
Один обвиняемый — новосибирец, второй — приехал из Бурятии в столицу Сибири начинать новую жизнь
4 июня Калининский районный суд Новосибирска арестовал Дениса Якимова и Вадима Немченко, обвиняемых в разбойном нападении на новосибирский завод «Перспектива» и убийстве сторожа предприятия. По версии следствия, рецидивист Якимов работал на производстве сварщиком, но от преступного образа жизни не отказался. Запланированная кража при участии подельника обернулась зверским убийством и разбоем. Правда в суде один из них заявил, что был обманут товарищем, поскольку собирался лишь помочь другу перевезти личные вещи. Журналисты НГС выслушали участников трагедии и изучили биографии персонажей криминальной истории.
Случайная жертва. Версия обвинения
Как посчитало следствие, убивать охранника завода «Перспектива» Денис Якимов и Вадим Немченко не планировали. На допросе признались: ожидали, что сторож будет в ночь на 2 июня пьяный, а потому ничего не заметит. Всё пошло не по плану — охранник увидел, как один из грабителей проникает на территорию предприятия. Тут же он получил несколько ударов ножом в область лица, шеи и левого предплечья. Мужчина умер на месте.
Расправившись со сторожем, Якимов и Немченко принялись уносить всё, что смогли. Угнали две машины: «Газель» (на балансе завода) и Kia Sportage (принадлежала убитому охраннику). Прихватили и другое имущество «Перспективы»: шуруповерты, электрические перфораторы, сварочные аппараты и другие инструменты — всего на 1 миллион рублей.
Налётчиков задержали оперативники уголовного розыска регионального главка МВД. На оперативном видео Денис Якимов признаётся, что это он зарезал охранника и действовал один. Немченко заявил, что на дело его позвал товарищ, и в итоге он лишь угнал машину.
Первым говорит Денис Якимов, вторым силовики опрашивают Вадима Немченко
«Я когда туда приехал, он сказал, что работает там сторожем. Потом, когда мы оттуда вышли, говорит: „Я здесь не сторож, я убил человека“. Я говорю: „Ты чё, прикалываешься, что ли?“ Меня там не было в этот момент, я подъезжал на такси в это время, — говорит задержанный подельник.
Денис Якимов и Вадим Немченко пробыли на свободе около двух суток, их задержали около 11 часов утра 4 июня.
Двое в деле, не считая жены. Версия защиты
Дениса Якимова и Вадима Немченко в зал судебных заседаний доставили по очереди, первым — младшего из предполагаемых преступников. 34-летний сварщик держался тихо, скромно и даже подавленно, а когда судья поинтересовалась, не возражает ли он против заключения под стражу, ответил отрицательно.

Денис Якимов, по словам Вадима Немченко, был в ночь убийства «в нормальном таком опьянении», а еще у него при себе было два ножа
Он вообще был не слишком многословен, и только на вопрос, жалеет ли, что дело обернулось именно так, односложно ответил: «Конечно».
Уточнять, жалеет он, о том, что убил человека, или о том, что попался, Денис Якимов не стал. Поддержать его в суде никто не пришел. Потерпевший (сын убитого работника завода) тоже не захотел присутствовать при избрании меры пресечения, и процесс прошёл быстро, чётко и буднично: минимум эмоций, максимум судебной продуктивности.
Следующим в зал суда привели 44-летнего Вадима Немченко, который молчать не стал и заявил: он невиновен, а под следствие попал из-за того, что его подставил приятель.
«Я вообще даже не знал, куда еду, — заявил сначала суду, а затем и журналисту Вадим Немченко. — Думал, в гости еду, помочь [Якимову] погрузить личные вещи. Погрузил!.. <…> Со мной вообще ехала супруга, думала, мы в гости едем, а оказалось, приехали на какой-то завод!»

Вадим Немченко практически клялся, что товарищ его подставил: попросил помочь грузить личные вещи, а сам втянул в уголовное дело о разбое и убийстве
Мужчина уверял суд, что пока Денис Якимов убивал сторожа, он только подъезжал на такси к заводу. В изложении обвиняемого и его защитника события резко отличались от официальной версии. При этом оба были уверены, что у них есть доказательства невиновности: свидетельские показания водителя, который подвозил Немченко с супругой, биллинг телефона и видео с камер наблюдения.
«Когда они с женой на такси приехали по адресу и увидели огороженную территорию завода, они отпустили машину. Женщина отошла в сторону, мол, сам иди и помогай, я туда не пойду, — озвучил позицию подзащитного Ярослав Половников. — После мой подзащитный спокойно, никуда не торопясь, зашел через главный вход, что видно по камерам. Не перелез через забор, не вломился еще каким-то образом, как сделал бы вор или грабитель. <…> Он полагал, что помогает другу грузить его личные вещи».
В зале заседаний Вадим Немченко произнес длинную, эмоциональную речь
По словам адвоката, наивность Вадима Немченко всё-таки оказалась не безграничной. Если в «личные вещи», куда вошли системные блоки, строительный инструмент и два авто на общую сумму больше 1 миллиона рублей, он якобы поверил, то другие странности, происходившие на «Перспективе», его смутили.
«Перетаскивая вещи, Немченко увидел следы крови и задал вопрос второму обвиняемому, что это такое. Якимов не ответил, потому что был в состоянии алкогольного опьянения. <…> После того, как они оба выехали с территории завода (Якимов ехал на „Газели“, Немченко, следом за ним на Kia), они остановились, и мой доверитель повторил вопрос, что это была за кровь, и услышал признание [в убийстве]», — заявил Ярослав Половников.
«Он был в сильном, нормальном таком опьянении, и у него два ножа с собой было <…> я испугался за свою жизнь, отогнал машину и скрылся», — рассказал Вадим Немченко.
Когда его задержали, Немченко назвал адрес приятеля оперативникам, и, по его словам, старался сотрудничать со следствием, в надежде, что это ему зачтётся. При этом слова на видео о том, что он намеренно «шёл на 158-ю» (ст. 158 УК РФ «Кража» — Прим. ред.), якобы были сказаны под давлением оперативников.
«На меня давили жестко, говорили: „ты что, не понимаешь, какие показания надо давать?!“. На супругу давили, что она вместе с нами по 105-й пойдет (то есть, тоже будет обвинена в групповом убийстве — Прим. ред.)», — заявил он.
Судя по тому, что в день ареста Вадима Немченко его супруга Елена была на свободе, задержанного либо пугали, либо следователи не сумели доказать участие женщины в ночном налёте. Но перепугаться мужчина, очевидно, успел.
Немченко попытался убедить суд, что в СИЗО ему нельзя по состоянию здоровья: по представленным документам, он — инвалид и раз в три месяца нуждается в специальной терапии, которую наверняка не сможет получить в изоляторе. Впрочем, озвученные доводы ему не помогли. Ближайшие два месяца обвиняемый проведёт под стражей.
Коллеги со стажем
Дениса Якимова и Вадима Немченко можно назвать почти коллегами, и даже не потому, что оба были квалифицированными рабочими. Первый трудился на «Перспективе» сварщиком, а второй незадолго до ареста уволился с предприятия, где работал автослесарем. Оба ещё и регулярно попадали за решетку за имущественные преступления.
Вадим Немченко, по данным НГС, — уроженец Новосибирска. Мужчина не раз нарушал закон. Судя по картотеке дел Кировского районного суда, где был прописан подозреваемый, его полного тёзку судили как минимум три раза. Первый приговор новосибирцу вынесли летом 2013 года, когда ему был 31 год. Немченко судили за хулиганство и угрозу убийством. Затем осенью 2017 — за разбойное нападение. На этот раз Вадим Немченко действовал в паре с девушкой. Ещё раз мужчину судили совсем недавно: 28 ноября прошлого года он получил восемь месяцев условно за кражу телефона.

Завод находится в промзоне
Хоть в официальных сообщениях силовых ведомств об этом не сообщалось, но сварщик Денис Якимов тоже несколько раз судим. Мужчина родился в Республике Бурятия и долгое время жил в небольшом селе Ягодное Селенгинского района. В административном центре района Гусиноозёрске сибиряка судили впервые.
Первый приговор тогда ещё 19-летнему Денису Якимову за четыре эпизода кражи вынесли в 2010 году. Вместе с ним были ещё трое, один из подельников оказался его родственником. Спустя три года мужчину вновь судили за кражу, но дело прекратили в связи с примирением сторон. На свободе он пробыл недолго, вскоре его опять задержали за кражу и дали полтора года колонии общего режима.
Сибиряк вышел по УДО, но уже в 2018 году заработал следующую судимость за кражу. Его приговорили к четырём с половиной годам колонии строгого режима. Примечательно, что почти в каждом случае мужчина воровал строительные инструменты.
Начать всё заново и взяться за старое
Отбыв последнее наказание, в 2022 году Денис Якимов перебрался в Новосибирск. Разместил резюме на популярном сервисе по поиску работы — предлагал услуги сварщика за 35 тысяч рублей в месяц. Жизнь в качестве законопослушного гражданина не задалась, Денис снова пошёл на кражу и попался. Ему вменили четыре эпизода и в октябре 2022 года вынесли обвинительный приговор (срок на сайте Дзержинского районного суда не указан).
Судя по всему, наказание оказалось либо условным, либо не предполагало длительного лишения свободы, потому что год назад Денис Якимов всё же смог найти работу сварщиком на злополучном заводе винтовых свай. Коллеги отзывались о нём положительно.
«Негодяй, что на него нашло, мы не можем сказать. Он год отработал сварщиком, не пил, много работал и даже выходил на смены в выходные, чтобы побольше заработать», — рассказал корреспонденту НГС сотрудник предприятия.

Мать сварщика не стала вступаться за сына. Выглядит так, будто такими новостями её не удивить
Работать Денис был вынужден из-за долгов. По данным НГС, у сварщика на сегодняшний день несколько открытых исполнительных производств почти на 100 тысяч рублей. Среди них есть как долги по кредитам, так и неоплаченные судебные издержки. Не исключено, что именно долговые обязательства могли подтолкнуть сибиряка пойти на преступление.
Несмотря на то, что Денис Якимов попытался скрыться от своего прошлого в Новосибирске, на малой родине всё ещё помнят его былые проступки. Мать обвиняемого (которая, впрочем, узнала о задержании лишь в момент общения с корреспондентом НГС), довольно холодно отозвалась о сыне.
«Ну вот и пусть сидит. Мне что сделать, если он не хочет жить нормально? У меня печаль за него, а ему не жилось нормально. У меня кроме него есть ещё дети. И один на СВО с 22 года. Пусть он тоже идёт. Всё, не хочу ничего знать», — высказалась мать Дениса Якимова, живущая в Бурятии.
В конце диалога родственница обвиняемого всё же поинтересовалась, что натворил её сын, а после этого перестала отвечать на вопросы.
О том, кому принадлежит завод, и что говорят коллеги погибшего о трагедии — читайте в отдельном сюжете.