NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

с-в.

750мм 79%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,25
EUR 97,88
Реклама
Культура «Тангейзер»: прости, Господи

«Тангейзер»: прости, Господи

Новосибирский режиссер потряс столичных эстетов постановкой Вагнера — он сделал героя кощунником, снимающим эротическое кино про Христа

Одно из главных событий минувшего года в культурной жизни Новосибирска — премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». О том, что публику ждет новая и экстравагантная, — а может быть, и скандальная — трактовка классики, можно было догадаться еще из заранее запущенного в интернет проморолика в стиле фильма нуар. За вторую в истории Новосибирского государственного академического театра оперы и балета постановку Вагнера взялся режиссер «Красного факела» Тимофей Кулябин. Год назад он всколыхнул консервативных зрителей спектаклем «KILL» с распятиями и налитыми кровью глазами Христа. В «Тангейзере» без Иисуса тоже не обошлось: по сюжету, он стал героем эротического фильма. Первые показы «Тангейзера» прошли 20 и 22 декабря, но шумиха вокруг постановки в прессе не улеглась до сих пор — местные и столичные критики в восторге.

«Тангейзер» стал всего лишь второй постановкой произведения немецкого композитора за всю историю новосибирского оперного театра — после «Летучего голландца» в 1962 году. Это самая масштабная премьера сезона — утверждают представители театра, — хотя и не вдаются в подробности насчет размера массовки, декораций и тем более финансовых вложений. В действие вовлечены звезды новосибирской оперы и приглашенные артисты. Особого внимания заслуживает титулованный исполнитель вагнеровского тенорового репертуара, солист Датской королевской оперы Стиг Андерсен — он исполняет партию мятущегося и бросающего вызов обществу артиста Генриха Тангейзера. Партию его возлюбленной Елизаветы, — которая у Кулябина вдруг стала матерью главного героя, — исполняют Вероника Джиоева и Ирина Чурилова.

Справка: «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (1845) — опера Рихарда Вагнера по мотивам немецких средневековых легенд о певце, познавшем любовь богини Венеры, но вернувшемся из ее царства к людям. Его рассуждения об опыте чувственных наслаждений оскорбляют общественность и превращают его в изгоя, а потом — и в раскаявшегося грешника, которого спасают молитвы добродетельной девицы Елизаветы.

«В самой истории есть несколько вещей, которые я сразу хотел расставить по-другому. «Тангейзера» чаще всего ставят так, что в основе конфликта так или иначе лежит любовный треугольник — Венера, Тангейзер и Елизавета. А мне-то кажется, что дело совсем не в этом, история — про другое.

Изменения сюжета и перенос действия из средневековья в начало XXI века привели к тому, что сожительствует с Венерой не главный герой, а персонаж фильма, который герой — кинорежиссер Генрих Тангейзер — снимает. И этот персонаж — не кто иной, как сам Иисус Христос. Кстати, опыт эпатажа публики образом Сына Божьего для Тимофея Кулябина не нов. В 2013 году молодой режиссер поставил в «Красном факеле» спектакль «KILL», в оформлении которого фигурировали сцены распятия женщины и глаза Христа, наливающиеся кровью.

В первом действии «Тангейзера» на сцене мы видим солистов, наряженных Иисусом и Венерой, а также десяток статистов, имитирующих процесс съемки фильма. Партии часто обрываются выкриком «Снято!» — и повисает пауза. Возникло впечатление, что таким образом публику пытаются развлечь — или даже отвлечь от вагнеровского монументализма, — что зря. Пение не утомительно, а вот что действительно утомляет — так это обилие суеты в пределах одного эпизода.

Второе действие самое зрелищное — это кинофестиваль, на который Тангейзер привозит свой скандальный фильм. В ложах над зрительным залом внезапно встают трубачи, через зал, мимо публики, под вспышки камер гости фестиваля идут к красной ковровой дорожке на сцене.

Особенно удачно выглядит брендирование события: у фестиваля есть логотип в виде цветущего папского посоха, создан общий стиль оформления, придуманы фильмы-номинанты — и описаны в программке.

Программку, кстати, лучше купить, не пожалев 170 руб., — иначе есть риск выпасть из череды событий, сразу растерявшись от появления на сцене непредусмотренного Вагнером Иисуса. Величие режиссерского замысла Тимофея Кулябина временами идет вразрез с либретто и почти всегда — с музыкальным материалом (хоть либретто для субтитров и обновлено впервые за 100 лет специально для этой постановки). Тот же эффект возникает, когда сидишь в кафе, где на экранах телевизоров без звука показывают одно, а из динамиков играет совсем другое. Если не вчитываться в субтитры и, забыв о либретто Вагнера, самому додумывать реплики обновленных Кулябиным героев, удовольствие от просмотра «Тангейзера» возрастет в разы.

Провокационный фильм Тангейзера и эпатажные заявления режиссера на фестивале а-ля Ларс фон Триер превращают его в персону нон грата. Обезумевший, он оказывается на попечении у матери Елизаветы. При всем трагизме Елизаветы и мощи исполнения ее партии, в ней неизбежно появляется что-то комическое. Дело даже не в том, что она обращается к сыну на «вы» и — при наличии этого самого сына — то и дело напоминает о своей девственности. Дело в том, что сама музыка диктует: это партия не пожилой женщины, а молодой девушки, заморившей себя молитвами для спасения возлюбленного.

Нужно отметить, что ищущие в «Тангейзере» оскорбления религиозных чувств, досидев до конца все положенные четыре часа, обнаружат, что в финале — как и задумано изначально — герой раскаивается и жестоко наказан, — что, по идее, должно снять все возможные претензии.

Претензий же эстетических у большинства критиков к новосибирскому «Тангейзеру» не нашлось. «Тимофей Кулябин радикально переосмыслил сюжет оперы Вагнера — а если называть вещи своими именами, то просто придумал совершенно новую, увлекательную историю, происходящую в наши дни», — оценили новосибирскую постановку критики издания «КоммерсантЪ» Роман Должанский и Дмитрий Ренанский. Также они отмечают «умный кастинг» исполнителей и называют «сенсационной» работу главного дирижера оперного театра Айнарса Рубикиса.

По мнению критиков «Коммерсанта», премьера «Тангейзера» наконец-то вернула новосибирской опере статус одного из лидеров российской музыкальной сцены. Екатерина Бирюкова в рецензии на портале Colta.ru назвала работу Кулябина «театральным подвигом».

«Похоже, родился новый режиссер, умеющий справляться с оперой», — заключает она. Восторженные отзывы также можно прочесть на сайте Газета.ру и в театральных журналах Санкт-Петербурга.

На мой вкус, «Тангейзер» удался — особенно в качестве шоу. Но из Вагнера просто необходимо делать шоу. Мифология, спецэффекты и неоднозначность персоны этого немецкого романтика и даже некоторая предосудительность любви к нему вспоминаются публике раньше, чем собственно музыка: Вагнер — любимый композитор и вдохновитель Гитлера, под музыку Вагнера Земля погибает в фильме «Меланхолия» и наступает апокалипсис в фильме «Апокалипсис сегодня» — и так далее. За исключением «Полета валькирии», у Вагнера нет ни одной популярной темы, которая была бы симпатична народу своей легкостью. Это, простите, не Чайковский, тут партитура мощна, как бетонная плита. Поэтому за легкость «Тангейзера» отвечают визуальные эффекты — устав от накала оперных страстей, всегда можно отвлечься на них. Следующий раз «Тангейзера», по предварительной информации, собираются показать в марте.

Анна Наумцева

Фото Виктора Дмитриева предоставлены пресс-службой оперного театра

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления