Реклама
СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

«Будет работать, как соцсеть»: топ-менеджер OZON о будущем онлайн-торговли

Зачем в интернет-магазинах много одинаковых товаров и откуда берутся камни вместо смартфона

Поделиться

Крупные интернет-магазины (их чаще называют сейчас маркетплейсами) для всё большего количества новосибирцев превращаются в обыденность. Проще, открыть приложение или сайт, чем искать товар в обычных торговых точках. Оданко, это только начало, маркетплейсы строят огромные склады, создают широкую сеть точек выдачи и систему доставки. Это дает новые возможности и для малого бизнеса, которые может в разы увеличить продажи за считанные месяцы, если продукт востребован. О том, что ждет новосибирцев в сфере онлайн-торговли корреспонденту НГС рассказал операционный директор компании ОЗОН Даниил Федоров.

В апреле ОЗОН открыл под Новосибирском фулфилмент-фабрику. Как это уже изменило вашу работу в регионе?

Эффект мы увидели практически сразу. И не только мы сами, но и покупатели — они теперь могут получить товары уже на следующий день после заказа. Раньше это занимало несколько, потому что грузы шли из Москвы. Резко выросло и количество местных селлеров — их стало больше в пять-шесть раз. У них появилось место в Новосибирске, куда они могут сами привезти товар или забрать остатки. Это удобно и повышает уровень доверия. Когда в регионе есть большой объект инфраструктуры, это меняет отношение к компании просто по щелчку пальцев.

Кто они — местные поставщики?

Они очень разные, трудно выделить какую-то группу. Есть очень много тех, кто просто что-то перепродаёт. Есть предприниматели, которые организовали производство каких-то аксессуаров или приспособлений на стороннем предприятии. Кто-то производит товары самостоятельно. Это могут быть и коврики для йоги, и протеиновые батончики, и игрушки. Преимущество таких маркетплейсов именно в том, что на них можно найти любые товары в принципе. Это площадка для всех.

В чем смысл десятков продавцов одного и того же товара, который они даже не произвели сами?

Сейчас наша основная задача состоит в том, чтобы создать прозрачную площадку, где будет высокий уровень конкуренции, который в свою очередь сможет гарантировать хороший уровень цен. Пока я признаю, что покупателю может быть странно видеть десяток предложений одного и того же стакана — он бы лучше разные стаканы посмотрел. Но мы сами на цифрах видим, что такое разнообразие поставщиков увеличивает вероятность того, что клиент все-таки что-то купит. Потому что вы видите все разнообразие предложений. И у него есть полноценное понимание того, сколько товар стоит. Людям нравится иметь выбор.

Как покупатель может быть уверенным в том, что он получит именно то, что заказывал (а не кусок пластика вместо смартфона, например)?

Еще пару лет назад у нас львиная доля продаж шла через нас. ТО есть ОЗОН покупал товар и выставлял его на маркетплейсе, так что мы полностью контролировали содержимое упаковок, которые получали покупатели. Сейчас все больше имеет место схема, когда селлер получает заказ, пакует его, везет на сортировочный центр и мы уже его только доставляем. И когда мы эту модель раскатывали, то очень переживали. Потому что теоретически у селлера может, действительно случиться все что угодно. Он может сорвать поставку, перепутать заказы и т.д. Но как показала практика предприниматели ведут себя уже достаточно ответственно. У нас есть жесткие правила несоблюдение которых влечет как минимум временный бан. А если покупатели не видят товары селлера хотя бы неделю, то это серьезный удар по продажам.

Конечно, какие-то неприятные ситуации случаются и сейчас, но их очень мало. Мы продаем в день больше миллиона товаров, а случаев серьезных рекламаций может быть от силы один-два. Причем мы на них еще и оперативно реагируем, стараясь принять сторону клиенты. Просто когда такие ситуации выходят наружу они сразу привлекают большое внимание.

Ну и даже если случилась какая-то накладка, наша система устроена так, что поставщик получает свои деньги только через некоторое время после получения товара покупателем. И селлер знает, что в случае сознательного обмана он мало того, что не сможет больше торговать, так еще и за конкретную поставку денег не получит. Так что сознательно обманывать покупателя никто не будет. Слишком уж много мороки с регистрацией.

Маркетплейс выглядит со стороны очень простым способом найти покупателя, но начинающие селлеры часто жалуются на то, что их реальная рентабельность оказывается значительно ниже, чем они ожидали. Почему так происходит?

Работа на маркетплейсе — это совершенно особенный вид торговли. Здесь можно выйти с любым товаром, и даже какое-то время с прибылью его продавать. Но ваш товар будет конкурировать с товаром большого количества других поставщиков — в этом смысл маркетплейса. И если среди ваших конкурентов крупные игроки, то всегда есть риск, что они уйдут в какое-то глубокое «промо» (снизят цену — НГС). Акции и распродажи может проводить и сам маркетплейс. В принципе, здесь нет ничего уникального, при офлайновой торговле тоже возможны самые разные неожиданности. Просто нужно понимать экономику маркетплейса и принимать во внимание в своих собственных расчетах. Но мы сам учим этому, у нас есть специальные курсы для начинающих селлеров.

Можете привести какие-то локальные примеры успеха местных предпринимателей, начавших работать с Озоном?

У нас есть два формата сотрудничества. Кроме селлера, есть партнеры, которые открывают точки выдачи заказов. И эти две роли можно совмещать. При этом среди наших партнеров есть и новички, и достаточно опытные предприниматели с каким-то давно работающим бизнесом. Например, в Новосибирске уже довольно большую сеть пунктов выдачи заказов развернул человек, который до этого занимался (и продолжает занимаеться) аптечным бизнесом в Томске. И параллельно он еще довольно успешно продает через ОЗОН товары для ортодонтов. Есть владелец одного пункта, который познакомившись с ОЗОНом, решил вывести через него в онлайн свою компанию по продаже одежды. И таких примеров много. В сибирском кластере у нас сейчас больше 400 пунктов выдачи и порядка 2000 продавцов. Учитывая то, что в регион мы пришли по большому счету недавно, это уже довольно много.

Что нового можно ждать в ближайшем будущем от электронной торговли в целом и от ОЗОНа в частности?

В целом развитие будет идти в сторону большей персонификации, когда покупатель будет иметь дело не просто с товаром, а с живым продавцом, у которого будет имя, лица, с которым можно будет вступить в диалог. Этому призван способствовать формат стиминга, когда селлер будет общаться в прямом эфире рассказывая о продуктах и отвечая на вопросы, объявляя о временных скидках и договариваясь о цене в реальном времени. В Китае есть уже целые деревни стимеров есть, и это пользуется большой популярностью.

Второй большой тренд — социализация. У продавца и у покупателя появляется лицо и маркетплейс начинает работать, как соцсеть. Селлер будет имеет подписчиков, развивает персональный бренд. Ну и скорость. За счет развития логистической инфраструктуры, покупатель будет получать товары все быстрее и быстрее. Какие-то востребованные позиции будут доставляться к две буквально в течение часа.

В том, что маркетплейс, действительно может позволить добиться успеха предпринимателя начавшего бизнес с нуля, можно убедиться познакомившись с историей бывшей жительницы Новосибирска Юлии Пастуховой. Правда, путь этому успеху будет непростым.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter