NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -4

1 м/c,

вос.

761мм 82%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Культура Смотри меня по-французски (фоторепортаж)

Смотри меня по-французски (фоторепортаж)

Открылась выставка уникальных фотографий, сделанных в России иностранцем, изумленным красотой метро и мужеподобностью женщин

В Сибирском центре современного искусства (СЦСИ) с конца июля проходит выставка «Москва 1957». В экспозиции — около сотни фотографий советской жизни, сделанных швейцарским репортером Леонаром Джанаддой, приехавшим на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джанадда был одним из первых иностранцев, сфотографировавшим страну, приоткрывшуюся миру после смерти Сталина.

Справка: Выставка «Москва 1957» швейцарского фотографа Леонара Джанадды проходит в СЦСИ (Вокзальная магистраль, 11) с 23 июля по 31 августа. Время работы — ежедневно с 10:00 до 20:00. Вход — 100 руб.

Студент Леонар Джанадда приехал в Москву на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в составе официальной делегации Швейцарии — в качестве репортера газеты L’Illustré. Фестиваль был огромный — собрались 34 тыс. человек из 131 страны, логотип — голубя мира — нарисовал сам Пикассо; иностранные гости свободно общались с местными жителями, расползалась мода на рок-н-ролл, джинсы и тому подобное.
Куратор Сибирского центра современного искусства Сергей Самойленко объясняет значимость выставки так: «Это едва ли не первый репортаж иностранца из послевоенного СССР. Знаменитые поездки в Советский Союз Картье-Брессона и манекенщиц Диора, которых фотографировали на московских улицах, были чуть позже. А этот молодой фотограф, еще наполовину любитель, оказался в нужное время в нужном месте…
…Фестиваль был важным событием — Россия впервые за долгое время открылась миру. При этом документальных свидетельств о нем у нас немного. И тем ценнее этот взгляд иностранца: молодого и неискушенного — но при этом талантливого и внимательного — но еще и доброжелательного. Он замечает вещи, которые незаметны человеку изнутри. Видно, например, как его восхищает московское метро».
«Какой хипстер! Как из машины времени», — хихикает нынешняя публика, глядя на портрет самого автора выставки, гуляющего по Москве-1957, — в кожаном бомбере, красивой рубашке, джинсах, сандалиях с носками и с фотоаппаратом наперевес.
Около сотни фотографий Джанадды, выставленных в СЦСИ, делятся на два вида: парадные хроники самого фестиваля — и выхваченные с улиц сценки повседневности: застенчиво улыбающиеся заграничному хипстеру, сияющие (от вспышки в лицо) девушки на танцах, суровые недоверчивые прохожие…
Примерно так же недоверчиво, сжав губы, люди смотрят с куда более знаменитых репортажей из Советского Союза Анри Картье-Брессона. Принято жаловаться, что в России люди мало улыбаются, но на самом деле за последние полвека мы — как становится ясно по старым фото — весьма преуспели в этом искусстве.
И по сопроводительным цитатам автора, и по самим фото видно, что фотографа удивляют и завораживают повсеместно занятые на тяжелых физических работах женщины.
Фотографии Джанадды после его возвращения из СССР не были опубликованы, а оказались со скандалом убраны с глаз подальше: из-за дипломатического казуса со швейцарским значком на пиджаке венгерского политика на одном из фото, — параллельно некоторые соотечественники заподозрили, что молодой фотограф слишком уж проникся обаянием социалистического государства.
Впрочем, как отмечает куратор СЦСИ, Джанадда был не единственным проникшимся обаянием социализма. Начиная с революции и включая даже сталинские времена, СССР пользовался популярностью у некоторой части западной интеллигенции (в принципе тяготеющей к левым идеям). В конце 50-х – начале 60-х симпатизирующих стало больше — благодаря хрущевской оттепели, Гагарину и пр. И те, и другие поклонники резко исчезли после подавления «пражской весны».
…вторая волна интереса и симпатии к СССР или, точнее, к России, пришлась на перестройку и постепенно сходила на нет — вероятно, сейчас мы наблюдаем ее резкий финал.
«Москва 1957» — уже вторая выставка черно-белых фотографий советского быта в СЦСИ в этом году. Даже притом что фотографии вполне любопытные (а предыдущая выставка — «Манифест ТРИВА» — была и вовсе потрясающая), тут как-то задумываешься о том, что, когда центр современного искусства открывался (а это было очень долгожданное открытие), его будущее представлялось по-другому: ждали, что он будет кишеть молодыми художниками, а время от времени — привозить московских — а то и не московских — звезд.
Корреспондент НГС.АФИША высказывает предположение, что в Новосибирске образца 2014 года единственное безопасное занятие — перебирать альбомы дедушкиных фотографий, чтобы не задеть чувства радикально настроенных общественных и религиозных групп. «Нет, это не так, — отвечает господин Самойленко. — Громких событий из области современного искусства в чистом виде мы не делали в последнее время по понятным причинам, отсутствию средств и тому, что к этому сейчас относятся настороженно. Мы работаем в рамках времени».
Елена Полякова

Фото предоставлены Сибирским центром современного искусства, фото 4, 8 — автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления