Бизнес Подробности Код красный: новосибирские магазины «Светофора» уличили в почти 270 тысячах нарушений — сколько сеть заработала на покупателях

Код красный: новосибирские магазины «Светофора» уличили в почти 270 тысячах нарушений — сколько сеть заработала на покупателях

Сколько заработала скандальная сеть в Новосибирске

Такое «сливочное масло» можно было купить в «Светофоре» еще в прошлом году | Источник: Стас Соколов / NGS.RUТакое «сливочное масло» можно было купить в «Светофоре» еще в прошлом году | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Такое «сливочное масло» можно было купить в «Светофоре» еще в прошлом году

Источник:

Стас Соколов / NGS.RU

В Новосибирской области за последние два года (2023 — 2024) зафиксировано 267,6 тысячи нарушений в торговой сети «Светофор». Речь идет о выявленных несоответствиях по линии государственной системы маркировки «Честный знак», которая сегодня охватывает самые разные виды товаров. Что это означает на практике, разбирался обозреватель НГС Стас Соколов.

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») выявил массовые нарушения в магазинах сети «Светофор». Их общее количество достигает 34 млн, из которых непосредственно на Новосибирскую область приходится свыше 267 тысяч, сообщили в ЦРПТ. Речь идет, в частности, о продаже просроченной продукции, о бутылках с пивом и питьевой водой, которых нет в системе, и других подобных товарах. Львиная доля этих нарушений связана с несоблюдением требований работы касс.

Рядовой потребитель сталкивается с системой «Честный знак», когда помимо сканирования штрихкода товара на кассе самообслуживания, ему приходится считывать еще и квадратик QR кода. Сегодня без этого невозможно купить любые молочные продукты (от молока до сыров), пиво, бутилированную воду, консервы, лекарства и т. д.

Идея системы состоит в том, чтобы сделать прозрачной всю цепочку — от производства продукта до продажи его конечному потребителю. Изначально такой подход применялся только при торговле алкоголем, но потом его было решено распространить и на другие товары.

Ретейлеры склонны объяснять нарушения «техническими сбоями» | Источник: Стас Соколов / NGS.RUРетейлеры склонны объяснять нарушения «техническими сбоями» | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Ретейлеры склонны объяснять нарушения «техническими сбоями»

Источник:

Стас Соколов / NGS.RU

Работает это так. Производитель при выпуске маркируемого продукта должен приобрести у ЦРПТ марку (точнее просто цифровой код), после чего информация о нём попадет в национальный каталог товаров. С его помощью не только проверяющие или магазин, но и обычный потребитель сможет проверить происхождение товара просто введя в систему этот цифровой код.

«Честный знак» призван защищать и от подделок (когда произведенный непонятно кем и где товар продается под известным брендом), и от фальсификаций самим предприятием. Ведь для того чтобы выпустить, например, определенное количество молочной продукции, молокозаводу нужно сначала закупить молоко. Услуги ЦРПТ не бесплатны. Генерация кода 60 копеек с учетом НДС. Для жизненно необходимых лекарственных средств стоимостью до 20 рублей коды бесплатны.

Примеры возможных нарушений в «Светофорах» обычные покупатели могли наблюдать еще сравнительно недавно. На полках этих магазинов лежало «сливочное масло» или сыр якобы без заменителей молочного жира, по цене примерно в три-четыре раза ниже, чем этот продукт стоил в крупных торговых сетях. Сейчас примеры такого очевидного несоответствия здесь найти уже сложнее.

«Светофор» привлекает покупателей низкими ценами, но качество продуктов может вызывать сомнения | Источник: Стас Соколов / NGS.RU«Светофор» привлекает покупателей низкими ценами, но качество продуктов может вызывать сомнения | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

«Светофор» привлекает покупателей низкими ценами, но качество продуктов может вызывать сомнения

Источник:

Стас Соколов / NGS.RU

У «Светофора» в Новосибирске 32 магазина. Несмотря на то, что они практически не прекращали работу, достижения сети в регионе, мягко говоря, весьма скромны. Управляющее новосибирскими магазинами ООО «Торгсервис 45» в прошлом году уронило выручку на 4% (до 6,8 млрд рублей), а чистую прибыль — на 16% (до 112,5 млн рублей). Это не весь бизнес компании. В городе работают еще восемь гипермаркетов «Маяк», принадлежащих тем же владельцам. Ими управляет ООО «Крайсритейл», зарегистрированное в Красноярске. Какая часть выручки приходится на Новосибирск не известно. Показатели этой компании тоже просели, но эффективность у нее повыше: чистая прибыль за минувший год составила почти 620 млн рублей.

Много это или мало? Соотношение чистой прибыли и выручки к «Торгсервиса 54», на самом деле находится на уровне крупнейших сетей. Так например, чистая прибыль АО «Тандер» («Магнит») составила в прошлом году 1,7% от выручки, у ООО «Агроторг» («Пятерочка») — чуть меньше 1,6%. Эти сети, правда, продолжают активно расти, открывая новые точки, чего о «Светофоре» не скажешь. В Новосибирске у него наблюдается явная стагнация: количество магазинов сократилось с максимальных 36 до 32. То есть найденные нарушения явно не позволяют «Светофорам» зарабатывать больше, чем это обычно бывает сейчас у крупных розничных компаний.

Дополнительная маркировка на упаковке | Источник: Стас Соколов / NGS.RUДополнительная маркировка на упаковке | Источник: Стас Соколов / NGS.RU

Дополнительная маркировка на упаковке

Источник:

Стас Соколов / NGS.RU

Независимый ретейл-эксперт Михаил Лачугин считает, что система пока «не решает декларируемые задачи».

«В России есть немало предприятий, которые годами умудряются спокойно работать и выпускать фальсификат, отгружая его по всей стране. Причем не только в сети, но и в социальные учреждения. Их ловят, но они успешно продолжают работать дальше. Так может быть имеет смысл при достижении определенного количества нарушений блокировать продукцию таких производителей в „Честном знаке“? Точно так же, как сейчас блокируется продажа просрочки (действительно полезная функция ЧЗ)», — задается вопросом эксперт.

Вызывает вопросы и сам по себе факт, того, что сеть успела каким-то образом накопить миллионы нарушений за два года, но какие-то действия в отношении компании начали предпринимать только сейчас. В чём смысл существования «Честного знака», если можно годами торговать маркируемой продукцией с нарушениями?

Нужно признать, что после того, как к «Светофору» начали предъявлять претензии, товары, которые выглядели очевидным фальсификатом с полок исчезли. Сыр и сливочное масло здесь теперь стоят пусть и дешевле, чем в среднем в крупных сетях, но это разница в 10–15%, а не в разы.

Редакция направила официальный запрос представителям сети с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации ответ не поступил.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY19
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
225
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления