
Грузинский предприниматель признался, что пытался провернуть аферу
Накануне Железнодорожный суд приговорил влиятельного новосибирского бизнесмена с грузинскими корнями Мераби Тостиашвили к 3 годам условного срока. Предпринимателя признали виновным в покушении на мошенничество: он ввязался в противостояние двух томских бизнесменов, предложив решить вопрос через взятку прокурору. Следователи уверены, что Мераби Тостиашвили не собирался влиять на ситуацию через силовиков, поэтому обвинили его в афере. Криминальный корреспондент НГС Павел Тиунов выяснил, кто фигурирует в уголовном деле, которому предсказывали скандальную славу из-за тайного ареста и слухов о взятке в «большой политике».
Подмоченная репутация
Раньше имя Мераби Тостиашвили появлялось в СМИ очень редко, а если и появлялось, то исключительно в позитивном контексте. Для широкой общественности у предпринимателя безукоризненная репутация. Возможно, поэтому на оглашении приговора бизнесмен появился в медицинской маске и пытался скрыть лицо от камер.

Мераби Тостиашвили признал вину
Его обвинили в покушении на мошенничество. В судебном процессе Мераби Тостиашвили полностью признал свою вину и раскаялся: по его словам, в свои 62 года он даже не предполагал, что получит первую в жизни судимость.
«Сложно наказать меня больше, чем я уже наказал сам себя. У меня было много времени, чтобы переосмыслить происшествие и осознать, что является истинными ценностями. Прошу суд избрать мне наказание, не связанное с лишением свободы», — заявил в последнем слове грузинский бизнесмен.
Гособвинитель потребовал для обвиняемого 3 года условного срока и 300 тысяч рублей штрафа. Судья Алёна Смолина удовлетворила требование относительно лишения свободы условно, а штраф снизила до 200 тысяч рублей. Казалось, Мераби Тостиашвили вздохнул с облегчением.
Решение томских проблем в Новосибирске
Преследование Мераби Тостиашвили напрямую связано с противостоянием двух томских бизнесменов: Анатолия Рябкова и Дмитрия Корепанова. Суть их конфликта публично не раскрывается, но есть все основания полагать, что он связан с банкротством Рябкова, в рамках которого Корепанов потребовал взыскать с него 18 миллионов рублей долга. Банкрот в свою очередь пытается доказать, что никакого долга нет.
Анатолий Рябков известен в определенных кругах по прозвищу «Малыш». В 2001 году пережил покушение: его джип расстреляли на пригородной трассе. В 2008 году осуждён за передачу взятки высокопоставленному чиновнику Росимущества.
В материалах дела говорится, что Анатолий Рябков несколько раз писал на Дмитрия Корепанова заявления, обвиняя его в мошенничестве, но правоохранительные органы всякий раз отказывали предпринимателю.
По данным сервиса «Контур. Фокус», Дмитрий Корепанов является владельцем и директором ООО «Инертные материалы». С лета 2024 года компания фигурирует в уголовном деле о хищении песчано-гравийной смеси в Томской области на общую сумму 71 млн рублей.

В Новосибирске за Мераби Тостиашвили закрепилось репутация «решалы»
Тогда он пошёл другим путём: обратился за советом к председателю местного Союза десантников Виталию Пашковскому, а тот в свою очередь через знакомого военнослужащего обратился к Мераби Тостиашвили. Вопрос стоял категорично: как возбудить дело? Грузинский предприниматель из Новосибирска предложил вариант.
Мераби Тостиашвили, по версии следствия, заявил, что уголовные дела в отношении Дмитрия Корепанова могут появиться, если дать взятку томским силовикам: 3 миллиона рублей.
Первым звеном в цепочке был назван знакомый новосибирскому бизнесмену прокурор Советского района города Томска. При этом, уверены следователи, он изначально не собирался ввязываться в историю со взятками и водил томичей за нос.
В марте 2024 года предприниматели отправили через посредника первую часть предполагаемой взятки — 2 миллиона рублей — прямиком в офис Мераби Тостиашвили в Новосибирске. Встречу подельников прервали оперативники ФСБ. Силовики не стали смотреть, что Тостиашвили сделает с деньгами, и задержали его сразу после передачи наличных.
Слух о «большой политике»
О задержании Мераби Тостиашвили стало известно только через несколько дней после его ареста. Учитывая масштаб его личности, наблюдатели сразу заговорили о завесе тайны над уголовным делом в отношении предпринимателя. Правоохранительные органы официально отказывались комментировать произошедшее. По городу поползли слухи.
О том, что дело было связано с предполагаемой взяткой, информированные источники НГС заявили сразу. Ходила версия, что деньги предназначались участникам новосибирской «большой политики», но она не подтвердилась.
Проведя некоторое время в следственном изоляторе, предприниматель вышел на свободу, а первоначальные признаки взяточничества обрели форму дела о покушении на мошенничество. Следователи уверены, что авторитетный бизнесмен с безукоризненной репутацией просто решил «кинуть» томичей.
Ресторатор, меценат, мошенник?
Мераби Тостиашвили в Новосибирске знают, скорее, как влиятельного предпринимателя с выходом на ещё более влиятельных людей, нежели как мошенника.
Его бизнес в Новосибирске начал формироваться в 90-е с учётом особенностей лихого десятилетия. Имея высшее медицинское образование, он сначала подрабатывал мясником на Центральном рынке, но со временем обзавёлся нужными связями и с головой окунулся в предпринимательство.
В частности, в 2006 году вошел в число учредителей компании «Русич-С» — ей принадлежали торговые площади на тогда ещё существовавшей барахолке на Гусинобродском шоссе, пока она не переехала в крытые торговые комплексы. Мераби Тостиашвили также называли собственником автобарахолки «Столица» на улице Петухова. Он же, по словам источников НГС, стал одним из первых, кто в Новосибирске занимался эвакуаторами.

Здание на улице Спартака, которое Мераби Тостиашвили отстроил под офисы для своих компаний
Сегодня Мераби Тостиашвили указан соучредителем нескольких компаний. В их числе «Новосибирская спасательная служба», которой, по данным «Контур.Фокус», он владеет вместе с полным тёзкой сына Олега Сметанина — еще одного влиятельного новосибирского бизнесмена. Самым же прибыльным бизнесом Тостиашвили можно считать частную охранную организацию «Щит-СБ», которая всего за пару лет существования вышла на оборот в 110 миллионов рублей с прибылью 37,4 миллиона.
Кроме того, Мераби Тостиашвили — ресторатор. Он владеет рестораном «Санатрело», который занимает цокольный этаж в его личном пятиэтажном офисном здании на улице Спартака, недалеко от Собора Александра Невского.
Что случилось в марте прошлого года и почему предприниматель мог решиться на мошенничество, сегодня уже вопрос риторический. От комментариев в зале суда Мераби Тостиашвили отказался.
Репутацию «решалы» в Новосибирске некогда заслужила и бывший сотрудник региональной прокуратуры Наталья Юзжалина. Она обещала своим солидным клиентам решение вопросов с судьями, но по факту, уверены следователи, обманывала доверителей. Сегодня ее судят за мошенничество.