
Иван Григорьев намерен судиться с Азаматом Ибатуллиным до конца
Новосибирский предприниматель Иван Григорьев проиграл разбирательство в Палате по патентным спорам: оказалось, что известный в городе бренд «Белое яблоко» был зарегистрирован позже, чем другой знак «Яблоко». Тот давно принадлежал уфимскому юристу, бизнесмену Азамату Ибатуллину — как и еще несколько десятков других знаков, за защиту которых предприниматель регулярно сражался в суде. Иван Григорьев заподозрил, что стал жертвой вполне законной, но не совсем этичной схемы отъема денег у коммерсантов, успевших прокачать сильный бренд. НГС выслушал обе стороны по делу и вспомнил самые громкие дела об интеллектуальных правах, в которых участвовал Азамат Ибатуллин.
«Вложили время, деньги и силы»
19 мая 2025 года предприниматель Иван Григорьев, создатель и руководитель компании «Белое яблоко», известной в Новосибирске как продавец товаров Apple, проиграл разбирательство в Палате по патентным спорам. Оказалось, что его зарегистрированный больше 5 лет назад товарный знак «Белое яблоко» слишком уж похож на другой, более старый — «Яблоко». Тот принадлежит уфимскому бизнесмену Азамату Ибатуллину.
По данным сервиса Rusprofile, Иван Григорьев — директор и единственный владелец ООО «Белое яблоко», зарегистрированного в июне 2024 года. Основной вид деятельности — торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами, в специализированных магазинах. По состоянию на конец 2024 года выручка компании составила 21 миллион рублей, чистая прибыль — 40 тысяч рублей.
Одновременно Иван Григорьев работает в качестве индивидуального предпринимателя (основной вид деятельности — торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами). Именно ИП является правообладателем товарного знака «Белое яблоко», а также словесного знака «Белая полоса начинается с Белого яблока».
«Мы подали заявку [на регистрацию знака] в 2018 году, зарегистрирован он был в 2019-м. С точки зрения буквы закона мы сделали все верно: заявка официально подана, мы пользовались товарным знаком по назначению, вложили в маркетинг время, деньги и силы, — рассказал Иван Григорьев. — Возражение Ибатуллин подал буквально за пару дней, до того, как знаку исполнилось 5 лет, и как я думаю, это было сделано специально».
По данным Роспатента, право пользования своим «Яблоком» Азамат Ибатуллин предоставил предпринимателю Тахиру Тайибову, который держит магазин фруктов и сухофруктов в маленьком городке в Башкирии.
По словам предпринимателя, рассмотрение спора продолжалось 14 месяцев, на протяжении которых сам Иван Григорьев и его юристы предоставляли многочисленные доказательства того, что знак использовался легально и честно, а Ибатуллин якобы придерживал свое «Яблоко» только для будущих разбирательств.
Но Палата по патентным спорам встала на сторону уфимца — тот, по данным Роспатента, стал правообладателем товарного знака «Яблоко» в 2017 году. Товарный знак «Белое яблоко» формально аннулировали. Иван Григорьев с этим не согласился и направил письмо главе Роспатента, а если это не поможет, намерен вернуть свой товарный знак через суд.

Так выглядит магазин «Яблоко» в Мелеузе
На первый взгляд печальный кейс новосибирского бизнесмена может показаться банальной историей о том, как предприниматель не учел возможные риски. Но добросовестность Азамата Ибатуллина вызвала у Ивана Григорьева сомнения.
«Господина Ибатуллина даже в официальных изданиях Роспатента называют „патентным троллем“. По образованию он, насколько я знаю, юрист. Регистрирует на себя огромное количество товарных знаков, но не ведет полезную деятельность, а просто пытается аннулировать другие [похожие] знаки. Понятно, что если человек тратит деньги, он хочет заработать, поэтому он делает так, чтобы предприниматели испугались [того, что могут лишиться своего товарного знака] и предлагали ему выкуп», — предположил Иван Григорьев.
Сам он заявил, что не готов платить человеку, ведущему дела подобным образом, и будет отстаивать «Белое яблоко» в правовом поле.
«Он, как мне кажется, пытается паразитировать на чужом бизнесе, терроризирует людей, — заявил Иван Григорьев. — С точки зрения гражданской предпринимательской позиции надо добиваться, чтобы господин Ибатуллин свою деятельность прекратил».
Кто такой Азамат Ибатуллин
Уфимского предпринимателя Азамата Ибатуллина без преувеличения можно назвать человеком разносторонним. По данным сервиса Rusprofile, он является учредителем шести и руководителем еще 15 действующих компаний с самыми разными видами деятельности, включая производство молочной продукции, приправ, мебели, строительных изделий из гипса, торговлю разнообразными товарами и другое. Суммарная выручка этих компаний по итогам 2024 года составила 14 миллионов рублей, чистая прибыль — 682 тысячи рублей. Кроме того, Азамат Ибатуллин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Его доходы от такой формы ведения бизнеса неизвестны, как и то, сколько бизнесмен зарабатывает на судебных спорах.
По данным электронной картотеки арбитражных дел, суд по интеллектуальным правам за годы работы рассмотрел 605 дел с участием Азамата Ибатуллина, по 514 из них предприниматель проходил в качестве истца.
По данным сервиса List-Org, на имя предпринимателя зарегистрированы 576 товарных знаков, включая не только злополучное «Яблоко», но и «Вишню» и «Персик», а также другие часто встречающиеся в товарных знаках слова и их сочетания: например, «Казан», «Корица», «Новый мир» и даже «Космос».
Предприниматель регулярно становится героем публикаций СМИ о деловых спорах. В 2021 году издание «Коммерсант» назвало его «самым известным патентным троллем в России». Возможно, именно благодаря журналистам это словосочетание стало эдаким словесным товарным знаком самого Азамата Ибатуллина: при попытке ввести в поисковую строку словосочетание «патентный тролль» алгоритмы автоматически предлагают подставить его имя.

У Азамата Ибатуллина богатый судебный опыт, но самые громкие дела закончились не в его пользу
Среди крупных компаний, с которыми судился Азамат Ибатуллин, были такие гиганты как McDonald’s Corporation, телеканал BBC и портал Lenta.ru.
Детали иска, поданного в 2020 году корпорацией McDonald’s Corporation, остались неизвестными: в электронной картотеке опубликован только один процессуальный документ, в котором международная компания отказывается от своих требований к уфимскому коммерсанту. Фактических обстоятельств спора между ними в этом документе указано не было.
За два года до этого вопросы к бизнесмену из Башкирии возникли у телеканала ВВС. Как следует из опубликованных решений по делу, Азамат Ибатуллин, который в споре британского канала и Роспатента выступал в качестве третьего лица, зарегистрировал товарный знак «ТОР GEAR».
«Как указывал заявитель, единственной целью приобретения товарного знака „TOP GEAR“ является намерение причинить вред другому лицу — заявителю, выразившемуся в подаче возражения и прекращении правовой охраны товарного знака заявителя. Заявителем было подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака „TOP GEAR“ ввиду его неиспользования», — приводились доводы юристов телеканала в тексте решения.
Суд по интеллектуальным правам встал на сторону Азамата Ибатуллина и Роспатента, но решение от 2018 года было отменено в кассационной инстанции. В 2019-м суд вынес новое решение и вернул товарный знак «TOP GEAR» британцам.
В 2020 году Азамат Ибатуллин обнаружил, что в адресе одного из разделов портала Lenta.ru встречается слово «мотор», вернее, motor. Это походило на один из многочисленных товарных знаков, зарегистрированных предпринимателем, и он потребовал с журналистов 50 тысяч рублей в качестве компенсации.
«Обращаясь с исковым заявлением ИП Ибатуллин А.В. ссылается на использование ответчиком обозначения „motor“ на сайте в сети интернет https://motor.ru/, а также в доменном имени этого сайта, в частности для продвижения товаров третьих лиц без заключения с истцом лицензионного договора на использование товарных знаков, тогда как, по мнению истца, используемое ответчиком обозначение „motor“ является сходным до степени смешения с товарными знаками истца», — указывалось в тексте одного из решений.
Судиться предпринимателю и медиахолдингу пришлось почти три года, в итоге первоначальное решение в пользу Азамата Ибатуллина было отменено, а новое решение в пользу медиахолдинга устояло, несмотря на все обжалования.
Впрочем, дел, которые уфимец в итоге выиграл, не так уж мало, а со сколькими коммерсантами ему удалось договориться «полюбовно», вероятно, знает только сам Азамат Ибатуллин.
«Троллинг — это не бизнес»
НГС связался с самим Азаматом Ибатуллиным, чтобы узнать его позицию по поводу спора с Иваном Григорьевым, и уфимец охотно пояснил, что в его деятельности нет совершенно ничего незаконного.
«Любой правообладатель товарного знака должен следить за тем, чтобы схожие товарные знаки не регистрировались. Нормальная реакция любого правообладателя — пресекать такие регистрации и подавать соответствующие возражения против них», — заявил он.
На вопрос, зачем Азамату Валерьяновичу столько товарных знаков и не существуют ли они только для того, чтобы вести своеобразный патентно-судебный бизнес, предприниматель ответил туманно.
«У меня разные виды деятельности. Для разных целей у меня много разных товарных заказов, поэтому нельзя конкретно говорить», — сказал он.

По словам Азамата Ибатуллина, проверить, не использует ли кто-то его «яблоко» он решил, потому что это «нормальная реакция любого правообладателя»
Ответ же на обвинения в том, что он — «патентный тролль», Азамат Ибатуллин выработал уже давно.
«Троллинг — это же не бизнес, — заявил он. — Я бизнесмен, а троллинг — это когда подают возражения, иски и так далее исключительно для получения известности и пиара. Люди [которые называют меня „патентным троллем“] не совсем понимают это выражение, они сами говорят, что я взыскиваю компенсации. Это мнение одного какого-то автора, а людям, которые против меня судятся, выгодно его повторять».
На вопрос, собирается ли Азамат Ибатуллин защищать свой товарный знак «Яблоко», а заодно с ним и своего лицензиата, торговца фруктами Тахира Тайибова, от других крупных бизнес-игроков (например, сети магазинов «Золотое яблоко»), предприниматель ответил отрицательно.
«Никаких споров с этой компанией нет, они работать мне не мешают. И к тому же у них товарный знак зарегистрирован очень давно», — ответил Азамат Ибатуллин.
Яблоневый сад
Патентный спор Ивана Григорьева и Азамата Ибатуллина интересен и еще одним странным фактом. По словам патентного поверенного Александры Болотовой, которая представляет интересы новосибирского предпринимателя, отменяя регистрацию «Белого яблока», Роспатент одновременно продолжает регистрировать и другие бизнес-фрукты.
«Ситуация Ивана уникальна тем, что он зарегистрировал товарный знак в 2019 году и, на мой взгляд, был прав. Существует больше тысячи товарных знаков со словом „яблоко“: „Золотое яблоко“, „Хрустальное яблоко“ и так далее, — заметила юрист. — Они все сосуществуют, Роспатент выдает им регистрацию, и делает это и по сей день. Уже после аннулирования товарного знака „Белое яблоко“ был зарегистрирован знак „Волшебное яблоко“ для тех же услуг торговли. Всего же зарегистрировано более 1200 товарных знаков со словом „яблоко“ в классе торговли».

Теоретически под запретом могут оказаться и другие «яблоки», с другими характеристиками
Позиция Роспатента Александру Болотову смутила: выходит, что одной рукой Роспатент охраняет зарегистрированный знак Азамата Ибатуллина от посторонних «яблок», а другой одновременно сажает для него целый «яблоневый сад» (и возможно, пару-тройку «яблоневых» судов).
НГС направил в Роспатент запрос, чтобы уточнить его позицию по этому вопросу и узнать, сколько товарных знаков со словом «яблоко» было зарегистрировано после 19 мая 2025 года, но на момент публикации ответ не получил.
Громкие бизнес-конфликты в Новосибирске обычно все-таки разворачиваются иначе: например то, что осталось от легендарной барахолки наследники, партнеры и экс-работники начали делить после смерти владельца.