Все новости
Все новости

La Pushkin: с ума сойти, что творится

В центре Новосибирска открылся новый театр — в нем дают Хармса, выворачивают романтических барышень наизнанку и избавляют от страхов и комплексов

Поделиться

Культурные взрывы, меняющие пространство и тех, кто попал в зону поражения, в Новосибирске случаются редко. Да и новые театры открываются не то чтобы часто. И то, и другое произошло в прошлом году, когда в лофте TRAVA обосновался театр La Pushkin, до этого много лет работавший в Дрездене и прочей Европе. Для привычно пессимистичного относительно окружающей среды новосибирца феерический La Pushkin выглядит подозрительно роскошным — словно доставленным не по адресу — подарком судьбы. Для тех, кто его еще не заметил, НГС.АФИША предлагает краткий путеводитель по спектаклям и прочим опытам нового театра.

Кто?

Театр La Pushkin основан в Дрездене в 1999 году выходцем из Новосибирска Олегом Жуковским (и в большей части состоит из его тысяч обличий). Выросший на Расточке Жуковский окончил новосибирский мединститут, затем — ГИТИС, работал в «Формальном театре» Андрея Могучего и театре DEREVO Антона Адасинского; в Новосибирск вернулся год назад «по семейным обстоятельствам» и осенью 2014 окончательно развернулся в «Траве».

Где?

Территориально La Pushkin — это помещение площадью около 140 кв. м на 3-м этаже лофта TRAVA, устроенного в живописных руинах шоколадной фабрики (ул. Фрунзе, 19). Это непривычный поход в театр — через хлюпающую под ногами промзону, мимо шлагбаумов, в запущенное и анархически разукрашенное и обжитое здание. Помещение театра еще не так давно сменило густой шоколадный запах на собственный, предельно лаконично; трансформируется черными ширмами и занавесами, а для публики предназначены деревянные то ли нары, то ли стеллажи, то ли банные полки. Здешние спектакли легко упихиваются в чемодан — у них минимум реквизита: кусок полиэтиленовой пленки — это масштабная декорация (а будучи особым образом подсвеченной и поддутой вентилятором — целый мир), горсть овсяных хлопьев — спецэффект. Посадочных мест около 50, и еще пара десятков зрителей может тесно усесться на полу,

Поделиться

La Pushkin, впрочем, периодически вырывается из «Травы» — то, например, в Бердск, то в технопарк Академгородка, — но камерность формата сохраняется. Билеты — обычно около 500 руб., на выездные спектакли — чуть дороже.

Что?

Сейчас в более или менее регулярном обороте театра — полдесятка спектаклей.

Поделиться

«Петя и волк». Пантомима, наложенная на симфоническую сказку Сергея Прокофьева, поставлена в Дрездене в 2012 году, показывалась в Германии, Польше, Шотландии, в России же — до новосибирской премьеры в феврале 2015 года — только на закрытых показах для детей в детдомах и больницах. «Если вы хотите убедиться, что детскому театру не обязательно быть прямолинейным и неизысканным — это отличный вариант», — писали о ля-пушкинском «Пете» после показа на фестивале в Эдинбурге. Формально это детский спектакль (с указанием возрастной категории — от 4 до 99 лет), но иногда на него приходит больше взрослых, чем детей. Привычная с детства симфоническая сказка Сергея Прокофьева оборачивается странным карнавалом: два актера-мима (сам Жуковский и Денис Старков) через каждые несколько минут меняют обличья, так, что поначалу кажется, будто на сцене как минимум пять человек (зрители-дети в этом не сомневаются). Слов — минимум. Жуковский кривляется, перевоплощается из Пети в Волка, из кошки в птицу,

красный луч прожектора выхватывает его глаза, рот — гримасы бродячего комедианта. Советская история о смелом пионере, победившем страшного зверя, уходит в далекое средневековое прошлое.

На память приходит выступление швейцарского бродячего цирка Giroldon, который уже несколько лет приезжает в Новосибирск со своим фургончиком: та же клоунада, те же танец тела — и ощущение, что ты дружишь с актерами давным-давно.

Поделиться

«Хармс». Также известен как «Авиация превращений», но суть не меняется. В разыгрываемой Жуковским и одним-двумя партнерами (количество меняется) сорокаминутной пантомиме почти нет хармсовских слов. Но есть его абсурд и сумасшествие, мучительно щемящее. То, что обэриуты пытались сделать, играя словами, — заговор, шаманство, — мимы в «Хармсе» делают телами и вытанцовывающими предметами, пока в финале не становятся освобожденными силуэтами, содрогающимися на фоне невыносимо синего неба.

На тех, кто вошел в резонанс, «Авиация превращений» оказывает эффект сродни «Меланхолии» Ларса фон Триера: проживание в голове безумца с последующим возвращением в привычную реальность, которая сразу становится ярче, свежее и пригоднее для дыхания.

«Орфей». Моноспектакль (впрочем, на прошлогодней «Ночи музеев», например, его показывали с сильно расширенным составом — спектаклям La Pushkin вообще свойственны чудесные превращения) на собственные стихи Жуковского. С пантомимой, разумеется, и по мотивам мифа об Орфее.

«Приключения в романе». Родившаяся и впервые показанная в Новосибирске в августе 2014 года совместная постановка Жуковского с певицей, вокалисткой группы «Ковчег», и писательницей Ольгой Арефьевой по мотивам романа Арефьевой «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной». Если на «Петю и волка» могут прийти все, но впереди этих всех идут и ведут их за собой, видимо, все-таки дети, то

Поделиться

«Приключения в романе», женственный магический реализм, — опять же для всех, но особенное счастье — для книжных девушек всех возрастов.

Сильная и тонкая Арефьева в вечернем платье и непрерывно меняющий лица Жуковский притягиваются, отталкиваются и ускользают друг от друга в самом главном танце — мужского и женского начал — и перебрасываются филологическими мячиками каламбуров, внезапных ассоциаций, новых смыслов. Это самый разговорный спектакль La Pushkin — слов и телесной пластики в нем ровно поровну.

«Люби меня». Кроме Жуковского задействованы актриса Катя Калинина и все та же Ольга Арефьева. «Это на сегодняшний день наш хит, — комментирует Евгения Салихова. — Порядка 20 анекдотических историй про мужа, жену и пельмени. В некотором смысле это стэндап-камеди с танцевальными перебивками. Скорее, понятен людям семейным — подросткам или 20-летним не всегда понятно, о чем идет речь, поэтому, когда он только появился, мы даже ставили рейтинг 35+».

«Зондершуле» (премьера). Интерактивный перформанс «Зондершуле» (Sonderschule в переводе с немецкого — особая школа, спецшкола) Жуковский покажет в Новосибирске впервые (17, 18, 19 апреля, в 19:00, 500 руб.). Интерактивный — в том смысле, что зрители совершенно задействованы. Они сидят за партами — на уроке, который ведет запрятанный в черный плащ и круглые очки Жуковский, сующий зрителям-питомцам то (памятную с детства) мокрую тряпку, то странное задание, то собственную роль наставника. «Пожалуй, смысл спектакля: добраться до сути обучения как феномена, понять природу таинства передачи знания», — пишет о «Зондершуле» «Петербургский театральный журнал». «Еще одна сторона спектакля — это размышления о том, чем школа может быть вредна, как она может ограничивать развитие личности, частично основанные на личном опыте Олега из его школьных лет», — комментирует Евгения Салихова.

Также Евгения Салихова добавляет, что, возможно, позже появится еще одна версия «Зондершуле»: не интерактивная, а с детьми-актерами.

Кроме того, обсуждается постановка — совместно с режиссером «Старого дома» Галиной Пьяновой — старой пьесы Жуковского про космических бродяг, скитающихся по Вселенной, и на Земле известных под именами Юрия Гагарина и Германа Титова.

Что еще?

Получить опыт расширения сознания в La Pushkin можно не только глазами и умом, но и чисто физически: Жуковский регулярно проводит психофизические тренинги «Танец тела» — для снятия телесных зажимов и обретение легкости, спонтанности и счастья движения — под музыку и вообще. Двухнедельный курс из 6 трехчасовых занятий стоит 5400 руб., ближайший начинается 7 апреля. Тренинги, собственно, — один из основных источников бюджета театра. Приходят очень разные люди (единственное возрастное ограничение — старше 16) — и по возрасту, и по физическому устройству. Каждое занятие они, разделившись на пары, под руководством Жуковского методично приводят друг друга в нужное состояние, массируя и разминая все тело, от пальцев ног до кончиков ушей, потом — учатся танцевать и вообще двигаться как бы заново: впадая в транс и цепенея, а потом понемногу оживая, следуя не за сложившимися представлениями о том, как надо танцевать, а за музыкой, ощущая себя то огромным, заполняющим пространство шаром, то точкой во вселенной. Незабываемый и убедительный опыт даже для тех, кто крайне скептически относится ко всему, что называется с участием слов «психо» и «тренинг».

Елена Полякова, Владимир Иткин

Фото представлены театром La Pushkin (1, 3–5), автора (2)

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter