

За тем, как в зале собираются зрители, со сцены наблюдает он — Голубчик
В минувшие выходные в театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Голубчик» (18+) Саши Золотовицкого — молодого режиссера из настоящей актерской династии (его отец Игорь и брат Алексей — тоже известные артисты). Зрители аплодировали стоя. За два с небольшим часа мы успели и посмеяться, и поплакать — в продуманном до мелочей спектакле об одиноком человеке, который ищет любовь и свое место в обществе, оказалось так легко найти себя. Неловкого, стеснительного, непонятого. Главное — не закончить, как главный герой. О том, почему «Голубчик» заслуживает вашего внимания, — в колонке телеграм-редактора НГС Маргариты Резниковой.
В большом городе каждый когда-нибудь чувствовал себя чужим. В переполненном такими же, как ты, уставшими людьми вагоне метро, в лифте, который как будто поднимает не трос, а натянутая между соседями неловкая пауза. Ты можешь видеть этих людей каждый день, но, скорее всего, никогда с ними не заговоришь. Даже если захочешь. Парадокс: в мире, где столько возможностей познакомиться, многие не могут найти даже друга, не говоря уже о любви до гробовой доски.

Спектакль наполнен образами, но они не говорят со зрителем «в лоб»
С этой проблемой сталкивается и главный герой романа «Голубчик» Кузен. На первый взгляд, самый обычный (для Парижа 1970-х) мужчина за тридцать: образован, холост, не пренебрегает услугами проституток. Он нуждается в любви, жаждет общения и дружбы, но живет в мире иллюзий и образов, далеких от реальности. Самым близким Кузену существом становится огромный удав по имени Голубчик. Ему нравится, как он «обнимает» его, крепко сжимая талию и плечи: «Закроешь глаза и млеешь от удовольствия, что тебя так любят и голубят».
В 1974 году роман «Голубчик» был тепло принят французскими критиками и читателями, увидевшими в неизвестном писателе Эмиле Ажаре нового Виктора Гюго. Яркий слог, неожиданный сюжет и нежность к «маленькому человеку», потерявшемуся в каменных джунглях Парижа, — в романе были все ингредиенты, чтобы сразу стать бестселлером.
Но как бы сильно не был привязан Кузен к Голубчику, окружающие не способны его принять. Двухметровой змее не место в маленькой парижской квартирке! Или дело вовсе не в змее? Ближе ко второму акту комедия о жизни с удавом в Париже оборачивается трагедией человека.
Актеру Тимофею Мамлину досталась непростая роль. Его зажатый снаружи герой не просто много говорит и постоянно попадает в нелепые ситуации — постепенно он теряет самого себя, так и не найдя опоры во внешнем мире.
Размышления Кузена об удаве, единственном любимом существе, превращаются в записки сумасшедшего, отвергнутого и одинокого. Мог ли он рассчитывать на нормальную жизнь? Попробуйте ответить на этот вопрос после спектакля. Мне кажется, что не мог. Не потому, что странным людям нет места в обществе, просто они очень плохо приспосабливаются друг к друг.

Выглядит «Голубчик» эффектно. Мне как зрителю захотелось заглянуть за кулисы и узнать, как там всё устроено
Примечательно, что в спектакле звучит стихотворение Андрея Родионова «Нежность», главный герой которого не понимает, почему ему не рады «какие-то гады». И хотя они обзывают его «дегенератом», он все еще с нежностью вспоминает о них.
Кузен же, не сумев залатать разбитое сердце, оставляет после себя одно — Голубчика. Обнаженного и нелюдимого.
Удава на сцене, как вы уже могли догадаться, не было, но змею в исполнении Лилии Мусиной я угадала сразу, еще до начала спектакля: кожаный костюм, темные очки и гипнотически плавные движения. Актриса растекалась в кресле и скользила по телу Кузена, точно у нее нет своих рук и ног.

Вообще, актеры так ловко меняли образы, что я, например, не сразу поняла, что молодая проститутка и возрастная женщина с попугаем — это один человек
Невозможно проигнорировать в «Голубчике» и техническое исполнение. Декорации, свет и музыка дополняют содержание порой очень неожиданным образом, ведь буквально каждый элемент в спектакле подвижен — даже стены. Когда одна из них отъехала в сторону, открыв совершенно новое пространство, мое сердце замерло. А сцены в лифте? Как минимум произведение искусства.
Настолько детально продуманная по форме постановка напомнила мне работы режиссера Уэса Андерсона, известного своим перфекционизмом и любовью к цвету. Винтажные, местами даже карикатурные образы героев лишь усилили это ощущение.

Обратите внимание на карикатурно широкие плечи полицейского и необъятные бедра соседки Кузена
Команда проделала невероятную работу, чтобы запустить сложный механизм под названием «Голубчик». И, кажется, всё у них получилось. По крайней мере, я вышла из зала с приятным чувством опустошения и желанием прийти на спектакль еще раз. Но будьте готовы столкнуться с вопросами, на которые нет ответа.
Недавно в Новосибирск привезли знаменитую рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» (12+). Постановке уже 55 лет, но она до сих пор способна задвинуть даже самые модные премьеры.



















