
В региональных соревнованиях за 20 лет компания Александра Апатьева побеждала 14 раз и получала за это машины
Александр Ильич Апатьев — известный новосибирский аграрий. Больше 24 лет он руководит одним из крупнейших хозяйств в Колыванском районе. ЗАО «Скала» сейчас успешная компания, которая поставляет молоко на известный завод «Вимм-Билль-Данн», новосибирский «Милкмастер», предприятия Новосибирской и Омской областей, на Алтай, поит и кормит район, растит пшеницу и другие важные культуры. Но так было не всегда. Хозяйство в лихие 90-е пережило и приезд бандитов, и попытку рейдерского захвата, но смогло выбраться из огромных долгов. История успешного агронома и бизнесмена — о любви к деревне, грамотной экономике и тревоге за будущее сельского хозяйства.
Вдохновитесь атмосферой сельского труда.
Александр Ильич уверен, что люди достойны хороших и вкусных продуктов!
«Были и бандиты, и предложения не очень хорошие»
Александр Апатьев вырос в многодетной семье: помимо него, еще пять сестер и братьев. Поэтому мечта стать юристом после окончания колыванской школы так и осталась мечтой. Но о своем выборе стать агрономом мужчина не жалеет. Только в институт не удалось поступить.
«Когда сдавал вступительные экзамены, у меня была химия — пять, биология — пять, физика — пять. И я на всю жизнь запомню: русский — два. Не написал сочинение. Погорел я на сочинении», — смеется Александр Апатьев.
Окончил сельхозтехникум, отслужил в армии и так всю жизнь работал и работает агрономом в одном предприятии. Сначала это был колхоз, а затем пришли 90-е. Вместе с ними долги, бандиты и попытка рейдерского захвата.
«Хозяйство стояло на грани выживания, честно говоря. Было очень много долгов. В 90-е годы хозяйства вымирали, все грабили, продавали, — хмурится Александр Ильич. — Я тогда работал главным специалистом и никогда не говорю, что долги были прежнего руководителя. Они были нашими. По экономике доходило до того, что 50% годовой выручки по налогам должны были. Представляете? Полгода работать и только в одну налоговую отдавать. Всё было в то время. Это было 90-е, были и бандиты, были и предложения не очень хорошие».



В то время Александр Апатьев через контрольный пакет акций взял всю ответственность на себя. С поста директора его пытались снять даже через скандал в Госдуме, но постепенно хозяйство начало приходить в норму. Аграрий признается: непросто сельхозпредприятиям и сейчас. Александр Ильич отметил, что цена на зерно только падает из-за пошлин и других факторов, а затраты растут с огромной скоростью.
«Вообще-то мы падаем в кризис. Вот такой простой пример. Три года назад мы продавали зерно по 18 рублей за килограмм, то есть по 18 000 за тонну. А сегодня мы продаем по 12 000 за тонну. А, например, горючее подорожало на 30–50%. И как жить? — задает риторический вопрос хлебороб. — В последние два года идет провал жесткий. Рентабельность сельского хозяйства падает, а основной принцип любого бизнеса — это извлечение прибыли».
Многие сельхозпредприятия сейчас отказываются от животноводства. По мнению Александра Апатьева, это одна из причин серьезного удорожания молока и молочных продуктов. Немаловажно и то, что стоимость содержания коров растет огромными темпами. Александр Ильич подчеркивает, что в полеводстве работать легче: отработал сезон и зимой свободен!
По данным сервиса «Контур.Фокус», ЗАО «Скала» — прибыльное предприятие. В 2024 году выручка составила 298 миллионов рублей, чистая прибыль — 49,2 миллиона рублей. Предприятие было образовано в декабре 1992 года. Компания поставляет продукцию не только в детские сады района, но и в местную колонию-поселение.
«В животноводстве такого нет — ни 1 января, ни 8 Марта, ни праздников, ни выходных. Это работа 365 дней в году. Сложно, тяжело. Но при полеводстве это 20–30 механизаторов в штате. А остальные люди? А женщины в селе куда пойдут работать? Животноводство — это база любого села. Есть животноводство — деревня живет. Нет его — деревня потихоньку будет умирать, — подчеркнул Александр Апатьев. — Я практически всю жизнь прожил в этой деревне. И моя обязанность хранить деревню. Это не бизнес, это сохранение устоев, это сохранение деревни, поэтому о закрытии животноводства даже и мысли нет».
«Если не повышать зарплаты, то наступит острый кадровый голод»

Животноводство на селе создает рабочие места для женщин и людей в возрасте. Без него людям сложно будет найти работу
В «Скале» каждый год повышают зарплату, строят для рабочих жилье. Сейчас уже есть 34 квартиры, где живут сотрудники. Александр Ильич настаивает, что именно достойные условия труда и достойная оплата помогает хозяйству не сталкиваться с острым кадровым голодом, который всё равно сейчас есть в отрасли.
«Я сам наказал в коллективном договоре, чтобы прописали, что директор обязан повышать каждый год зарплату. Не потому, что вот такой красивый, а если не повышать, то наступит острый кадровый голод, — отметил Александр Апатьев. — Выходные должны быть. У женщин всегда смотрю график. Потому что в конечном итоге, если будут работать месяц без выходных, два, три, в итоге скажут: „Да пошли вы на хрен“. Мне же выходные надо. Логично. За переработки есть доплата».
На предприятии есть своя доска почета — самые лучшие по выработке сотрудники попадают на нее и получают в течение года прибавку к зарплате в 10%. Около 10% сотрудников за год зарабатывают миллион рублей.



Аграрий подчеркнул, что сельхозпредприятие двадцать лет назад и сейчас — это как небо и земля. Условия труда, который остается непростым, стали лучше. На дойке стоят молокопроводы, чтобы не таскать продукцию ведрами, а огромный молокотанк сразу охлаждает поступившее молоко, уменьшая риски плохого качества.
«Качество труда изменилось у людей. Даже по полеводству. Сегодня уже механизатор говорит: „Если кондиционер сломался, не поедем“. Условия нужно создать, чтобы кондиционер работал, когда жарко. Нужно стремиться, чтобы люди жили лучше, тогда они будут тянуться сюда», — уверен Александр Апатьев.



На вопрос: «А правда ли вот этот образ, что на селе русский народ пьет да лениться?» Александр Ильич начинает отвечать очень эмоционально.
«Неправда всё это. У нас жесткая дисциплина. Кто вздумает в рабочее время выпить, наказан будет. Нет у нас такого. Нам только показывают грязь всякую, что вот в деревне пьют. Не так это. А как у нас люди трудятся! Какая лень? Народ может так пахать, что многих заткнут. Уборка когда идет, ребята и я вместе с ними, бывает, и до двух часов ночи в поле, — разводит руками аграрий. — Приезжайте в уборочную. Я их хожу, с поля выгоняю, материться уже иногда начинаю».
«Экономика должна плясать»

В сельское хозяйство, как подчеркивает Александр Ильич, важна экономика
Александр Ильич аккуратен в своих решениях и называет себя консерватором, если речь идет об агрономии. Старается следовать классическим схемам и приемам. Хозяйство сеет озимую рожь, озимую пшеницу, кукурузу. С гордостью директор говорит, что компания закрывает 25% потребности мукомольного новосибирского предприятия «Авангард». Для животных «Скала» сеет овес с горохом, ячмень.
Сельское хозяйство, как подчеркивает Александр Ильич, — это бизнес с достаточно жесткими и порой жестокими правилами. Учитывать и просчитывать нужно все, и при этом даже погода может внести свои коррективы.
«Когда мне задают вопрос: „А кому вы сдаете зерно или молоко?“, говорю: „Никому вообще не сдаю“. „Как не сдаете?“ — „Я продаю“. Ведь мало произвести грамотно, нужно еще и продать всё грамотно. Продали дешево — всё, крах хозяйства. Всегда главным для директора должна быть экономика. Экономика должна плясать. Всё жестко просчитано».

«Скала» поставляет в детские сады свое молоко, творог, масло, сметану. И это огромная ответственность для предприятия
У «Скалы» есть своя, пусть и небольшая переработка: разливают молоко, делают сметану, творог. Продукцию можно купить в магазинах, а также ее поставляют в детские сады Колыванского района. Александр Ильич говорит, что перерабатывающих предприятий в Новосибирской области очень мало, поэтому сырье едет в соседние регионы, а потом возвращается уже к нам готовым продуктом.
«Переработка не на должном уровне у нас в области представлена. Это частный бизнес и, видимо, невыгодно. Не такая маржа, какую хотелось бы. В итоге выигрывает Алтай, Омск, потому что там переработка, дополнительные деньги, налоги. У нас „Вимм-Билль-Данн“ берет сырье, творожки делают, сыр свой „Ламбер“, есть еще новосибирский „Милкмастер“ — по три тонны в день им отгружаем», — перечисляет Александр Апатьев.
Аграрий признается, что хочется отдохнуть, но некогда. Даже в отпуске приходится работать: на телефон ежедневно приходит сводка, информация по кассе, банку, хозяйству. Мечтает Александр Ильич проводить побольше времени с семьей. У него три внучки и внук. Несмотря на трудности, сибиряк никогда не отступал и не хотел бросать сельское хозяйство.
«У меня жизнь удалась. У меня прекрасные дети, внуки и жена. Что еще в жизни надо? Хорошая работа, хоть и тяжелая. Всю жизнь прожить этой жизнью, и сегодня, если бы сказали: „Можно еще раз прожить. То что бы ты выбрал?“, я бы выбрал опять всё это».
Ранее НГС рассказывал, как дальнобойщик круто изменил свою жизнь в 45: теперь у него ферма, популярный блог и зарубежные гости.