27 января четверг
СЕЙЧАС -17°С

Мы — дети Гусинобродской барахолки

Десятки новосибирцев откровенно рассказали, как в 1990-е занимались бизнесом и бандитизмом, негласно правили городом и ели мышей, — из их признаний сделали шоу

Поделиться

Поделиться

Пару месяцев назад русскоязычный «Фейсбук» завалили поблекшие фото смутно знакомых людей со смешными прическами и не менее смешными представлениями о прекрасном — это был флешмоб «Покажи свои фото из 1990-х». Изначально флешмоб запустился как часть промокампании фестиваля, посвященного 1990-м, но дело не в этом — никакие маркетологи не могут массово навязать культурный тренд, если он людям неважен и неинтересен. А тренд этот, определенно, есть, и постоянно то тут, то там вспыхивает что-нибудь интересненькое из тех времен. Вот, например, на прошлой неделе The Calvert Journal (англоязычный журнал о России и ее культуре) как раз опубликовал подборку десяти самых смелых отечественных гей-клипов, которые крутили в прайм-тайм по российскому ТВ в те отчаянные (хотя тогда-то никто толком и не думал, что это отчаянно или смело) времена.

Ну а в Новосибирске вслед за выставкой, посвященной поколению 1990-х, появился спектакль «До и после "Сникерса"». Спектакль придуман продюсером всякого неформатного театра Юлией Чуриловой, написан культурным обозревателем и экс-куратором центра современного искусства Сергеем Самойленко, поставлен режиссером и артистом «Красного факела» Константином Колесником. Создатели спектакля поясняют, что придумали его еще до нынешней моды на эту тему, и что работать с ней нужно, потому что 1990-е (время, в которое появилось, определилось или наклюнулось почти все, что окружает нас сейчас), как ни странно, недостаточно отрефлексированы в искусстве.

Поделиться

Как пояснил господин Самойленко, для пьесы были подробно и глубоко проинтервьюированы около 15 человек — плюс использованы отдельные воспоминания автора и его знакомых.

b121fb9d21b5862b337e26eb822235340437fe57_1500.jpg

На сцене — двое мужчин и две женщины (Антонина Кузнецова из «Красного факела», Полина Парага, Артем Свиряков из театра Афанасьева, Денис Старков) сидят за столом и вспоминают прошлое. Что показывали по телевизору, что они ели и пили («моей жене раз в три месяца зарплату мороженой горбушей платили»), что покупали и продавали, вспоминают первые казино и барахолку («школа жизни и законодатель моды», «когда барахолку закрыли — это детство мое закрыли»). Через каждого актера протекает множество персонажей, сменяющих друг друга. Они заводятся, накрученно-наигранно спорят, психуют, выкручивают друг другу руки.

«…Казино — это было уже потом. Это цивилизованный способ обманывать лохов. А вначале был лохотрон. Наперсточники! "Мужчина без денег — мужчина бездельник. Мужчина без риска — не мужик, а сосиска! Кручу, верчу, обмануть хочу"… Один раз видел, как обыграли цыганку. Прикинь, цыганку! В Болотном. Кафе там никакого тогда армянского не было и никакого платного туалета. Так она печатку золотую проиграла. Просила вернуть, но так и уехала».

Поделиться



«…А я вспомнил, как я начал в командировки первые заграничные ездить. Привез оттуда своей кошке первые консервы. У нас тогда никаких "Вискасов" не было. Привез и оставил в кабинете в офисе. А ребята выпивали — ну, вечером, — и наутро мне говорят: слышь, мы вчера твоей тушенкой закусили, ничё, съедобная, только мышами отдает».


«…Киоски стали появляться как грибы, маленькие железные будочки с зарешеченными окошечками. Продавцы в них сидели круглыми сутками, по ночам выходить боялись — милиции по ночам в помине не было, поэтому для туалета ставили ведро. Зато заработок был твердый».

375f8010e309de207bb28927f51202e201aa407f_1500.jpg

Поделиться

Спектакль идет чуть больше часа. О материальном тут много говорят, но мало его имеют: из реквизита — веер фальшивых денег и нарезанный — в духе того времени, всем по ломтику, — «Сникерс», а также телевизор — из него в начале спектакля «заряжают» позитивной энергией (или как там еще это называли люди с высшим советским образованием) воду в трехлитровой банке.

У спектакля — возрастное ограничение 18+ из-за редких непечатных выкриков: о том времени странно говорить цензурированным языком — причем по тем же самым причинам, по которым это время ненавидят (за бедность, агрессивность и унижение — то, для чего мат органичен) и любят (за невиданные до и после свободы, опять же не подразумевающие цензуры).

«…А потом начался "Твин Пикс". Вот это было по-настоящему круто. Я в охране работал, так мы каждый раз разыгрывали в карты, кто пойдет на смену, когда выходила новая серия. Все смотрели! Даже сторож совсем древний из ночного магазина приходил смотреть. Потом обсуждали, кто убил Лору Палмер, или что совы — не то, чем кажутся».

e3339b5f5a7f5f9b9842df1b76e450fb01276930_1500.jpg

«… И губернатора тогда тоже мы выбрали. После такого у нас, конечно, амбиции выросли. И шеф мой тогда чуть не совершил главную ошибку в жизни. Решил переобуться в воздухе и выбрать другого кандидата. Вот тогда-то и вмешалась местная элита в виде бандитов. Увезли его в Швецию, поставили на колени, — там как раз какой-то был чемпионат мира по хоккею, — занесли самурайский меч над шеей и говорят: ты че? Ну как-то так вот мы тогда губернатора и выбрали. А потом я тоже кое-что придумал для этой кампании. Интернета ведь тогда не было, радио тоже не в каждом селе… перед самыми выборами мы заказали миллион приемников в Китае самых дешевых, по доллару. Помните приемник с Городовичком? Тоже мы придумали. Приемники были настроены на три волны — и три волны тупо наши. Вот так вот пенсионеров тогда и окучили. Они же на выборах все решают».

В общем, для одних 1990-е — прекрасное прошлое, демонстрирующее, что свобода возможна, для других — кошмарное прошлое, демонстрирующее, что свобода ужасна.

Но и те, и другие через свое понимание этого прошлого определяют настоящее. «До и после "Сникерса"» соответственно пытается вызвать разные — красивые и уродливые — тени из того прошлого, чтобы с ними разобраться. Дальше спектакль планируют играть не чаще раза в месяц на небольших негосударственных площадках — в лофтах, клубах и так далее.

Елена Полякова

Фото Владимира Савельева

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter