
В METRO Cash&Carry ждут профессиональных покупателей — в частности, рестораторов и поваров, которые могли бы использовать и продвигать собственную продукцию торгового гиганта
Сеть METRO C&C после долгого перерыва открыла в Новосибирске новый объект, причем в самом центре Новосибирска: в БЦ «Бутон» на Красном проспекте. Им оказался не очередной мелкооптовый торговый центр или даже магазин какого-то другого формата, а «Студия» — новый проект немецкой сети. Зачем ретейлер потратился на дорогую недвижимость и как вообще себя чувствуют сегодня такие крупные форматы торговли, разбирался обозреватель НГС.
Формат для своих
«METRO Студия» — это сравнительно новый проект сети METRO Cash&Carry, в Новосибирске открылась четвертая его точка (первые три работают в Казани, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону). Внутри «Студия» представляет собой почти ничем не занятое пространство с кухней в конце и полками с образцами собственной продукции METRO вдоль стен.
Купить что-то здесь будет нельзя: «Студию» будут использовать для проведения мастер-классов и, возможно, каких-то мероприятий для корпоративных клиентов сети.
На церемонии открытия операционный директор «METRO Россия» Ольга Паршина рассказала, что «Студия» ждет не только новосибирских шеф-поваров, но и специалистов со всей Сибири.
«Надеюсь, что у вас появится площадка, где вы сможете свободно общаться друг с другом», — сказала она.

Пока основной формой работы «Студии» будут мастер-классы
Идея METRO состоит в том, чтобы превратить «Студию» в некий клуб для работников ресторанной отрасли и через это сообщество уже продвигать собственные услуги. У METRO C&C в России почти сразу возник перекос в сторону обычных розничных покупателей, тогда как изначально это мелкооптовый центр для малого бизнеса. Теперь METRO хочет работать с этим самым малым бизнесом более интенсивно.
Это желание — отчасти вынужденное. Сегмент крупноформатных продовольственных магазинов испытывает сложности по всему миру. По данным агентства Infoline, в России в январе–сентябре 2025 года количество супермаркетов и гипермаркетов снизилось на 1,4% — за это время закрылось 67 объектов общей площадью 185,2 тысячи кв. м. Всего же с 2017 года, по информации «Коммерсантъ», доля гипермаркетов в общем размере торговых площадей сократилась с почти 25% до 12,7%.
Борьба за покупателя
Причин, по которым покупатели постепенно перетекают в другие форматы, несколько. В частности, непростая дорожная ситуация. Даже если гипермаркет позволяет сэкономить, покупатели порой отказываются от поездки просто потому, что им придется заплатить за эту экономию собственным временем, проведенным в пробках.
Но часто гипермаркеты не могут предложить и более низких цен: крупнейшие сети супермаркетов среднего формата и магазинов у дома позволяют покупать продукты не дороже, а то и дешевле.
По сути, единственное очевидное преимущество гипермаркета сегодня — это широкий ассортимент. Но с развитием доставки существование самого по себе большого торгового зала уже не имеет прежнего значения. Привезти товары можно и из «теневого магазина», куда он поступит из распределительного центра.
Сейчас в Новосибирске, по данным 2ГИС, в крупном формате работают по восемь гипермаркетов «Лента» и «Маяк», три METRO C&C, три «Ашана», два магазина «О`Кей» и один Interspar. 2ГИС, правда, относит к гипермаркетам также магазины «Магнит Семейный» (один из них расположен в ТРЦ «Галерея»), но, по сути, это просто крупный супермаркет.

В последние 10 лет в крупом формате росла только сеть дискаунтеров «Маяк»
При этом последний по счету (третий) торговый центр METRO открыли в Новосибирске еще в 2014 году. В том же году заработал и последний по счету гипермаркет сети «Лента». Единственная сеть, которая продолжила открывать магазины большого формата, — это «Маяк», работающая в сегменте дискаунтеров (принадлежит тем же владельцам, что и «Светофор»).
Для сравнения: только за последние два года сети «Пятерочка» и «Магнит» увеличили количество своих магазинов где-то на 100 торговых точек каждая (рост порядка 40%). «Монетка» (сейчас принадлежит компании «Лента») увеличила присутствие в городе более чем на 80%. А количество дискаунтеров «Чижик» выросло в 3,5 раза.
Стабильные миллиарды
Нужно заметить при этом, что METRO продолжает неплохо зарабатывать на российском рынке. По данным «Контур.Фокус», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» в 2024 году смогло получить больше 6,5 миллиарда рублей чистой прибыли при 250 миллиардах рублей выручки. При этом эффективность бизнеса выросла по сравнению с 2023 годом вдвое: тогда чистая прибыль составила немногим более 3 миллиардов рублей, а выручка была ниже всего на 5%.

Хотя METRO C&C не спешит с активным развитием своей сети в Новосибирске, в целом в России у немецкой сети дела идут хорошо
У ООО «Ашан», которое управляет одноименной сетью, при сопоставимой выручке чистая прибыль меньше на порядок: 460 миллионов рублей. «Ашан» при этом работает преимущественно с розничными покупателями. Это, правда, данные 2023 года — за прошлый год данных о финансовых показателях компании нет. По информации компании InfoLine, выручка «Ашана» в 2024 году практически не изменилась (рост 0,8%), что с учетом инфляции означает даже небольшое падение.
Лучше всего дела обстоят у гипермаркетов «Ленты». В целом по прошлому году рост продаж в компании превысил 12% (данные годового отчета). Но и здесь в формате гипермаркетов он оказался существенно меньше, чем у продаж в супермаркетах (рост более 24%). «Лента» продолжает открывать гипермаркеты (в этом году открылось три магазина этого формата в Тамбове, Самаре и Владикавказе), но основной упор делает на развитие супермаркетов.
Если гипермаркеты ретейлеры рассматривают как пройденный этап, то расширение выбора готовой еды в магазинах идет полным ходом. О том, зачем это торговым сетям и что они предлагают покупателям, читайте в материале обозревателя НГС Стаса Соколова.




















