Культура Купол НОВАТа три года стоял «голым»: из-за возвращения чешуек начался скандал — мы поднялись на крышу, чтобы проверить ремонт

Купол НОВАТа три года стоял «голым»: из-за возвращения чешуек начался скандал — мы поднялись на крышу, чтобы проверить ремонт

НГС подробно разобрался с тем, что происходит с работами на знаковом культурном объекте

Новосибирцы недовольны цветом покрытия купола, его формой и в целом работами на нем. НГС удалось попасть на стройку и впервые вблизи рассмотреть монтаж знаменитых «чешуек» | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUНовосибирцы недовольны цветом покрытия купола, его формой и в целом работами на нем. НГС удалось попасть на стройку и впервые вблизи рассмотреть монтаж знаменитых «чешуек» | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Новосибирцы недовольны цветом покрытия купола, его формой и в целом работами на нем. НГС удалось попасть на стройку и впервые вблизи рассмотреть монтаж знаменитых «чешуек»

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Новосибирский государственный театр оперы и балета имеет особое значение для любого горожанина, какое бы отношение он не имел к культуре. Любая подозрительная пылинка, пролетевшая мимо него, вызывает в последние годы острую реакцию в обществе: театр у всех на виду. Этой осенью, спустя три года ожидания, на купол стали монтировать знаменитые «чешуйки». Почти сразу возникли споры: одни заявляют, что купол не такой и как бы в ближайшее время вообще не рухнул, другие предлагают «в это дело не лезть», есть и те, кто успокаивает, призывая дождаться окончания работ. Александра Бруня поговорила и с представителями театра, и с экспертами, чтобы понять, стоит ли волноваться горожанам, а фотокорреспондент НГС снял долгожданные работы вблизи. Подробности — в материале НГС.

Уникальный купол и его «чешуя»

Построенный в Великую Отечественную войну в самом сердце города театр не раз переживал непростые времена, как и жители Новосибирска. Если писать об истории строительства Новосибирского театра оперы и балета, то не хватит и сорока статей.

Здесь можно увидеть башню, которую временно возвели для строительства купола | Источник: Музей НовосибирскаЗдесь можно увидеть башню, которую временно возвели для строительства купола | Источник: Музей Новосибирска
Декоративную часть крепили сразу к дереву | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театраДекоративную часть крепили сразу к дереву | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театра
Так выглядел купол в 1938 году | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театраТак выглядел купол в 1938 году | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театра
+1
Театр в 1955 году. Видно, каким плотным был рисунок купола театра | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театраТеатр в 1955 году. Видно, каким плотным был рисунок купола театра | Источник: Слава Степанов / архив Новосибирского оперного театра

Важнее всего для этого материала уникальная крыша театра. Если коротко, то здание венчает бетонный купол, а уже над ним то, что видят горожане и в обиходе также называют куполом: металлическая крыша, на которую крепятся декоративные элементы. Самые первые «чешуйки» были изготовлены из кровельной стали и выколачивались вручную по шаблону. Тяжелые, красивые, сложенные в эффектный рисунок, но приколоченные сразу на деревянную обрешетку купола.

Как строили купол и монтировали крышу оперного в деталях

Гладкий железобетонный купол в 1930-е года стал настоящим архитектурным чудом. Его проект выполнили профессор Пётр Пастернак и инженер Борис Матэри. Диаметр купола — 60 метров, высота — 35 метров, а толщина — всего 8 сантиметров. Советским инженерам удалось все просчитать так, что бетонный купол получился не только огромным, но и прочным.

Для постройки купола в середине зала временно возвели 37-метровую башню — она стала опорой ферм опалубки. Ее начали собирать в августе 1933 года, к сентябрю опалубка и каркас из арматуры были готовы, и рабочие приступили к заливке бетона, который сформировал купол над зданием. Фермы опирались на ящики с песком и домкраты.

Весной 1934 года готовый и прошедший предварительное обследование купол начали опускать на здание. Делать это нужно было медленно, опуская целиком всю конструкцию — строители делали это по несколько миллиметров, постепенно высыпая песок и убирая домкраты. В мае 1934 года купол опустился на опору. У него нет контрфорсов и ферм, он лежит всем своим весом на круговой балке, которая в свою очередь опирается на колонны.

В 1936–1937 годах на бетонный купол установили крышу с декоративными элементами. Изначально «чешуйки» делали из кровельной стали — вручную, по шаблонам. К 1938 году купол уже был декорирован, хотя работы по строительству театра продолжались.

Стройка сопровождалась скандалами, репрессиями, недостатком финансирования, свои коррективы внесла и война. Театр открыли только в 1945 году.

Проблемы с крышей начались почти сразу — она протекала. Это не касалось основных конструктивных элементов, и об угрозе немедленного обрушения всей конструкции речь тоже не шла, но ремонт театру потребовался уже в 1948 году. Работы начали, но шли с трудностями: что в согласовании объема и проекта, что в финансировании.

В 1992–1994 году у строителей дошли руки и до купола — тогда оригинальные «чешуйки» сняли. Больше горожане их не видели и начали строить самые разные теории о том, куда они пропали.

Что стало с первыми «чешуйками» оперного

Точно известно, что первые «чешуйки» покинули Новосибирск под предлогом реставрации. По одной из популярных среди горожан легенд, их тайком продали и увезли на пароме «Эстония» — якобы титан в их составе представлял особую ценность. Ночью 28 сентября 1994 года паром затонул.

О причинах трагедии до сих пор строят теории. Паром «Эстония» — единственное в мире судно, охраняемое законом о покое погибших. Его поднятие запрещено отдельным соглашением, которое было принято в 1995 году. Расследование причин крушения без официального разрешения считается преступлением, но исследования разрешены. Горожане говорят, что во время одного из погружений недалеко от места трагедии аквалангисты нашли странные металлические пластины — якобы это были те самые «чешуйки» с купола новосибирского оперного.

Эту историю горожане с удовольствием рассказывают друг другу, а также часто пишут в комментариях к статьям НГС про оперный театр.

Новые чешуйки сделали на заводе им. Чкалова из алюминия, значительно упростив рисунок купола. Но алюминиевые декоративные элементы показали себя не с лучшей стороны: «чешуйки» начали деформироваться и пропускать воду. В 2004–2005 годах снова возник вопрос о реставрации и был проведен ремонт чешуек и крыши. Но проблема вновь стала актуальной в 2021 году.

Горожане сразу обратили внимание, что обновленная крыша выглядит темнее, чем раньше | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUГорожане сразу обратили внимание, что обновленная крыша выглядит темнее, чем раньше | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Горожане сразу обратили внимание, что обновленная крыша выглядит темнее, чем раньше

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Как оперный стал НОВАТом и начал меняться

В 2015 году, после скандальной премьеры оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в интерпретации режиссера Тимофея Кулябина с должности руководителя театра сняли Бориса Мездрича. На его место назначили Владимира Кехмана, который получил финансирование на долгожданный ремонт театра.

Итоговая сумма составила 350 миллионов рублей, часть из которой выделили спонсоры. Но из-за ремонта в фойе и зале суд оштрафовал Владимира Кехмана на 100 тысяч рублей, так как не были получены необходимые разрешения на работы. При этом менять результаты ремонта не стали.

Кроме интерьеров, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета при Кехмане получил и новое имя: стал работать под брендом НОВАТ.

В 2019 году Владимир Кехман презентовал отремонтированный за 360 миллионов рублей концертный зал, а в 2020 году на фасаде здания установили подсветку за 416 миллионов рублей. В 2021 году Владимира Кехмана назначили директором МХАТ им. Горького в Москве. Должность худрука в НОВАТе он оставил, но продолжил приглядывать за театром «на общественных началах».

Снятие «чешуек» и три года «голого» купола

В сентябре рабочие приступили к креплению новой «чешуи» на металлическую основу | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUВ сентябре рабочие приступили к креплению новой «чешуи» на металлическую основу | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

В сентябре рабочие приступили к креплению новой «чешуи» на металлическую основу

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Ближе к 2021 году стало понятно, что кровля и чердак здания театра нуждаются в ремонте. В 2021 году власти определились с подрядчиком: по результатам закупки провести «ремонтно-реставрационные работы чердачно-кровельной системы объекта культурного наследия федерального значения» должна была компания «РСК-Ренессанс». На все работы выделили около 1,2 миллиарда рублей.

Компания «РСК-Ренессанс» реставрирует здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге, занимается офисом дирекции Культурного форума и отвечает за ремонт купола НОВАТа.

Летом 2022 года «чешую» сняли и увезли в Санкт-Петербург. Ремонт кровли должны были закончить ещё в 2023 году, но работы затянулись. Три года она оставалась гладкой. Новосибирцы обозвали ее «голой», и после 2023 года ежемесячно атаковали редакцию вопросом, когда крыша театра примет привычный им вид. Подрядчику сроки выполнения регулярно продлевали. После очередного продления, по данным сайта «Госзакупки», срок сдвинулся на 20 апреля 2026 года.

Здесь можно оценить рисунок "чешуи" на куполе незадолго до демонтажа | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUЗдесь можно оценить рисунок "чешуи" на куполе незадолго до демонтажа | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Вечер и свежая подсветка фасада | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUВечер и свежая подсветка фасада | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Вид сверху | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUВид сверху | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Весной 2025 года «чешуйки» привезли в Новосибирск — паллеты можно было заметить на улице за забором у служебного входа. Новосибирцы ждали скорого начала работ, но в июле стало известно, что следственный комитет России возбудил уголовное дело против гендиректора «РСК-Ренессанс» Марата Каргинова по статье 291 УК РФ «дача взятки».

После череды публикаций о деталях уголовного дела для новосибирцев стало неожиданностью, что компания начала работы на куполе оперного театра. Редакция НГС направила запросы по всем имеющимся в открытых источниках адресам подрядчика. Ответы не были получены.

До выпадения снега строители успели уложить все «чешуйки» и приступили к подготовке креплений для пирамидок и кулисок.

А вдруг рухнет?

Новосибирцев не устраивает, как именно проводятся работы. В театре заверили, что весь строительный мусор будет убран до конца года | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUНовосибирцев не устраивает, как именно проводятся работы. В театре заверили, что весь строительный мусор будет убран до конца года | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Новосибирцев не устраивает, как именно проводятся работы. В театре заверили, что весь строительный мусор будет убран до конца года

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

В сентябре 2025 года после начала работ в редакцию НГС стали поступать жалобы от новосибирцев, сотрудников театра и деятелей культуры. Среди претензий горожан звучали отсутствие необходимых документов на проведение работ на куполе оперного, неприятный внешний облик и спорное качество.

Купол, по мнению новосибирцев, стал слишком темным, «чешуйки» оказались не того цвета и складываются не в тот рисунок, что был раньше. Вызвали у них вопросы и способы монтажа, и поспешность начатых работ, и их экспертная оценка — проект был одобрен еще в 2021–2022 годах, и ситуация за это время могла измениться. Но в основном те, кто обращался в редакцию, не были готовы давать комментарии под своими именами.

Единственный, кто не первый год выступает с критикой в открытую — 80-летний архитектор и общественник Геннадий Чибряков. Он утверждает (в редакцию поступило его видеообращение), что проводимые работы не просто внешне не соответствуют тому, что было прежде, но и опасны, несут угрозу обрушения купола на зрителей.

Заявления обратившихся требовали проверки. В первую очередь запросы были отправлены в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Новосибирский оперный театр, Министерство культуры России.

Мы также обратились с официальными запросами в другие ведомства, которые могли бы быть заинтересованы в поступившей информации: от федеральных и местных властей до правоохранительных органов, общественников и депутатов.

«Контроль осуществляет театр»

Работы снаружи продвигались достаточно быстро | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUРаботы снаружи продвигались достаточно быстро | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Работы снаружи продвигались достаточно быстро

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Многие ведомства (в том числе, мэрия Новосибирска, региональный минкульт, городские и региональные депутаты, СК, МЧС и Генпрокуратура) отметили, что вся эта ситуация — не их зона ответственности.

В Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области и администрация губернатора ответили, что работы на куполе были согласованы в марте 2022 года по проекту, который был одобрен в 2021 году. В 2025 году было выдано разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ.

«Выданное в 2025 году разрешение на проведение работ предусматривает возвращение на купол отреставрированных декоративных элементов. Изменение конструкции кровли при проведении данных работ не предусмотрено. Декоративные элементы должны устанавливаться в соответствии с оригинальным планом кровли и схемой декоративной отделки, указанной в согласованной проектной документации», — ответили в ведомствах, подчеркнув, что оценивать работы будут только после полного завершения, при приемке.

В Министерстве культуры России на вопросы НГС ответили кратко:

«Контроль за проведением работ осуществляет заказчик работ, в данном случае — театр», — подчеркнули в Минкультуре России.

После получения запроса в ситуации стал разбираться сибирский полпред президента Анатолий Серышев. Проведение работ находится на контроле в прокуратуре Центрального района Новосибирска.

В региональном «Народном фронте» по Новосибирской области сразу организовали проверку. Общественники обзвонили все надзорные ведомства, побеседовали с сотрудниками и артистами театра. На этом этапе угроз зданию не выявили, но решили не останавливаться.

«Для получения объективной картины и исключения возможных рисков представители исполкома ОНФ лично посетили спектакль „Конек-Горбунок“. В ходе посещения был проведен визуальный осмотр зрительного зала, декораций, путей эвакуации, а также других элементов инфраструктуры, доступных зрителям. Особое внимание уделялось наличию видимых деформаций строительных конструкций, признаков разрушения отделки, нестабильности оборудования или иных факторов, способных угрожать жизни и здоровью посетителей», — сообщили в ОНФ.

Ни трещин, ни разрушений, ни других проблем общественники не выявили, пообещали следить за ситуацией и заверили, что готовы оперативно отреагировать на поступающую информацию.

В Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета сначала ограничились формальным ответом о том, что все документы есть и все соответствует заказу. Но впоследствии редакции НГС удалось получить от организации развернутый ответ: в дело вмешался Владимир Кехман, который настоял на том, чтобы театр дал разъяснения для материала. Подробности — ниже.

«Архитектор принял решение, экспертиза согласовала»

Фотографа НГС впервые пустили на крышу оперного театра, чтобы зафиксировать ход работ — необходимые документы для съемки на высоте у него есть | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUФотографа НГС впервые пустили на крышу оперного театра, чтобы зафиксировать ход работ — необходимые документы для съемки на высоте у него есть | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Фотографа НГС впервые пустили на крышу оперного театра, чтобы зафиксировать ход работ — необходимые документы для съемки на высоте у него есть

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Пока фотограф НГС рассматривал вблизи «чешуйки», которые устанавливают на крыше, внутри театра нам подробно рассказали о том, как и из чего складываются работы на культурном объекте.

Игорь Железняков, руководитель отдела заказчика (ответственный сотрудник со стороны театра) подробно объяснил, что для принятия решение о том, как будет выглядеть купол, была проведена масштабная историко-культурная работа, документ обсуждал целый ряд специалистов.

Нижняя часть купола не видна с улицы, сейчас ее доделывают | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUНижняя часть купола не видна с улицы, сейчас ее доделывают | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Нижняя часть купола не видна с улицы, сейчас ее доделывают

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Невозможно сказать точно, к виду какого года возвращают театр: со дня своего открытия он постоянно менялся через ремонты, реконструкции, реставрации. Специалист привел пример с флагштоками на боковых частях, которые демонтировали после распада СССР, и ручки входных дверей — их заменили с обычных на массивные декоративные.

В театре признали, что крыша действительно визуально выглядит не совсем как прежде. И для этого есть целый ряд причин: от воздействия снега и солнца (из-за них цвет декора на куполе мог казаться другим) до решений, применявшихся для снижения снеговой нагрузки.

Почему продляли сроки окончания работ

Подрядчик начал работы в 2022 году. Главной задачей была защита железобетонного купола, и после снятия «чешуек» рабочие приступили к его ремонту. Игорь Железняков подчеркнул, что это были не капитальные работы — серьезных трещин в бетоне не было.

Как объяснил специалист, сроки окончания работ по контракту продляли как из-за коронавирусных ограничений, так и из-за ограничений, возникших после начала СВО.

Игорь Железняков в качестве примера показал одну из оставшихся в палетах «чешуек» — их изготовили с запасом, а окончательное решение насчет декора самого дальнего участка купола пока не принято | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUИгорь Железняков в качестве примера показал одну из оставшихся в палетах «чешуек» — их изготовили с запасом, а окончательное решение насчет декора самого дальнего участка купола пока не принято | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Игорь Железняков в качестве примера показал одну из оставшихся в палетах «чешуек» — их изготовили с запасом, а окончательное решение насчет декора самого дальнего участка купола пока не принято

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Если говорить именно о «чешуйках», то это вариант 2005 года, который был сделан из алюминия по образцу и установлен во время ремонта после деформации декора 1990-х годов. Среди тех, что сняли, отреставрировали около 75%, остальные пришлось изготавливать заново.

«Архитектор принял решение, что чешуйки должны быть потемнее, и историко-культурная экспертиза согласовала это решение. Но нужно понимать, что те, что стояли раньше, постепенно выцвели, — объяснил Игорь Железняков. — Часть невозможно было отреставрировать, потому что у нас, например, северная сторона находится под более серьезной снеговой нагрузкой и воздействием».

