
Максим Кудрявцев (слева) и Евгений Бартоломей (справа) почти два года провели в СИЗО по обвинению в том, чего, по их словам, они не совершали
Областной суд огласил решение по громкому делу об исчезновении 15-летней школьницы Наташи Матюхиной, бесследно пропавшей 15 лет назад. Казалось, два года назад следователи разворошили сибирский аналог Кущёвки в Усть-Таркском районе, где силовики покрывают страшные преступления друг друга. Считалось, что бывшие милиционеры Максим Кудрявцев и Евгений Бартоломей — одни из них. По версии следствия, они на служебном автомобиле случайно сбили школьницу, вывезли её в безлюдное место, добили и спрятали тело. Почти два года мужчины провели в следственном изоляторе, а накануне суд освободил обоих. Криминальный корреспондент НГС Павел Тиунов побывал на заседании, вспомнил громкую историю с самого начала и выяснил, почему развалилось скандальное дело.
Судьбоносный приговор
На оглашение приговора по делу экс-милиционеров собрались их многочисленные родственники и друзья. Зал наполнялся поэтапно: в сопровождении адвокатов прибыл бывший оперативный дежурный Максим Кудрявцев — его недавно выпустили из СИЗО по состоянию здоровья, приехали две съёмочные группы новосибирских телеканалов, завели в клетку второго подсудимого — бывшего оперативника уголовного розыска Евгения Бартоломея, появилась государственный обвинитель.
Судью Софью Бутину ожидали почти в полной тишине. В зале повисло тягостное напряжение от осознания того, что буквально через несколько минут решится дальнейшая судьба двух человек. Подсудимые признаков волнения не подавали.

За несколько минут до приговора
Волновалась судья, когда зачитывала решение. Дважды её голос дрогнул. Человеку, непосвященному в детали скандального дела, приговор на слух был бы не понятен: в речи Софьи Бутиной слова «признать виновным» и «оправдать» стояли рядом. Понятен результат: обоих освободили прямо в зале суда, а значит, в похищении и умышленном убийстве 15-летней школьницы бывших милиционеров признали невиновными.
Решение суда прозвучало буднично и, казалось, не вызвало бурной реакции ни у подсудимых, ни у их многочисленной группы поддержки. Только выйдя из здания областного суда, они дали волю чувствам.
«Мы ожидали такого решения», — заявила адвокат Тамара Алексеева.
Таинственное исчезновение и прорыв следствия
Эта история началась в марте 2010 года, когда 15-летняя Наташа Матюхина бесследно исчезла в селе Яркуль после дискотеки в местном клубе. Разойдясь с подругой на перекрёстке, девушка не дошла до дома несколько сотен метров. Пропала.
Родители Наташи позже расскажут, что подадут заявление об исчезновении дочери через 3–4 дня, что впоследствии полицейские перероют каждый сугроб в селе, что силовики будут «хватать любого парня в возрасте от 16 до 40 лет и вдалбливать ему „признавайся“». Результаты поисков ни к чему не привели: найти не удалось ни подозреваемых, ни тела пропавшей девушки. Дело зависло на целых 13 лет.

Из этого клуба 15 лет назад вышла Наташа Матюхина
В июле 2023-го информационное поле прорезала молния: задержаны подозреваемые в убийстве школьницы — бывшие милиционеры Максим Кудрявцев и Евгений Бартоломей. Толчком для нового расследования послужили показания ценного свидетеля — женщины, которая находилась в салоне авто, когда Кудрявцев, находясь за рулём, сбил школьницу. Бывшая жительница села Яркуль Лилия Сенчукова заявила, что сбитую девушку нетрезвые милиционеры погрузили в багажник и уехали в неизвестном ей направлении. Женщина, испугавшись, убежала домой.
Кудрявцева и Бартоломея обвинили в целой серии преступлений: превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ), похищении человека (ч. 2 ст. 126 УК РФ) и убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Максима Кудрявцева вдобавок обвинили в нетрезвой езде и ДТП, повлекшем травмы (ч. 2 ст. 264 УК РФ). Обоих отправили в СИЗО на время расследования.

Подсудимые вину не признают
Ни подсудимые, ни их адвокаты тогда громких заявлений не делали.
Почему виновны
Версия следствия на тот момент выглядела органично. Тем более что аресты сыпались как из рога изобилия. Были задержаны бывший начальник отдела участковых Александр Кунц и бывший начальник уголовного розыска Алексей Бороздин, оба раньше работали вместе с предполагаемыми убийцами школьницы.
По версии следствия, трагедия не была секретом ни для усть-таркских милиционеров, ни для местных жителей. Один из них Владимир Поторокин — бывший сожитель Лилии Сенчуковой. Однажды в 2013 году после задержания за пьяный дебош он имел неосторожность заявить милиционерам о том, что знает, кто убил школьницу. В результате исчез сам. Сегодня следователи пытаются доказать в суде, что его убили Кунц и Бороздин, стараясь сохранить тайну пропажи девушки. В деле тоже есть ценный свидетель.

Алексей Бороздин (слева) и Александр Кунц (справа) — бывшие коллеги подсудимых, их самих сегодня судят по делу о другом убийстве
В СИЗО также уехал бывший начальник изолятора временного содержания Усть-Таркского отдела полиции Максим Вавилов, которого обвинили в давлении на следователя, который вёл дело об исчезновении школьницы. Сегодня его также судят.
О том, что милиционеры расправились с Наташей Матюхиной, косвенно говорили и другие обстоятельства. Например, и Максим Кудрявцев, и Евгений Бартоломей после её исчезновения оба уволились из органов, а свидетель Лилия Сенчукова переехала жить подальше, в один из южных регионов страны. Однажды на территории, которую обслуживал оперативник Бартоломей, была найдена девичья кисть, возможно, Матюхиной. Но в 2023 году следователям не удалось найти ни рапорт о важной находке, ни сами останки.
Отец пропавшей школьницы Владимир Матюхин в суде откровенно поддерживал версию обвинения, намекая на то, что в Яркуле до сих пор живут люди, которые «много видели», но «вынуждены молчать».
«У страха глаза велики», — заявил тогда мужчина.

Мать Наташи Матюхиной не сдерживала слёз в суде
Гособвинение просило для каждого из подсудимых по 18 лет колонии строгого режима.
Почему не виновны
Максим Кудрявцев и Евгений Бартоломей свою вину отрицали полностью. Их адвокаты ссылались на некачественно проведённое расследование и смещали акценты в совершенно другую сторону. Они требовали обратить внимание на связь исчезнувшей школьницы с неким молодым человеком Константином Старковым.
Константин Старков приезжал в Яркуль погостить у родственников, один из них в тот момент, когда Наташа Матюхина пропала, сожительствовал с главным свидетелем обвинения Лилией Сенчуковой.
Адвокаты подчеркивали, что в 2022 году Константин Старков признался силовикам в неумышленном убийстве школьницы, но признаниям по неизвестным причинам не дали ход. Защитники намекали, что у Сенчуковой был мотив оговорить экс-милиционеров, чтобы вывести из-под обвинения родственника своего бывшего сожителя.
Исход дела, по сути, решили показания Лилии Сенчуковой, данные ей в ноябре 2024 года в суде. Внезапно женщина отказалась от своих слов, сказанных во время расследования.

На оглашение приговора в зале собралась солидная группа поддержки подсудимых
«Я в нетрезвом состоянии болтанула, хотела посмотреть на реакцию. Когда приехали полицейские, я не знала, что говорить, была под давлением, всё сама придумала, а в суде я не могу соврать», — заявила Лилия Сенчукова.
На заседании женщина постоянно плакала, а её поведение было очень эмоциональным, отмечали сотрудники областного суда. Сенчукова подтвердила факт ДТП, но опровергла, что видела, как милиционеры погрузили девушку в багажник и увезли.
На вопрос о том, почему женщина изменила показания, источник НГС, знакомый с ситуацией, заявил, что Лилии Сенчуковой неоднократно поступали звонки с угрозами. Возможно, это обстоятельство могло повлиять на её решение.
Между тем адвокаты опровергали показания свидетеля полностью. Они заявляли, что у подсудимых на момент исчезновения школьницы есть алиби, и требовали абсолютного оправдания подзащитных. Судья вынесла приговор, что называется, ни нашим ни вашим.
Что в итоге?
Судья Софья Бутина, чей голос дрогнул на оглашении решения, трактовала события следующим образом.
Она признала Максима Кудрявцева виновным в ДТП (ч. 3 ст. 264 УК РФ), повлекшем по неосторожности смерть человека, и назначила ему наказание в виде 3 лет колонии-поселения. От наказания бывшего милиционера освободила в связи с истечением срока давности.
По статье о превышении (ч. 1 ст. 286 УК РФ) полномочий судья оправдала Кудрявцева, но по той же статье назначила наказание Евгению Бартоломею — 2 года колонии-поселения. От наказания освободила за истечением срока давности.
Статьи о похищении и убийстве были сняты с обоих в связи «с отсутствием события преступления».
Освобожденные подсудимые дали волю чувствам после приговора
Иными словами, Софья Бутина заявила, что Максим Кудрявцев, управляя служебным автомобилем в нетрезвом состоянии, сбил школьницу, которая от полученных травм скончалась на месте ДТП. Оперативник Евгений Бартоломей должен был заявить о происшествии, но не сделал этого, тем самым превысив полномочия. Всё.
Решение судьи не устроило ни сторону обвинения, ни сторону защиты. И те и другие заявили, что намерены обжаловать приговор.
Максим Кудрявцев и Евгений Бартоломей, выйдя на крыльцо суда, обнялись и разъехались по домам.
Что на самом деле случилось с Наташей Матюхиной после дискотеки в 2010 году, до сих пор не понятно.
В мае присяжные в третий раз оправдали Ивана Прудникова — молодого парня, которого раз за разом обвиняют в убийстве школьника на пляже «Бумеранг». Прудников ожидает окончательного решения по громкому делу с 2021 года.