей из жилмассива Горский ведет к тому, что цены будут несколько ниже, чем в центре. А вот уровень обслуживание Алферова обещает сделать выше среднего, например, здесь будут официанты, что есть не во всех кофейнях правобережья и вообще редкость для левого берега. «Уровень обслуживания будет выше многих ресторанов и баров левого берега, которых тут, впрочем, и не много». Кроме того, в «Кофемолке» будет организована возможность покупки кофе на вынос, в стаканчиках, по словам управляющей, «как в американских фильмах».
Управляющая сетью New York Coffee (7 кофеен) Оксана Волкова считает открытие кофейни на левом берегу, особенно возле «Студенческой», «хорошей идеей». «Очень многие люди в нашем городе привязались к кофейням, начали по утрам пить не кофе из банки, а натуральный. И на левом берегу они тоже есть». Однако, предостерегает Волкова, популярность кофейни зависит от того, насколько ее руководители и сотрудники будут придерживаться стандартов качества: «В принципе кофейни открываются каждый месяц. При этом многие из них стоят пустые, не становятся популярными. Натуральные зерна и хорошее оборудование – это еще не все компоненты, очень важен профессионализм бариста».
В этой связи важно, считает управляющая New York Coffee, что у «Септимы» это первая кофейня и опыта не так много. Но если они привлекут хороших специалистов – то у них получится. Между тем сама New York Coffee открывать кофейни при своих пиццериях на левом берегу не спешит. «Для холдинга New York Pizza кофейни – не основной бизнес, у нас ресторанный бизнес, а не кофейный. Об открытии наших кофеен на левом берегу можно подумать позже, это никогда не поздно. В том числе мы посмотрим, что получится у «Септимы».
По мнению Елены Алферовой, развитие ресторанного и кофейного бизнеса на левом берегу тормозит дефицит хороших помещений, а также отсутствие транспортных развязок и мест больших скоплений людей. Однако с развитием Горского жилмассива и строительства жилья на площади Маркса постепенно ситуация будет меняться.
Оптимистично на перспективы «Кофемолки» смотрит и Денис Соколов, директор управляющей компании ЗАО «Ресторанные технологии» (владеет ретро-кафе «Дежа Вю»): «Студенческая – это просто Клондайк. И вообще на левом берегу много горожан с высоким уровнем дохода». Соколов соглашается с Алферовой, что развитие общепита в Левобережье тормозит отсутствие хороших помещений: «Я думаю, что сейчас начинается бум левого берега. На правом уже все занято. Хотя и на левом тоже – по моей информации, скуплены уже все первые этажи на улице Блюхера. В тоже время районы, отдаленные от станций метро «Студенческая» и «Карла Марска», для ресторанов неинтересны. Туда очень сложно «заманить» публику, реклама окажется слишком дорогой».
Роза Ветрова,
специально для НГС