Из-за круглой формы крыши чешуйки имеют разный размер (на фото представлен средний) | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUИз-за круглой формы крыши чешуйки имеют разный размер (на фото представлен средний) | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Вблизи чешуйки не выглядят как шедевр искусства, но после монтажа на крыше смотрятся вполне презентабельно | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUВблизи чешуйки не выглядят как шедевр искусства, но после монтажа на крыше смотрятся вполне презентабельно | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Чтобы проверить прочность, нам предложили встать на «чешуйку». Она даже не скрипнула | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUЧтобы проверить прочность, нам предложили встать на «чешуйку». Она даже не скрипнула | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
+1
Сзади у чешуйки есть свои опорные элементы | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUСзади у чешуйки есть свои опорные элементы | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

У театра сейчас нет претензий и замечаний по ходу проводимых работ. Специалист заверил, что уголовное дело против подрядчика тоже никак не повлияло на ситуацию. Несмотря на погоду рабочие обещают завершить монтаж нижних пирамидок и более мелких декоративных элементов, кулисок, до конца этого года.

В театре подтвердили, что сейчас ведутся работы по решению проблем со стропильной системой: ее замену не согласовали в 2021 году — не хватило более детальных исследований. За это время театр получил рекомендации от Центрального научно-исследовательского института железобетона по поводу расчетов нагрузки и оценки состояния купола, чтобы сделать его прочнее. Сейчас в учреждении ждут уже конструкторские решения по этим рекомендациям от проектировщиков. Сроки в театре пока не называют.

«Проблем с куполом нет, но бетон, как и любой материал, имеет свой определенный цикл жизни. Нам хочется, чтобы наш купол жил 200 лет и больше, поэтому и ищем решения, — пояснил сотрудник оперного. — Зрители в полной безопасности, никаких угроз обрушения нет».

«Вид купола последние 30 лет отличается от первоначального»

Такой темный цвет чешуек в театре объясняют влиянием погоды — по документам они должны быть светлее | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUТакой темный цвет чешуек в театре объясняют влиянием погоды — по документам они должны быть светлее | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Такой темный цвет чешуек в театре объясняют влиянием погоды — по документам они должны быть светлее

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Эксперты, к которым корреспондент НГС обратилась с просьбой оценить внешний вид купола и его безопасность, в основном по разным причинам отказывались от комментариев. Отказались комментировать ситуацию и в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств им. Андрея Крячкова, признав, впрочем, что у редакции остается право отправить вопросы письменно.

Известный новосибирский деятель культуры, художник театра Владимир Авдеев напомнил, что замена металлического покрытия купола театра — не первая в его истории. В отличие от предыдущих, проектом этой реконструкции предусмотрено воссоздание декоративного покрытия в первоначальном виде, но защитная, технологическая часть выполняется с применением современных технологий и материалов. Трехлетнее ожидание до начала работ для памятника такого уровня он объяснил требованиями к экспертизам и согласованиям.

Для купола частично отреставрировали, частично воссоздали «чешуйки» 1990-х — по технологии производства они уже отличались от оригинальных | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUДля купола частично отреставрировали, частично воссоздали «чешуйки» 1990-х — по технологии производства они уже отличались от оригинальных | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Для купола частично отреставрировали, частично воссоздали «чешуйки» 1990-х — по технологии производства они уже отличались от оригинальных

Источник:

Александр Ощепков / NGS.RU

Эксперт по государственной историко-культурной экспертизе Александр Кошелев подчеркнул, что важно понимать, какой вид театра сейчас восстанавливают. За свою историю культурный объект пережил не один ремонт и даже реконструкцию.

«Сейчас восстанавливаются тот декор и „чешуйки“, которые были изготовлены в 1990-е годы. Они не совсем соответствуют историческим „чешуйкам“, которые были сняты и увезены в те годы. В 1990-е не смогли воспроизвести технологию, которую применили в 1930-е годы. Вид купола, покрытого „чешуей“ последние 30 лет, отличается от первоначального исторического решения», — объяснил специалист.

Оценить на глаз, плохо или хорошо выполняют работу подрядчики, сейчас невозможно. Намного важнее обратить внимание на стропильную систему, что внутри давит на железобетонный купол. При согласовании работ было принято решение пока сохранить деревянную основу и не менять ее на металлическую. Точного решения, как поступить с этой системой, которая со временем приходит в негодность, пока нет.

