
Оба предпринимателя заключены на время расследования в изолятор
Почти месяц прошёл с самого резонансного (пока что) ареста 2025 года — министра промышленности и торговли Новосибирской области Андрея Гончарова. Его обвинили в превышении полномочий при организации поставок товаров на СВО, в результате чего региональная казна потеряла, по версии следствия, 95 миллионов рублей. На фоне претензий к крупному чиновнику в тень ушли аресты двух бизнесменов, которые как раз занимались этими поставками. Их обвиняют в мошенничестве, но они себя виновными не считают, приводя веские на первый взгляд аргументы. Криминальный корреспондент НГС Павел Тиунов выяснил подробности громкой истории, которая тянется с конца прошлого года и имеет все шансы на продолжение.
Шторм. Начало
Новосибирский Минпромторг штормит с декабря, когда силовики задержали двух сотрудников министерства по делу о крупном мошенничестве. Претензии к начальнику отдела мониторинга потребительского рынка Юрию Воробьёву и начальнику управления экономики и финансов Наталье Зыряновой сформировались на основе поставок товаров, остро необходимых на СВО. По версии следствия, чиновники помогли конкретной компании получить госконтракты на общую сумму около 750 миллионов рублей, поэтому на время расследования их отправили в СИЗО по делу о превышении полномочий (ч.3 ст.286 УК РФ).

Юрий Воробьёв и Наталья Зырянова стали первыми задержанными по делу о громком скандале в Минпромторге
Известно, что поставками товаров через Минпромторг занималась компания «Росэкспресс». В частности, она закупала в Китае и отправляла в зону проведения спецоперации товары и технику. Тогда же в декабре было возбуждено уголовное дело о мошенничестве (ч.3 ст.159 УК РФ): якобы неустановленные сотрудники «Росэкспресса», пользуясь информацией от чиновников Минпромторга, забрасывали ведомство поддельными коммерческими предложениями, на фоне которых завышенные цены в прайс-листах их компании выглядели максимально привлекательными. Схема позволила предпринимателям обогатиться на 150 миллионов рублей, считают следователи. При этом подозреваемых, по словам источника НГС, знакомого с ситуацией, в деле до сих пор нет.
Декабрьские события доставили хлопоты и руководству Минпромторга. Тогда обыски прошли у главы министерства Андрея Гончарова и его бывшего заместителя, перешедшего на работу в мэрию, Максима Останина. Первому оставалось находиться на свободе четыре месяца.
Ажиотаж + курс = рост цен
В мае арест министра Андрея Гончарова прогремел, как гром среди ясного неба. Чиновника обвинили в том, что он без согласования с Правительством НСО уменьшил количество товаров для поставки по одному госконтракту и включил их в отдельный договор с «Росэкспрессом». Таким образом, по версии следствия, региональный бюджет рассчитался за одни и те же товары дважды, излишне потратив 95 миллионов рублей. Гончарова обвинили в превышении полномочий (ч.3 ст. 286 УК РФ) и отправили в СИЗО.

Министр Андрей Гончаров сейчас находится в изоляторе
На этот раз параллельно силовики задержали руководство компании «Росэкспресс» Дмитрия Каледу и Дмитрия Смирнова, которые проходят по декабрьскому делу о завышении цен. Их обвинили в крупном мошенничестве (ч.3 ст.159 УК РФ).
Каледа вину не признаёт. Он рассказал следователям, что «Росэкспресс» существует с 2009 года и уже больше 15 лет занимается поставками из Китая и Гонконга в Россию. В сентябре 2022 года в компанию устроился Дмитрий Смирнов, которого в ноябре того же года пригласили поучаствовать в совещании Минпромторга на тему закупа и перевозки товаров для формирования отряда «Вега». В числе участников совещания наряду с чиновниками, предпринимателями и военными были министр Андрей Гончаров и его подчиненные Юрий Воробьёв и Наталья Зырянова. По итогам совещания представители «Росэкспресса» изъявили желание поучаствовать в поставке необходимых товаров.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Росэкспресс» образовано в 2009 году, но зарегистрировано в 2022-ом. Компания занимается оптовой неспециализированной торговлей. Единственный учредитель — Дмитрий Каледа, генеральный директор — Дмитрий Смирнов. По итогам 2024 года, «Росэкспресс» зафиксировал выручку на уровне 370 млн рублей, прибыль — 5,9 млн рублей.
Каледа уверяет, что подписал составленные Смирновым коммерческие предложения, которые тот в свою очередь направил в министерство. Впоследствии, по его словам, цены в Китае на необходимую продукцию начали стремительно расти из-за возникшего ажиотажа, и найти их в наличии стало очень трудно. Учитывая, что список необходимых товаров для военных постоянно менялся, коммерсантам приходилось постоянно корректировать коммерческие предложения. Чиновники выбрали «Росэкспресс» в качестве поставщика. Каледа уверяет, что понятия не имеет, почему был сделан такой выбор, поскольку ни с одним из чиновников эту тему не обсуждал.
Надзорное ведомство показало кадры обысков у фигурантов дела
Несколько контрактов «Росэкспресс» закрыл без вопросов со стороны чиновников. Предпринимателям предложили ещё один. За полтора месяца, пока стороны согласовывали список товаров и наконец подписали контракт, значительно вырос курс юаня. В итоге, уверяет Каледа, стоимость контракта подорожала на 35%, о чём уведомили сотрудников Минпромторга и предложили им вариант с уменьшением количества товаров по одному договору и включением не поставленных остатков в отдельный на сумму 95 миллионов рублей. О том, что условия по контракту изменились по независящим от них причинам, предприниматели получили подтверждение в Новосибирской торгово-промышленной палате. В Минпромторге приняли новые условия.
Известно, что Дмитрий Каледа на поставках товаров в зону СВО заработал 73 миллиона рублей чистой прибыли. При этом он уверяет, что почти 68 миллионов рублей из этой суммы были израсходованы на благотворительность: на нужды участников спецоперации. Остальные деньги, по его словам, ушли на операционные расходы.
Суровые методы воздействия?
Невеста Дмитрия Каледы Марина, с которой бизнесмен планировал свадьбу в июне этого года, с содроганием вспоминает момент задержания своего жениха. В разговоре с корреспондентом НГС она заявила, что бизнесмена увезли из дома вместе с его 7-летним сыном от первого брака.
«Обыск длился 6 часов, и времени было предостаточно, чтобы ребёнка смог забрать родной брат Дмитрия или его родители — бабушка с дедушкой. Вместо этого мальчика в сопровождении инспектора ПДН увезли в центр для детей, оставшихся без попечения родителей», — заявила женщина.
По её словам, ребёнок не понимал, почему его увозят из дома, и первое время постоянно плакал. Неделя ушла у Марины на оформление временной опеки.
«Когда его забрали из, можно сказать, детского дома, первые его слова были: „Наконец-то я на свободе“. Мы отвезли ребёнка на обследование к психологу, где ему поставили миатонический синдром и фобический синдром на фоне пережитого стресса», — пояснила Марина.
Родственники Дмитрия Каледы предполагают, что манипуляции с ребёнком могли служить методом давления на арестованного с целью получения более обширных показаний. Есть мнение, что шторм в Минпромторге может повлечь за собой более серьезные последствия.