
Театров в городах с населением до 50 тысяч человек — не больше десяти по всей России. «На окраине» — один из них
Небольшой город Карасук в Новосибирской области находится недалеко от границы с Казахстаном. По сути, это окраина региона и страны с населением около 25 тысяч человек. Вопреки стереотипам, этот небольшой городок может удивить. Здесь есть театр. Не просто самодеятельность в местном ДК, а настоящий театр: с актерами, режиссерами, осветителями, работниками сцены, постоянным репертуаром. Это театр «На окраине» — самобытный и уникальный. Съемочная группа НГС провела в гостях у труппы целый день, узнала историю создания театра, его семейственности и увидела слезы на глазах зрителей и актеров.
«Это был заброшенный сельский клуб»

Александр Кобец уже 20 лет руководит театром «На окраине»
Сам факт существования и многолетней работы театра в глубокой провинции вызывает удивление.
Изнутри здание оказывается гораздо вместительнее, чем снаружи. По лабиринтам деревянных помостов проходим из комнаты в комнату: касса, гардероб, помещение для хранения реквизита, швейная мастерская, рубка осветителей и «звукарей», гримерка, офисная часть. Все очень компактно, но уютно. И все это сделали своими руками основатель и директор театра «На окраине» Александр Кобец и его единомышленники, многие из которых сегодня работают на сцене и за кулисами.
Театр «На окраине» был создан в заброшенном доме культуры в Карасуке — сейчас там ставят серьезные спектакли и собирают аншлаги
«Это был заброшенный сельский клуб. Выбитые окна, здесь собирались бомжи, здесь какие-то пьянки организовывались и так далее. Я обратился к главе района и попросил его прислушаться и отдать нам это здание. Мы пришли сюда маленьким коллективом в пять человек, в том числе мой старший сын и младший сын, маленький, и мои коллеги, которые со мной были», — вспоминает Александр Кобец-старший.
В этом году театру официально исполняется 20 лет. Но его история началась гораздо раньше.
В 1995 году в Карасуке сформировался небольшой драматический коллектив. Александр Кобец раньше работал на местном телевидении, увлекся самодеятельностью, трудился в Муниципальном центре культуры и искусства. С единомышленниками они стали пытаться ставить какие-то спектакли, участвовать в областных фестивалях. И уже через два года творческая группа получила звание «Народный самодеятельный театральный коллектив».

Раньше в этом здании собирались бомжи, окна были заколочены
Когда стало очевидно, что у проекта есть потенциал и группа поверила в свои силы, возникла идея создания полноценного театра. Для этого нужно было отдельное помещение — своего здания у зарождающегося театра еще не было. Александру Кобецу удалось убедить местные власти и уговорить отдать под театр заброшенный ДК. Никаких денег тогда у администрации не просили — рады были и тому, что появилось помещение.
Здание передали в муниципальную собственность из совхоза. Александр Кобец с сыновьями и несколькими единомышленниками начали работу. Делали все своими руками и доступными инструментами, никаких бригад не нанимали. Стекло и высоковольтный кабель дали местные электросети, глава администрации помог с проведением отопления.
Старший сын Александра Кобеца — тоже Александр в театр пришел не сразу. Вместе с супругой Натальей они решили бросить учебу в Новосибирске (Наталья училась в НГПУ на филфаке, Александр — в электромеханическом колледже), заняться творчеством и вернулись в Карасук.

Александр Кобец-младший — главный режиссер театра
Сначала попробовали себя в спектаклях самодеятельного театрального коллектива. Потом Александр отучился на режиссера в Алтайской академии культуры и искусства — в его дипломном спектакле как раз играли актеры театра «На окраине». К этому моменту театр получил заколоченное здание.
«На этой площадке был экран металлический — тогда же кино показывали тут, в основном. Мы его пилили простыми ручными полотнами, болгарок не было. Распиливали по кусочкам, металл не выкидывали, сохраняли: вдруг для декорации пригодится, — вспоминает Александр Кобец-младший. — В 2005 году открывали зал — у нас уже был амфитеатр, который мы строили, пилили руками все ступеньки, доски. Потом пытались зарабатывать, делали дискотеки для школ. Параллельно были спектакли, которые играли, тоже пытались ими зарабатывать. Хотя тогда это было очень сложно».
Духовка на сцене

Наталья Кобец — одна из ведущих актрис и заведующая литературным отделом
Сейчас Александр Кобец-младший работает режиссером-постановщиком в театре «На окраине», его супруга Наталья — актриса и заведующая литературным отделом. Первые спектакли она вспоминает как настоящее испытание.
«Отопление хоть и было, но в зале было холодно. Мы кутались. Для обогрева помещения сюда притащили настоящий духовой шкаф, включали его. Мы с девчонками буквально сидели, протянув к нему ноги, и грелись. Но никто не жаловался, работа по развитию шла постоянно», — рассказала Наталья Кобец.



15 июня 2005 года состоялось официальное открытие театра «На окраине». Городская администрация оформила его как муниципальный, что, как признает Александр Кобец-старший, очень помогло в дальнейшем.
Первое время театр финансировал сам основатель — из своей зарплаты и пенсии своей мамы. И только с появлением бюджетного финансирования началось какое-то развитие.

Кирилл Кобец работает за сценой: он отвечает за свет, звук, костюмы, реквизит и декорации
Всю административно-хозяйственную работу первое время актеры делали сами: клеили афиши, продавали билеты, придумывали декорации, костюмы. Привлекали зрителя как могли.
Постепенно формировался коллектив. Младший сын Александра Кобеца, Кирилл, тоже пришел работать в театр, но выбрал не сцену, а закулисье. Он заведует художественно-постановочной часть: светом, звуком, декорациями, костюмами. Здесь встретил и свою будущую жену Юлию Толоконникову, которая пришла заниматься в студии актерского мастерства при театре. Сегодня она — актриса и преподает сценическую речь в той же студии.
«Хотелось бы сыграть Мольера»

Антон Сигутенко пришел в театр на должность администратора

Но стал актером и уже сыграл более 40 ролей
Все актеры театра так или иначе начинали под наставничеством Александра Кобеца-старшего. Когда втягивались в процесс в студии, продолжали обучение, погружались в театральную жизнь. Так постепенно формировалась театральная семья.
Сегодня в труппе — 13 творческих работников, всего в штате театра 41 сотрудник. У большинства актеров есть еще ряд других обязанностей. Кто-то преподает в студии, знакомит детей с основами театрального мастерства и сценического искусства. Кто-то еще учится, а параллельно участвует в постановках и занимается монтажом света и декораций.
Актер Антон Сигутенко пришел в театр больше 18 лет назад, с Кириллом Кобецом они друзья детства. Сейчас он, кроме исполнения ролей, также учит детей сценическому движению и фехтованию.
«Я вообще пришел сюда не артистом, а администратором. Но поработал год, и мне стало очень интересно, решил поступать в высшее учебное заведение. Такими путями окольными попал на сцену, — рассказал Антон Сигутенко. — Конечно, Мольера хотелось бы сыграть. У него очень шикарные комедии, на мой взгляд, поэтому очень сильно бы хотелось. Но пока не получается у нас в театре: там очень густонаселенные спектакли, а у нас маленькая труппа».
«Исходим из платежеспособности зрителей»



О расширении театра мечтают все: и служители театра, и зрители. Мечтают о новом здании, развитии, втором составе, обновлении репертуара.
Сегодня театр «На окраине» входит в программу «Театры малых городов». Надо сказать, что подобных ему в населенных пунктах, где меньше 50 тысяч жителей, не больше десяти по всей стране. Благодаря госпрограммам театр смог приобрести хороший свет, транспорт для гастролей и даже открыть вторую площадку в Купине — правда, поскромнее. Несколько раз в месяц труппа выезжает в другие районы Новосибирской области.



Рядом со зданием театра в Карасуке есть пустырь, где Александр Кобец-старший и его коллеги мечтают построить новое здание.
«У нас сейчас маленький, уютный зрительный зал на 100 мест. Мы исходили из платежеспособности населения: здесь она невысокая. Поэтому мы не можем позволить себе стоимость билетов, как в Новосибирске. Хотя, когда мы там работаем, нас продают по ценам Новосибирска. А здесь у нас на детские спектакли билеты стоят 300–350, на взрослые — 400–450 рублей», — пояснил Александр Кобец-старший.
Театр создает ощущение некой эклектики: культура и искусство на индустриальной окраине, которые неожиданно гармонично вплетены в жизнь небольшого городка. Провинция заканчивается на его пороге. «На окране» — уникальное явление, в котором настоящего оказалось больше, чем постановки.
Театр сегодня — пожалуй, одна из достопримечательностей Карасука. При этом читатели НГС считают, что на театрах, в числе прочего, и держится туризм в регионе.