Все ждут окончания работ

То, что снизу выглядит как темный брезент, на самом деле железные листы | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUТо, что снизу выглядит как темный брезент, на самом деле железные листы | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
Цвет купола зависит от освещения и может выглядеть по-разному | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUЦвет купола зависит от освещения и может выглядеть по-разному | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU
В тылу, ближе к лестнице, которая ведет к флагштоку (да, на крыше есть лестница) по проекту нет «чешуек» из-за снеговой нагрузки | Источник: Александр Ощепков / NGS.RUВ тылу, ближе к лестнице, которая ведет к флагштоку (да, на крыше есть лестница) по проекту нет «чешуек» из-за снеговой нагрузки | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU

Александр Кошелев признал, что его не удивляет то, насколько болезненно новосибирцы реагируют на любые работы в оперном.

«Это наша гордость, наш символ, и к нему особое внимание, хотя за другими памятниками объектов культурного наследия люди тоже следят. Оперный на виду, в самом центре, поэтому сразу же появляются вопросы по любым работам», — сказал он.

Вся ситуация вокруг купола не обращалась бы в разгорающийся скандал и недовольство, если бы проводимые работы были прозрачны. Опасения новосибирцев выглядят понятными и логичными.

Во-первых, горожан беспокоит богатое прошлое из череды скандалов при каждом ремонте театра. Об уже проведенных без согласования и нужных документов интерьерных работах в Новосибирске говорят до сих пор.

Во-вторых, немалая стоимость работ — 1,2 миллиарда рублей — побуждает горожан требовать более подробного отчета и объяснения, что именно делают за такие деньги.

В-третьих, свою роль сыграло уголовное дело, в которое вовлечен, в том числе, и подрядчик.

Наконец, нервозность выросла и из-за изначальной неготовности театра подробно объяснять нюансы работ, показывать элементы декора и говорить о преимуществах современных материалов. Не заметить, что купол отличается по виду от того, что было даже пять лет назад, было просто невозможно. Это вызвало вопросы у горожан и активистов — радует, что с помощью титанических усилий в итоге удалось все же получить на них ответы.

У редакции НГС, в отличие от горожан, есть возможность запрашивать информацию у ведомств и общественных организаций. Мы постарались собрать информацию у максимального количества лиц, заинтересованных в том, чтобы здание театра было сохранено.

Сухие ответы ведомств наводят на мысль, что история с куполом еще может получить продолжение — какое именно, сейчас сказать не сможет никто. Но понятно, что все участники процесса и контролирующие органы ждут окончания работ.

Формально работы идут по плану — на этом этапе у театра нет опасений, что что-то будет сделано не по проекту. Если не случится форс-мажоров, то к новому сроку по контракту — апрелю 2026 года — они должны быть закончены. Тогда проверять работу будут специалисты инспекции по охране памятников, а новосибирцам остается только ждать их вердикта.

Редакция НГС будет продолжать следить за тем, как продвигается ремонт, насколько он надежен, и обязательно ознакомится с результатами итоговой проверки.

Новосибирцы не стесняются высказывать свое мнение о новых чешуйках. Одни её критикуют, а другие ждут конечный результат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE21
Смех
TYPE_HAPPY10
Удивление
TYPE_SURPRISED5
Гнев
TYPE_ANGRY25
Печаль
TYPE_SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
169
Гость
Форумы
Игры
Аномальная рыбалка
12+
Аномальная рыбалка
Рыбачь в мире после катастрофы. Лови мутантов, находи артефакты, участвуй в рейдах и раскрывай тайны этого мира.
Играть онлайн
Шарики: первое место
6+
Шарики: первое место
Лопай шарики в залипательной игре, проходи уровни, покоряй новые рекорды и занимай первые места!
Играть онлайн
Северное слияние
6+
Северное слияние
Новый хит для любителей игры жанра Соедини 3!
Играть онлайн
Магический мир
6+
Магический мир
Уникальная игра, объединяющая популярные механики Match3 и пошаговые бои!
Играть онлайн
Warfare 1942
18+
Warfare 1942
Испытайте захватывающие сражения Второй мировой войны: быстрые бои, огромный арсенал, настройка, танки и стратегия на разнообразных картах!
Играть онлайн
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Промокоды
Скидка 15% на все напитки с собойСкидка 15% на все напитки с собой
Скидка 15% на все напитки с собой
Заканчивается 31 декабря, 2025
Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽
Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽
Заканчивается 17 ноября, 2025
Две кружки с полной запечаткой за 1200 ₽ при первом заказеДве кружки с полной запечаткой за 1200 ₽ при первом заказе
Две кружки с полной запечаткой за 1200 ₽ при первом заказе
Заканчивается 16 ноября, 2025
Все промокоды