
Закон приняли для того, чтобы поддержать российский автопром
Госдума сразу по втором и третьим чтениях приняла закон, в котором одни видят спасение отечественного автопрома, а другие — угрозу для сотен тысяч таксистов. С 2026 года в России вступят в силу жёсткие требования к машинам такси, оставляя за бортом иномарки и поднимая вопросы о будущем отрасли. Эксперты предупреждают: цены на поездки могут взлететь, а дефицит машин станет нормой. Сибирь пока получила отсрочку, но не надолго. Для чего был принят закон и какие у него есть подводные камни, разбирался корреспондент НГС.
Между спасением автопрома и крахом рынка
Госдума приняла закон, который с 1 марта 2026 года обяжет таксистов использовать только автомобили с «высокой степенью локализации». Под требования попадают модели «АвтоВАЗа», «Москвича» и Evolute, а также машины, произведенные по специнвестконтрактам (СПИК) в 2022–2025 годах (к ним относятся, например, автомобили компании «Моторинвест», в том числе марка Evolute).
Новый закон предусматривает балльную систему. Автомобили должны набрать не менее 3200 баллов локализации: например, сварка кузова — 400 баллов, использование российского металла — 200.
Важно отметить, что машины, внесенные в реестр до 2026 года, продолжат работу до списания. Отсрочки получили Калининградская область и Сибирь — до 2028 года, а также Дальний Восток — до 2030 года. При этом автомобили, выпущенные по инвестконтрактам до 2025 года, временно допускаются, но с 2033 года останется только балльная система.
Инициатива, разработанная сенатором Андреем Кутеповым и депутатом Владимиром Гутеневым, призвана поддержать отечественный автопром, но уже расколола рынок: бизнес предупреждает о массовом уходе водителей в тень, а пассажиры опасаются резкого роста цен.
Полмиллиона водителей под угрозой

Аналитики прогнозируют, что отрасль могут покинуть более половины водителей такси
Аналитический центр при правительстве оценил потери бюджета в 350 миллиардов рублей за три года из-за ухода водителей в теневой сектор и снижения налоговых поступлений. По прогнозам, 51% таксистов могут покинуть отрасль — особенно те, кто работает на личных иномарках. Замена одного автомобиля обойдется в 470 тысяч рублей при сроке окупаемости до 16 лет — для многих это неподъемная сумма.
В Общественном совете по развитию такси признались, что закон вызывает у них серьёзные опасения. Он содержит жёсткие требования к автомобилям такси, но при этом не даёт никаких мер поддержки или преференций для перевозчиков, пояснили в разговоре с корреспондентом НГС. Большинство автомобилей, которые используются сейчас, после 1 марта 2026 года не смогут быть внесены в реестр — это приведёт к увеличению срока эксплуатации уже работающих автомобилей, росту затрат на их ремонт и ухудшению безопасности.
«Он также приведет к росту нелегальных перевозок, потому что огромное количество самозанятых перевозчиков, которые для работы в такси используют личные автомобили, просто финансово не в состоянии будут обменять свои машины на локализованные, чтобы зарегистрироваться в реестре такси и работать легально», — согласилась с общими прогнозами руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева.
Рост цен и теневой рынок

Эксперты ожидают, что огромная часть водителей уйдет в серую зону, а цены на поездки в такси ощутимо вырастут
При этом стоимость новых автомобилей продолжает расти, а ставки по лизингу и кредитам остаются высокими, отметила Екатерина Киселева. Учитывая, что с 2026 года покупать можно будет только определённые машины из перечня, таксопарки будут вынуждены перестраивать весь процесс закупки, технического обслуживания и замены автомобилей. Все эти расходы будут учтены в тарифах.
«Подорожание практически неизбежно. Дополнительно давление на цены окажет сокращение числа легальных перевозчиков», — добавила собеседница НГС.
Поскольку легально работать таксистам станет сложнее, некоторая их часть уйдет в тень. Большинство автомобилей частных перевозчиков не соответствуют требованиям закона. Кроме того, таксопарки столкнутся с необходимостью переоборудовать станции техобслуживания, обновить запасы запчастей, изменить систему управления автопарком. Это повлечёт дополнительные статьи расходов.
Такого же мнения относительно ухода части водителей в тень придерживается и доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари. Того, что водители уйдут в теневой рынок, ожидает и директор «Ассоциации таксопарков» в Новосибирске Юрий Емец.
«Мы ожидаем все больше и больше черного рынка, ухода в серые зоны. Появятся, как раньше, „персональные водители“: будут стоять на вокзалах, остановках, будут голосовать», — высказал мнение собеседник НГС.
Эдуард Коложвари предположил, что таксопарки в качестве лазейки используют переоформление автомобилей на физлиц — тех же шоферов. Вероятнее всего, в лизинг.
«Это нужно для того, чтобы машина числилась на физическом лице, а откуда она у него — неважно. Переоформят и будут как лизинговые платежи снимать. За пару лет все отобьется. Вот и финансовая модель: старые отдали в лизинг, новые — взяли в лизинг. Точнее не в лизинг, а в рассрочку — что-то вроде автомобильной ипотеки», — рассуждает в разговоре с НГС Эдуард Коложвари.
Экономист при этом не считает, что цены на поездки в такси вырастут. По его мнению, парк автомобилей по количеству не пострадает, а даже увеличится за счет новых авто. Старые постепенно уйдут из бизнеса, и рынок сбалансируется. В связи с этим факторов удорожания эксперт не видит.
Юрий Емец добавил, что в конце мая в Екатеринбурге состоится конференция по такси, куда съедутся не только представители таксопарков, но и государственных структур. Он рассчитывает, что получится добиться пересмотра закона.
При этом ранее власти придумали, как снизить цены на такси — проект уже получил поддержку Минтранса и Минэкономразвития.