
Андрей Алексеев за 30 лет прошел путь от торговли всем, что можно продать, до создания маленького мира, где ему нравится жить
Предприниматель Андрей Алексеев известный в основном по серии своих проектов «Мира» (термы, парк, деревня) объявил о выходе ещё на один рынок — гостиничный. Обозреватель НГС побывал на стройплощадке будущего отеля и решил вспомнить весь путь неординарного бизнесмена, в котором было несколько крутых поворотов.
Мастер еды
В начале 90-х ещё молодой Андрей Алексеев занимался торговлей — других видов бизнеса тогда по сути особо и не было. Одним из первых товаров была банальная водка, потом ассортимент расширился. Время было нервное, но по-своему весёлое. Можно было привезти из Москвы вагон еды и получить большую сумку денег (до деноминации цены на обиходные товары исчислялись в десятках тысяч). Потом уехать за новым вагоном.

В GrillMaster можно было съесть не только бургер, но и свиную рульку
Первым поворотным пунктом в карьере предпринимателя стало знакомство с банкиром Игорем Кимом. В столице сетевой фастфуд развивался уже несколько лет, а в Новосибирске первая пиццерия New York Pizza заработала только в 1996 году. В обычное и довольно бедное по нынешним временам помещение народ ехал со всего города. У Кима были деньги и прекрасное помещение на улице Ленина, а у Алексеева идеи и желание их реализовать. Партнёры взяли франшизу немецкой сети Grill Master. Бренд был не сильно раскручен, но сама концепция отличалась от New York Pizza тем, что здесь были бургеры и вообще «нормальная еда»: свиная отбивная, рулька, судак по-баварски. Вместе с «мрамором» и хромированным металлом в отделке заведение выглядело куда более представительно, чем какая-то пиццерия. Люди приезжали сюда на дорогих автомобилях семьями, назначали деловые встречи.

Столовая «Вилка-Ложка» на Арбате
Практически всё, из чего готовилась еда в «Гриль-мастере», было импортным. Кризис 1998–1999 годов с обрушением рубля заставил задуматься о том, чтобы меньше зависеть от мирового финансового рынка. В 2002 году были запущены сразу два проекта. Концепцию, интерьер и даже организацию меню трактиров «Жили-были» Алексеев позаимствовал у Аркадия Новикова (сеть «Ёлки-палки»), а вот «Вилка-Ложка» была одной из первых сетевых столовых в России в принципе. В столице были, конечно, похожие проекты (например, «Му-му»), но они выглядели подороже. «Вилки» оказались идеально подходящими для масштабирования в регионах.

Андрей Алексеев в 2004 году
Сеть начала быстро расти и в какой-то момент даже вышла в столицу, открыв точку на Арбате. В кабинете у Алексеева на Коммунистической тогда висел график, согласно которому уже через несколько лет количество точек должно было исчисляться сотнями. Но, похоже, предпринимателю в какой-то момент стало скучно просто штамповать точку за точкой. Компания «Фуд-мастер» запустила ещё несколько проектов разной степени успешности в разных ценовых нишах, но потом бизнес как будто немного забуксовал. Деньги зарабатывать всё ещё получалось, но бурного роста уже не наблюдалось.
Мастер девелопмента
Во второй половине 2000-х Андрей Алексеев нашел для себя новое увлечение — девелопмент. Первый его проект был не особо удачным. Компания купила этаж в только что построенном торговом центре «Мегас» на Красном проспекте. Идея состояла в том, чтобы собрать под одной крышей десятка три обувных салонов. Эдакий проспект Маркса, но работающий в любую погоду. Из затеи так ничего и не получилось, но сама по себе концепция тематического торгового пространства пригодилась Алексееву в другом, куда более масштабном проекте — «Большой медведице».

В проект «Большая медведица» поначалу многие не верили
Решение купить простаивавшие огромные цеха завода «Экран» для того, чтобы превратить их в торговый центр строительных материалов и мебели поначалу попахивала неразумной гигантоманией. В Новосибирске в момент уже готовилась выйти сеть «Леруа Мерлен», работали её местные конкуренты, хватало и мебельных салонов. Не всем было понятно, откуда возьмется такое количество дополнительных покупателей. Да ещё и в таком странном месте, на краю промзоны.

Предприниматель в своем кабинете в 2006 году
Как говорят участники рынка, увлечение проектами в сфере коммерческой недвижимости не слишком понравилось партнеру по «Фуд-мастеру». По ходившей тогда в деловом сообществе версии, Ким предложил Алексееву забрать свои девелоперские проекты отдав за них долю в ресторанной компании. После этого пути предпринимателей разошлись.
Однако, как показало дальнейшее развитие событий, Алексеев точно угадал направление развития рынка. Торговый центр не сразу, но стал популярен. Оказалось, что людям, которым нужен интерьер более сложный, чем можно было получить в магазине ИКЕА, удобно приехать в одно место, чтобы посмотреть и плитку, и шторы, и какие-нибудь особенные диваны. А главное, на место одного закрытого магазина всегда можно было найти какого-то другого арендатора если у предыдущего бизнес не сложился. «Большая медведица» достаточно успешно работает до сих пор, учитывая, что Алексеев вышел из проекта.
Мастер отдыха
Сам Андрей Алексеев рассказывает, что в какой-то момент понял, что не знает, чего хотеть. Все зримые аттрибуты успеха у него уже были: дом, возможность покупать дорогие вещи. Можно было, конечно, сменить «Бентли» на «Майбах» (или наоборот), но прежней радости это как-то уже не приносило. В поисках выхода из создавшегося тупика предприниматель занялся тем, что называется расплывчатым словом «саморазвитие». И нашёл новое направление для бизнеса.

Центр здорового отдыха «Мира»
«Я увидел, что у людей в современном мире не хватает возможностей для полноценного отдыха и расслабления. Потому что привычные способы связанные с алкоголем и лежанием на пляже уже не работают. Нужно дать человеку возможность восстановиться, услышать внутреннюю тишину, успокоиться», — говорит Алексеев.
Первым проектом предпринимателя в новой сфере стал «Центр здорового отдыха Мира» в здании бывшего речного вокзала на набережной рядом с гостиницей «Ривер парк». Это были не просто спа, здесь пытались воздействовать на человека на разном уровне, включая медитацию и йогу. Комплекс был по нынешним мерками небольшой, но, как оказалось, Алексеев смог снова найти золотую жилу там, где в Новосибирске её пока почти никто не искал.

«Термы Мира» открылись в 2018 году
Следом появился уже более крупный комплекс «Термы Мира», который довольно быстро стал дико популярен. Сейчас некоторые его посетители, конечно, могут поспорить с тем, что это идеальное место для достижения «внутренней тишины», здесь обычно бывает людно. Но отбоя от посетителей нет, с этим трудно спорить.
Однако, если «Термы» были вполне коммерческим (пусть и вдохновлённым какими-то духовными поисками) понятным проектом, то «Деревня Мира», заниматься которой Алексеев начал примерно в то же время, поначалу смотрелась, как какая-то причуда богатого человека.

Пруд на территории Деревни Мира
«Никто в эту идею не верил. Потому что ну как это так, в чистом поле создать посёлок. Мы никогда этим не занимались, не понимали, как это делать. И примерно год, наверное, она просто висела в воздухе», — вспоминает предприниматель.
Когда в 2018 году на НГС вышел большой материал об этом проекте, в комментариях под ним не было практически ни одного оптимистического отзыва, все дружно называли эту затею нелепой и никому не нужной. Однако, прошли семь лет и теперь в «Деревне» застроена домами почти вся отведённая под жилье территория, работает собственная школа.

Парк Мира
Но Алексееву просто посёлка в полутора километрах от трассы Северного объезда показалось мало. В 2021 году здесь заработал ещё и необычный парк — огромное пространство почти без деревьев, с загадочными объектами. Пространство уже стало своего рода городской достопримечательностью: люди едут сюда специально побродить по тропинкам хотя никаких привычных аттракционов здесь вроде бы нет.
«Я спрашиваю людей, что им запомнилось в парке. А человек говорит, что помнит, как листики колышутся, травка шевелится. Мне сначала было немного обидно — мы же построили тут столько объектов. А потом я понял, что парк так действует на людей, что у них обостряются ощущения и человек начинает обращать внимание на то, чего раньше не замечал», — говорит Алексеев.

Отель должен принять первых постояльцев в 2026 году
Вход в парк платный (в районе 600 рублей) и летом в хорошую погоду тут может быть довольно много народа. Ехать из города в сущности недолго, зато получается настоящее приключение.
Очередной шаг в развитии проекта — отель «Силентиум». Он расположен по соседству с парком и деревней и представляет собой ряды одноэтажных (в основном) деревянных сооружений. В здании на входе в отель появится ресторан, на другой стороне территории комплекса — отдельный корпус для спа с открытым бассейном на берегу пруда. В отель не будут селить с детьми, в ресторане не будет алкоголя.

Будущая гигантская зона джакузи при спа-отеле
«Основной посыл этого места — это побыть в пространстве отдыха», — объясняет предприниматель. Алексеев уже давно не употребляет алкоголь сам, и у него пятеро детей. Так что концепция идеального места для отдыха, можно сказать, выстрадана.
Мастер чистой прибыли
Слушая рассуждения Андрея Алексеева о необходимости внимания к внутреннему состоянию, покою и прочих высокодуховных вещах, можно подумать, что перед вами сидит какой-то отшельник, который частично уже перешел на питание энергиями космоса. Но знакомство с финансовой отчётностью компаний предпринимателя доказывает, что духовные поиски не мешают ему содержать бизнес в идеальном порядке.

Андрей Алексеев у здания строящегося отеля
Самый крупный актив предпринимателя ООО «Мира» (Термы «Мира») принес ему в прошлом году 645 млн рублей чистой прибыли при выручке всего в 889 млн рублей. Такой эффективности сегодня не даст ни девелоперский, ни тем более ресторанный бизнес. Ещё 857 млн рублей выручки и 178 млн рублей чистой прибыли обеспечило ООО «Мира Велнес». Два предприятия в прошлом году показали убытки, но их общий размер был меньше 4 млн рублей. Небольшую, но прибыль (2,2 млн рублей) принесло даже ООО «Миргород» управляющее «Деревней».

Андрей Алексеев в Парке Мира
К Андрею Алексееву можно относиться по-разному. Одни видят в нем чуть ли не гуру и духовного учителя, другие продолжают считать талантливым предпринимателем, который просто нашел более перспективное направление с большей добавленной стоимостью. Но с одним спорить сложно — человек научился жить в реальном мире формируя вокруг себя среду, соответствующую его представлениям о прекрасном в данный момент. И это полезный пример для всех, вне зависимости от того, что кажется вам верхом успеха — «Бентли» в гараже собственного особняка или возможность сидеть на берегу пруда и ни о чем не переживать.
Успех по-разному влияет на людей. Кто-то занимается поисками новых смыслов жизни (и находит новые направления в бизнесе), а кто-то просто ищет дополнительные возможности для зарабатывания денег в привычной сфере деятельности. Известный омский предприниматель Виктор Шкуренко рассказал недавно обозревателю НГС о том, как работает его сеть «Низкоцен», и почему он решил вложить деньги в кофейни Skuratov.



















