NGS
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+12°

облачно, без осадков

ощущается как +9

4 м/c,

южн.

752мм 67%
Подробнее
4 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Реклама
Культура Дерзкие и красивые: пока не запретили

Дерзкие и красивые: пока не запретили

Восемь незабываемых, скандальных и прославивших Новосибирск спектаклей, которые нужно успеть увидеть этой весной

«Тристан и Изольда» (театр музыкальной комедии)

Рок и даже современное искусство в Новосибирске внезапно утратили ореол бунтарского и провокационного искусства: символом свободы творчества в одночасье стал театр. Блюстители нравственности больше не разгоняют концерты — теперь «элементы безнравственности» они ищут в опере и драматических постановках. За последние пару месяцев новосибирская театральная жизнь прославилась на всю Россию: слово «Тангейзер» твердо выучили даже те, кто раньше путал Вагнера с Геббельсом. Для тех, кто на волне «дела Тангейзера» заново открыл для себя этот вид искусства, корреспондент НГС.АФИША составила путеводитель по самым интересным спектаклям, которые непременно стоит увидеть до конца сезона, чтобы уверенно считать себя пребывающим в курсе новосибирской театральной жизни.

Лучшее, что случилось в театральной жизни страны за год, определят в апреле — на вручении «Золотой маски». Пока награды не нашли своих героев, у новосибирцев есть возможность почувствовать себя членами жюри престижного театрального мероприятия и посмотреть спектакли, которые будут представлять наш город.

«Крейцерова соната» — добротная по форме постановка шокирующе сексистской по современным меркам классики. Немолодой блудник полтора часа исповедуется в том, как ходил к проституткам, донимал жену истериками, а потом убил супругу из ревности. Последние полгода театральный Новосибирск собирал деньги на лечение исполнителя главной роли Лаврентия Сорокина — и вот Сорокин вернулся из Германии и вновь играет на сцене «Глобуса». Ближайший показ «Крейцеровой сонаты» — 3 апреля.

Второй наш номинант на «Золотую маску» — весьма своеобразная трактовка пьесы Шиллера «Коварство и любовь» от главного режиссера «Красного факела» и героя всех ведущих федеральных СМИ в феврале-марте Тимофея Кулябина. Основные достопримечательности «KILL» — вымазанный кровью крест, установленный в фойе театра и перформанс с участием распятой женщины.

«KILL» («Красный факел»)

В следующей своей постановке (почти наверняка ее номинируют на «Золотую маску» через год и наградят по максимуму) — опере «Тангейзер» на музыку Рихарда Вагнера — Кулябин вновь обратился к образу Христа, задел чувства православных активистов и лично митрополита Тихона, — так он оказался подследственным, подсудимым и героем бурного конфликта, сопоставимого разве что с обсуждениями фильма «Левиафан». Оказавшийся враз одним из самых знаменитых молодых режиссеров России Кулябин готовит — в «Красном факеле» — к театральному сезону 2015/2016 спектакль «Три сестры». В кулуарах ходят разговоры, что героями этой постановки пьесы Чехова окажутся глухонемые. «KILL» же покажут в этом сезоне 27 марта и 7 апреля, с датой следующего показа «Тангейзера» пока не определились. Она зависит от рабочего графика исполнителя главной партии, солиста Датской королевской оперы Стига Андерсена.

Кроме «Тангейзера» под пристальным вниманием радикальных православных оказался спектакль «Песни о Родине». Точнее, одна из трех его частей — «История о православном ежике» по рассказу православной (но, очевидно, каким-то другим образом) писательницы Майи Кучерской. Шум вокруг ежика затмил не менее удачные новеллы трилогии — о коррупции (по Дмитрию Глуховскому) и о двух юнкерах, нечаянно упускающих шанс спасти Родину (по «Хрустальному миру» Виктора Пелевина). Все три истории, включая поучительную притчу о том, как ежик обратил в православие весь лес, а потом случайно утопил белочку при крещении, покажут 1 апреля на сцене «Глобуса», а затем «Песни о Родине» отправятся на гастроли. Их можно будет увидеть на других городских площадках, в частности в «Первом театре», «Красном факеле» и др.

Отвлечься от общественно-политической обстановки, вырвавшись в совсем другой мир, можно, заглянув в театр La Pushkin Олега Жуковского.

«Песни о Родине» («Глобус»)

Он базируется в лофте TRAVA, но иногда выезжает на гастроли, — например, в технопарк Академгородка. Отличительная черта спектаклей La Pushkin, много лет работавшего в Дрездене и по всей Европе — игра телом, а слова, сюжеты и даже персонифицированные герои отходят на второй план. Это театр чистой, незамутненной импровизации, из которой вышло визуальное искусство (и к которому, в идеале, оно должно вернуться в будущем). Жуковский делает как притчи для взрослых — «Авиация превращений» по Даниилу Хармсу и «Приключения в романе» по рассказам Ольги Арефьевой (и с ее участием), так и детские спектакли. Например, 27, 28 и 29 марта разыграют сказку «Петя и волк»: музыка Сергея Прокофьева, два актера, минимум реквизита (кусок бечевки превращается в хвост, овсяные хлопья — в дождь, палочки для еды — в клюв), максимум актерских техник — клоунада, танец, пантомима.

Главный «девочковый» спектакль (красиво и про любовь) предлагает театр музыкальной комедии.

Там француз Алан Симон поставил мюзикл «Тристан и Изольда» о тайной страсти молодого рыцаря к супруге своего дяди-короля. История разыграна с максимальным средневековым шиком. Пожалуй, это самый массовый международный проект последнего времени в Новосибирске — с солистами из Италии и Австралии, на стыке драматического театра, музыкального спектакля и балета с элементами псевдоирландских танцев. Хотя для мюзикла артисты там, как это ни странно, маловато поют.

На контрасте — без лишних прикрас и сантиментов — в театре «Старый дом» создается история нашего практически современника — музыканта Егора Летова, лидера группы «Гражданская оборона», в жанре артхаусной сказки «Летов». Ждать, что на сцену выйдет некто в образе лидера группы «Гражданской обороны», не стоит: участники действа рассказывают не столько о самом Летове, сколько о связанной с ним эпохе.

Отталкиваясь от биографии Летова, участники спектакля вспоминают истории из своей школьной жизни и читают Апокалипсис, нарядившись в милиционеров.

Самая ожидаемая из надвигающихся премьер: 23 и 24 апреля на малой сцене театра «Глобус» пройдет «Арабская ночь» по пьесе современного немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига. Режиссер спектакля — ученик Кирилла Серебренникова Александр Созонов — жанр спектакля определяет как «психоделическая мелодрама». Место действия — многоэтажка где-то в метафизической Европе, населенная в основном арабским эмигрантами. Девушка Франциска страдает раздвоением личности, ночью ей снится, что она принцесса. Разбудить ее от сна пытаются все мужчины в радиусе километра, которые как бы случайно попадают к ней в комнату. По словам режиссера, в спектакле будут использованы цифровые технологии: «Хочется сделать многоуровневое повествование, используя все возможности современного театра: и хореографию, и свет, и сценографию, и саунд-дизайн, и костюмы на пересечении нескольких культур, и видео. Тем не менее всё это выстраивается вокруг артистов, и пока сложно сказать, будет ли много именно видеорешений, или мы найдем другой — магический — путь».

Анна Наумцева

Фото Виктора Дмитриева (1, 3); Фрола Подлесного предоставлено театром «Красный факел» (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления