
Важнейшим блюдом для новосибирцев всё еще остается шаурма
Лето — время уличной еды во всех смыслах. Рынок стритфуда в Новосибирске может показаться однообразным, но на нем кипит жизнь: растут и схлопываются сети, возникают новые амбициозные участники, а время от времени появляются и новые блюда. С тем, что происходит с уличной едой в Новосибирске, разбирался обозреватель НГС.
Шаурма (или шаверма?)
Блюдо, которое давно уже стало лидером уличной еды Новосибирска, да и большей части мира, если честно. В базе 2ГИС отмечено почти 360 точек, предлагающих шаурму. Даже если учесть тот факт, что часть из них — это небольшие кафе, всё равно именно шаурма будет первой в мыслях человека, который хочет перекусить на ходу.

MGrill — крупнейшая сеть уличной еды Новосибирска
Именно шаурмой торгует и самая большая сеть стритфуда MGrill (56 точек), после того как в небытие ушел проект «Дядя Денер», конкурентов по числу заведений у нее нет. Ближайший Habibi Food имеет только 19 точек, да и сами эти точки представляют собой маленькие павильоны, торгующие часто исключительно «с собой», в то время как у MGrill обычно есть хотя бы небольшие залы.
Во «второй лиге» собралась довольно плотная группа из активно развивающихся сетей. Причем по большей части это проекты из других городов: барнаульские «Грильница» (13) и «Гриль № 1» (9), томская «Безумно. Крутая шаурма» (8), питерский VLаваше (6).
Но местные небольшие сети тоже не сидят на месте и даже пытаются дать свой ответ на извечный вопрос о том, какой вариант — шаурма или шаверма — более правильный. В небольшой сети Chilz Grill, например, есть оба варианта.
Хот-доги

Трудно застать точку «Хот-дог Мастера», у которой не было бы хотя бы небольшой очереди
Ближайший конкурент шаурмы в мире — хот-дог. В Новосибирске эти булки с сосиской есть у более чем 350 заведений, но специализированная сеть здесь одна — «Хот-дог Мастер» («ХДМ»), и пока ни одна попытка составить ей конкуренцию успехом не увенчалась. Очереди у точек этой сети давно стали привычным делом.
Впрочем, 16 точек «ХДМ» выглядят весьма скромно по сравнению с 52 заправками «Газпромнефти», в которых есть кафе, где хот-доги — самое популярное блюдо. Но вряд ли человек не за рулем отправится туда купить еды: АЗС крайне редко расположены в зоне активного пешеходного трафика.
Сэндвичи

«Подорожник» сдал в последние годы, но всё еще в строю
Формально сэндвичи есть в меню у более чем 400 заведений по городу, но сюда попадает и крупный фастфуд, вроде «Вкусно — и точка», и многие кофейни. Не говоря уже о том, что этот тип перекуса доступен сейчас в розничных сетях.
Но если говорить именно об уличном формате, то лидирует здесь по-прежнему «Подорожник» (часто работающий теперь под вывеской «Доступная кофейня»). Хотя этот игрок сильно сдал в последние годы, от 40 с лишним точек на пике развития у него осталось 19. Последняя по счету закрылась в самом центре — на улице Орджоникидзе.
Лапша и роллы

Уличная еда может быть сделана и из риса
К стритфуду можно, в принципе, уже относить и точки, торгующие на вынос блюдами паназиатской кухни. Прежде всего, конечно, это роллы и лапша, которые давно стали обыденной едой. Совсем на ходу их есть, конечно, не слишком удобно, но и на скамейке в парке или в машине — пожалуйста.
Самая крупная сеть, торгующая роллами в Новосибирске, — это «Суши Восток» (56 точек), но она работает преимущественно на доставку. На городских улицах и в торговых центрах новосибирцы чаще видят точки «Суши Make» (42) и Sushi Day`s (21). В последнее время заметным стал проект Sushino (15 точек).
Всех их отличает возможность купить на месте готовые наборы, которые не нужно заказывать заранее. Кроме того, эти сети чаще предлагают и какие-то варианты, более пригодные для того, чтобы есть на ходу: это и своего рода мини-сэндвичи, только с рисом вместо хлеба, и небольшие рулеты, и онигири — рисовые треугольники с начинкой.
Блины

«Русские блины» — один из лидеров уличной еды города
В этом жанре в Новосибирске доминирует сеть «Русские блины»: ей принадлежит 52 из 66 блинных, о которых знает 2ГИС. Да и среди 14 оставшихся большую часть занимают либо точки на фудкортах, либо полноценные кафе, которые к стритфуду отнести уже невозможно.
Нельзя сказать, что никто больше не пытался поработать в этом жанре. В последние годы сразу несколько заведений появилось в фудкортах, в результате чего блинная как тип заведения стала для них почти обязательным элементом программы. Но «Русские блины», похоже, не готовы отдавать конкурентам даже этот небольшой сегмент: за последний год сеть открыла точки в «Сибирском молле», «Ауре», «Эдеме» и даже в «Кировском рынке».
Беляши и чебуреки

Единственная точка сети «Чебурек.Ми» в центре Новосибирска
Пожалуй, наименее заметный в последнее время формат уличной еды, хотя и здесь есть свои довольно яркие игроки. Прежде всего, это сравнительно новый проект Belyash (13 точек) и ветеран новосибирского фастфуда — «Горячие беляшики» (10), которые массовой публике могут быть не так известны. У «Беляшиков», например, больше половины точек сосредоточено в родном Первомайском районе (те самые культовые беляши на Матвеевке — это они). Да и Belyash работает больше в удаленных районах.
Удивителен пример еще одного заметного игрока в этом жанре — сети «Чебурек.Ми». Этот новосибирский по происхождению проект сегодня имеет больше 400 точек не только в России, но и в Казахстане, Армении, Белоруссии — столько нет даже близко ни у одной созданной в Сибири сети. При этом в родном городе «Чебурек.Ми» не входит даже в первую двадцатку по количеству заведений. В Новосибирске сейчас работает только четыре точки, еще две расположены в Бердске.
Кому принадлежит новосибирская уличная еда

От былого лидера, сети «Дядя Денер», остались только немногочисленные желтые павильоны
Абсолютное большинство точек уличной еды работает как ИП, причем вне зависимости, идет ли речь об одиночном павильоне или крупной сети. Сети давно уже действуют через франчайзинг — это позволяет привлекать предпринимателей с небольшими ресурсами и распределять риски.
Сеть «Дядя Денер» на пике имела больше 100 точек, но, увлекшись развитием на заемные средства, в какой-то момент оказалась неспособной обслуживать свои обязательства, и компания стала банкротом. Неудача же конкретного франчайзи с одной или несколькими точками не представляет для всей сети большой проблемы.
Сеть MGrill начала продавать франшизу еще десять лет назад, и сейчас большая часть точек под этим брендом управляется индивидуальными предпринимателями. Единственным правообладателем торгового знака MGrill с конца 2021 года является предприниматель Евгений Бажанов.
Выручку сети по открытым источникам установить сложно. Но на сайте сети в презентации для франчайзи обещана чистая прибыль (не выручка!) в 2,4 миллиона рублей в год для одного павильона самого маленького размера. Если эти данные верны, то вся сеть в Новосибирске может приносить более 130 миллионов рублей.

Кроме стационарных точек, в городе растет количество фудтраков
Сеть «Русские блины» долгое время развивалась самостоятельно, но сейчас тоже предлагает франшизу, и новые точки управляются ИП. Торговый знак зарегистрирован на ООО «Русские блины», основными владельцами которого являются Юрий Зайцев и Елена Гулянова (им принадлежат по 40% долей). В прошлом году компания получила 217 миллионов рублей выручки и 19 миллионов рублей чистой прибыли, но, возможно, речь идет только о части сети.
Права на торговую марку «Суши Make» принадлежат предпринимателю Александру Следкову. Самая крупная компания, соучредителем которой он является, ООО «Сушиман регион», заработала в прошлом году 14 миллионов чистой прибыли при 95 миллионах рублей выручки. Предприятие, правда, зарегистрировано в Кемеровской области.
Сеть «Подорожник» больше представлена на родине — в Кузбассе. Новосибирские точки управляются ООО «Подорожник-Новосибирск», основным владельцем которой остается один из основателей компании — Татьяна Фомина. Новосибирское предприятие в прошлом году смогло получить 1,7 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 82 миллиона рублей.
Что вы чаще всего покупаете, чтобы съесть на ходу?
Формат уличной еды не обязательно предполагает работу в павильонах. Новосибирские сети сегодня готовы выходить на фудкорты и при случае готовы арендовать небольшие помещения на первых этажах. В условиях снижения платежеспособного спроса уличная еда может оказаться для потребителей более привлекательной альтернативой ресторанам и кафе. О том, как чувствует себя в этом году общепит в целом, читайте в материале обозревателя НГС Стаса Соколова.