23 сентября среда
СЕЙЧАС +10°С

Чиновники мэрии и еще сотня человек собрались ночью в метро Новосибирска. Показываем, что там происходило

Главные по культуре остались недовольны увиденным и ушли раньше всех — еще до окончания программы

Поделиться

В Новосибирском метро ночью 13 декабря прошёл очень авангардный театральный проект «Предел»

В Новосибирском метро ночью 13 декабря прошёл очень авангардный театральный проект «Предел»

В пятницу 13-го, после полуночи, в новосибирском метрополитене прошло закрытое мероприятие, попасть на которое смогла лишь сотня избранных. Среди заранее зарегистрированных были и представители мэрии, отвечающие за культуру, архитектуру и молодёжную политику, во главе с вице-мэром Анной Терешковой и главным архитектором Новосибирска Александром Ложкиным. Побывал на необычном представлении и корреспондент НГС Илья Калинин.

Очередь на проверку документов перед заходом в ночное метро

Очередь на проверку документов перед заходом в ночное метро

Попасть на закрытый проект под названием «Предел», который организовали АНО «Культурный город» и один из самых заметных режиссёров нового поколения Сергей Чехов в рамках XIII Международного фестиваля, смогла по предварительной регистрации лишь сотня человек. Среди них журналисты, критики, фотографы, артисты, завзятые театралы и представители власти. «Предел» прошёл с полпервого до полтретьего ночи пятницы 13-го.

Продюсер проекта «Предел» и директор «Первого театра» Юлия Чурилова

Продюсер проекта «Предел» и директор «Первого театра» Юлия Чурилова

— Метро довольно дружественно к нам относится, может, потому, что этот проект готовился при поддержке мэрии. Как мы объяснили, что это будет? Туманно… Мы говорили, что это будет такой современный спектакль — не совсем спектакль — в жанре site specific. Что мы хотим поработать в закрытом метро, когда там нет людей, исследовать это пространство, мы хотим посмотреть на метро, как на пространство, в которое мы каждый день попадаем, — объяснила продюсер проекта и директор «Первого театра» Юлия Чурилова.

Анна Терешкова с буклетом

Анна Терешкова с буклетом

В разосланном заранее пресс-релизе сообщалось: ««Предел» — конечная станция, провокация зрительских ощущений в привычном городском пространстве метро, которое сейчас в наших глазах может стать «произведением искусства». Не ждите спектакля-представления, где актеры что-то показывают, а зрители — смотрят». Один из зрителей чуть позже чётко опишет происходящее: «Метро поставили на паузу».

Два мира: суетливая реальность и спокойное пространство ночного метро

Два мира: суетливая реальность и спокойное пространство ночного метро

Так оно и случилось: многие ждали спектакль, который ждать не следовало, как честно предупредили авторы. Это было такое чистое искусство: без каких-то примесей в виде авторского сюжета, заученного текста и художественной игры актёра. Искусство, которое рождала окружающая реальность ночного метрополитена: вот — суета и городская жизнь, а вот — живой, но уже «заснувший» подземный организм.

Казалось, что ещё немного — и на перроне зазвучит марш «Прощание славянки»

Казалось, что ещё немного — и на перроне зазвучит марш «Прощание славянки»

Но пока этого ещё никто не осознал. Около часа ночи люди загрузились в поезд на станции «Сибирская» и медленно-медленно отправились в авангардное путешествие до станции «Площадь Гарина-Михайловского». На пустом перроне не хватало пары-тройки рыдающих поклонниц классического театра, да звучащего марша «Прощание славянки».

Дмитрий Терешков с супругой Анной Терешковой 

Дмитрий Терешков с супругой Анной Терешковой 

Всех ещё пока веселит неизвестность и ожидание необычного действия, до которого многие готовы были вообще идти пешком по рельсам. В конце концов, иммерсивный это спектакль или нет? 

На мероприятие собралось около 100 человек

На мероприятие собралось около 100 человек

На «Площади Гарина-Михайловского» посреди платформы стоял микрофон. Авторы «Предела» по очереди подходили к нему и зачитывали набор слов: описание окружающей метрополитеновской действительности или связанные с этим личные эмоции, записанные на смартфон.

Сотрудники метро с любопытством рассматривают буклет

Сотрудники метро с любопытством рассматривают буклет

Сотрудники метро тем временем с любопытством рассматривали буклет, состоящий из фотографий фрагментов местного мрамора и сильно увеличенных кусочков чьей-то кожи. И серовато-синеватый мрамор в этом буклете выглядел как мертвая кожа огромного организма под названием «метро».

Мрамор — «кожа» метрополитена, с татуировками

Мрамор — «кожа» метрополитена, с татуировками

Кривые надписи, грубо нацарапанные на мраморных плитах столбов, — словно татуировки, набитые на руках неумелым мастером. Либо надо закрывать другим рисунком (но это порча муниципального имущества), либо убирать совсем. Поэтому нужен мастер, которые срезал бы эти настенные «петроглифы», словно неумелую татуировку, набитую в далёкой юности.

Полина Кардымон зачитывает свой фрагмент текста о метро

Полина Кардымон зачитывает свой фрагмент текста о метро

— Зрители должны сами сконструировать смыслы того, что хотели сказать авторы. Тут нет отдельного месседжа: пространство метро мы не делаем театром, перформансом или какой-то звуковой инсталляцией. Это — не театральное представление... Мы живём в очень переизбыточном окружении, а попадём в очень стерильное пространство, где нет рекламы, а один только мрамор, — заметила один из режиссёров «Предела» Полина Кардымон.

Машинист поезда, который перевёз сотню новосибирцев из одной реальности в другую

Машинист поезда, который перевёз сотню новосибирцев из одной реальности в другую

— Я, наверное, отстал от жизни, — натянуто улыбнулся корреспонденту НГС человек, невольно исполнявший в этом «спектакле» роль машиниста. Он медленно прогуливался вдоль состава, в то время как из динамиков доносилось: «16 жёлтых указателей… 3 эскалатора… Сложный синий… Вижу станцию изнутри... Множество разных букв... Кабели... Провода… Ограждения… Соединения... Сочинения... Решётки... Прорези», — перечислял мужской голос.

Главный архитектор Александр Ложкин и вице-мэр Анна Терешкова 

Главный архитектор Александр Ложкин и вице-мэр Анна Терешкова 

Пока в центре платформы звучали монотонные монологи, Анна Терешкова и Александр Ложкин с улыбками на лицах позировали перед фотокамерами. Без камер Ложкин становится серьёзным и на просьбу прокомментировать происходящее замечает: «Не буду комментировать. Здесь есть искусствоведы, пусть они говорят». Терешкова же, улыбнувшись, только заметила, что они «дали возможность творчеству и теперь созерцают».

К концу мероприятия представители мэрии были несколько удивлены, что увидели не то, чего ожидали 

К концу мероприятия представители мэрии были несколько удивлены, что увидели не то, чего ожидали 

Правда, отойдя в сторону, чиновники недоуменно замечали: «И это всё? Ради этого мы продлевали работу метро?» Команда мэрии во главе с Анной Терешковой покинула метро минут за 30 до конца проекта. Чуть раньше исчезли депутат Заксобрания и муж вице-мэра бизнесмен Дмитрий Терешков и главный архитектор города Ложкин. До предела «Предела» никто из них не добрался.

Все ушли гулять на станцию 

Все ушли гулять на станцию 

— Я придумала для себя смысл: мне кажется, что эта история про то, что мы ездим в метро, а сейчас стоим. Это как бы нарушение прямой функциональности метро. Здесь также всё про звук: это, получается, новое содержание метро. Но мне очень не хватает интерактива: было бы очень здорово, если всем дали бы какие-то прямые инструкции к свободному поведению. А так мы не чувствовали себя вправе вмешиваться в действие, — заметила известный театральный критик Ника Пархомовская из Москвы.

Зрители в конце «Предела» стали включаться в представление

Зрители в конце «Предела» стали включаться в представление

Тем не менее некоторые зрители всё-таки решили вмешаться и, сочинив тут же, на перроне, небольшие кусочки текста, по очереди выходили к микрофону и зачитывали придуманное под воздействием всего происходящего.

Некоторые зрители честно признались, что проект им понравился, но не хватило какой-то активности

Некоторые зрители честно признались, что проект им понравился, но не хватило какой-то активности

— Мне интересно. Может, чуть-чуть не хватает какой-то турбулентности… Метро воспринимается у нас некой кровеносной системой города, а тут вдруг это остановилось и замерло. Нас тут очень много, поэтому, возможно, мы не так сильно ощущаем ту паузу, в которую нас поместили. Я почему-то думала, что они здесь нагнетут волшебства, но этого не было, и это тоже очень здорово: в такой чистой ситуации мы находимся. Просто станция метро поставлена на паузу, — заметила зритель Елена.

Тем, что видел такое время на часах в метро, может похвастаться не каждый горожанин

Тем, что видел такое время на часах в метро, может похвастаться не каждый горожанин

Фрагмент выступления режиссёра Сергея Чехова

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ6
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ26
  • ПЕЧАЛЬ13

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!