Бизнес «Каршеринговый автомобиль заменяет примерно пять-шесть личных»: интервью с Виталием Петровским

«Каршеринговый автомобиль заменяет примерно пять-шесть личных»: интервью с Виталием Петровским

Директор по развитию регионов каршеринга «Делимобиль» рассказал, как сервис набрал больше 75 тысяч пользователей в Новосибирске

Виталий Петровский, директор по развитию регионов каршеринга «Делимобиль»

Каршеринг — поминутная аренда автомобилей — появился не так давно. Но экономика совместного пользования — как бы экзотично это ни звучало, шеринг-экономика — известна каждому новосибирцу: люди живут в отелях во время отпуска, снимают квартиры и даже фрак и платье на свадьбу берут напрокат. Особенно это актуально для поколения Z, которое хочет жить здесь и сейчас, наслаждаясь моментом, а не ждать, пока накопишь на автомобиль и квартиру или выплатишь кредит. Желание быть свободным — то, что продвигает шеринговую экономику. Руководитель компании «Делимобиль» по развитию регионов Виталий Петровский рассказал, сколько новосибирцев пользуются услугами каршеринга, какие плюсы видят для себя и как получить скидку 50% на первую поездку.

Виталий Петровский родился в 1986 году, закончил Воронежский государственный педагогический университет, а также магистратуру академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по специальности «стратегическое управление и лидерство». Долгое время работал в компании Pirelli, куда пришел в 2012 году на позицию руководителя распределительного центра, и к 2017 году стал исполняющим обязанности генерального директора, где в его подчинении находились 1700 человек. Отвечает в «Делимобиле» за развитие компании в Сибири, Краснодарском крае, на Урале, в Поволжье, в Центральном федеральном округе, Санкт-Петербурге.

— Виталий, чем отличается каршеринг от такси и использования личного автомобиля?

— Я приведу свой пример. Когда мы переезжали семьей в Москву, думали, что не обойдемся без собственного автомобиля. А потом я посчитал, что мой путь от дома до офиса, который занимает примерно 15–20 минут, на такси стоит 160–180 рублей, на каршеринге – 69–89 рублей, а на своем авто только на бензин я потрачу рублей 50. Плюс я должен оплатить паркинг, это еще минимум 350-400 руб., ремонты, регулярное ТО, страховку. Получается, мне выгоднее использовать каршеринг, тем более когда он находится в трех-пяти минутах ходьбы. Я всерьез задумался о продаже автомобиля, потому что в нем нет смысла.

— То есть машина сейчас вообще не нужна?

— Как личный автотранспорт — все меньше и меньше. Например, раньше, даже если ты пользовался каршерингом в пределах города и загорода, на более дальние расстояния взять машину в аренду было уже сложнее, зоны работы каршерингов сильно зависят от возможности техподдержки клиентов в этих локациях. Поэтому раньше машина была нужна, чтобы ездить на дальние расстояния, путешествовать. Сейчас ситуация резко меняется. После пандемии особенно возрос спрос на внутренний туризм. Мы собрались всей командой, открыли карту, поштурмили и нарисовали новые маршруты, куда можно поехать на делимобиле. В результате сейчас можно начинать и завершать аренду в 14 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Екатеринбурге, Краcнодаре, Геленджике, Новосибирске, Бердске и других. А направления и города, куда можно из них совершить путешествия, расширились с 60 до 150 — то есть почти в три раза! Мы будем развивать нашу региональную сеть таким образом, чтобы из городов-миллионников можно было доехать до самых популярных направлений. На днях мы запустили направления в Барнаул, Томск, Кемерово, Горный Алтай, в том числе с возможностью доехать до Телецкого озера. Конечно, это пока маршруты туда – обратно, но это существенно расширило нашу географию поездок из Новосибирска и Бердска.

— Расскажите о вашей команде: кто, откуда они?

— Ребята, которые работают в «Делимобиле», абсолютно из разных регионов, в том числе из Сибири. Поэтому мы держим руку на пульсе: поддерживаем связь не только с клиентами, но и с нашими сотрудниками, и лучше понимаем специфику регионов.

Команда «Делимобиля» очень пёстрая и многофункциональная. Это и самое молодое поколение, начиная с 20-летних. Это маркетологи, дизайнеры, специалисты по рекламе performance и digital-интеграциям, которые легко разбираются во всех новых трендах и хайпах, могут их создавать и даже предсказывать. В команде разработчиков заняты высококлассные IT-специалисты, которые придумывают, как сделать наше приложение и работу сервиса максимально понятными, но при этом очень технологичными. Ведь каршеринг — это в первую очередь онлайн-платформа. И важное, что отличает «Делимобиль» от других сервисов, – это наличие собственных баз СТО, где работают такие уникальные специалисты, как диагносты, механики, электрики, мастера по ремонту двигателей и телематики — эксперты, которые слышат и чувствуют автомобиль как живой организм. За их плечами годы работы, а также профильное инженерное или конструкторское образование. Такая разноплановая команда специалистов помогает нам создавать уникальную услугу с обзором конкурентной среды на 360°С и гарантировать нашим клиентам делимобиль в нужное время в нужном месте в нужном виде.

— Сколько сейчас у «Делимобиля» машин в Новосибирске? Планируете ли увеличивать их количество?

— Новосибирск — большой город и с точки зрения населения, и с точки зрения протяженности. До апреля этого года было порядка 60-90 автомобилей, и их катастрофически не хватало. Водителям приходилось идти по 10–15 минут, чтобы найти свой автомобиль. Сейчас мы увеличили парк в шесть раз, до 450 автомобилей, и это не предел.

Сейчас в Новосибирске можно взять в аренду Volkswagen Polo или Hyundai Solaris, и буквально сегодня на дорогах города появятся делимобили Kia Sportage. Мы привезли в город семь паркетников. Это автомобили с большим клиренсом, поэтому предложение актуально для тех, кто выезжает за город. На очереди бизнес-парк: мы оттестировали его в Екатеринбурге, и оказалось, что там спрос на Мерседесы даже выше, чем в Москве.

Также мы стараемся покрыть все зоны в городе, буквально каждый день наша карта пополняется новыми участками. Например, недавно мы добавили Краснообск, Ключ-Камышенское плато, Первомайский район и расширили зону в Академгородке.

— А в целом насколько интересен Новосибирск для «Делимобиля»?

— Здесь много молодежи и активных людей, а именно они хорошо принимают нововведения. Поэтому мы считаем город отличным местом для тест-драйва нашего сервиса. Мы заметили, что новосибирцы хотят разобраться и активно пользоваться приложением. Они готовы давать обратную связь, писать нам в соцсетях, присылают аудиосообщения, рассказывают, с какими трудностями столкнулись и чего им не хватает. Благодаря этому мы можем развиваться и использовать полученный опыт по всей стране. Иногда мы получаем самые, казалось бы, базовые вопросы, которые тормозят пользование сервисом из-за страха незнания. Где взять ключ? Как осмотреть автомобиль? Как его открыть? Как заправить? Все это делается автоматически, приложение буквально за руку проводит клиента по всему пути, от начала до завершения аренды. И пройдя этот путь один раз, ты уже никогда не разучишься. Это как научиться ездить на велосипеде и плавать. У всех получается в итоге. Заправку, кстати, компания полностью берет на себя. Все остальное — это очень понятные онлайн-технологии.

Долгое время каршеринг был только в Москве, даже сотрудники нашего новосибирского офиса признаются, что раньше не знали, что это такое. Но мы быстро набираем обороты: до пандемии клиентская база «Делимобиля» в Новосибирске была около 40 тысяч человек, а сейчас более 75 тысяч, и количество постоянно растет. Интересно, что в этом году в приложении больше регистрируется женщин, чем в прошлом. Традиционно на старте сервиса мужчины чаще пользуются каршерингом. В тех городах, где мы давно работаем, соотношение мужчин и женщин стремится к 50х50. Таким образом, мы помогаем Новосибирску догонять московские тренды.

— А почему, кстати, компания ушла из Красноярска?

— Первая причина: локдаун бизнесов по всему миру. Второе — чтобы выжить, нужно было выбирать: либо мы оставляем географию и попадаем в большую зону риска, либо концентрируем усилия на крупнейших городах. Мы понимаем, что для удобства клиентов автомобилей должно быть больше. Инвестировать в несколько городов на тот момент мы не могли, поэтому сосредоточились на Новосибирске. Но Красноярск нам очень нравится, и мы бы хотели там работать.

— Многие хотят пользоваться каршерингом, но наверняка для пользователей есть определенные критерии. Кто может арендовать у вас автомобиль?

— Сначала нужно пройти регистрацию в приложении «Делимобиль», загрузив сканы паспорта, водительского удостоверения, свое фото. Это важно с точки зрения безопасности. У нас собственная система сканирования, которая не допустит подмены документов. Когда вы садитесь в автомобиль, вам нужно пройти аутентификацию Face ID (распознавание лица) по технологии liveness. Это наше ноу-хау, алгоритм, запущенный не так давно и позволяющий избежать попыток несанкционированного доступа и регистрации фейков.

Пользоваться нашим сервисом может любой человек с 19 лет и со стажем вождения не менее одного года. Но мы понимаем, что стаж вождения не является гарантией, поэтому хотим заключать партнерство с автошколами, чтобы популяризировать безопасность вождения «с пеленок». Каршеринг помогает получать опыт, пока свежи знания, даже если у вас еще нет своего автомобиля. Многие, когда пересаживаются на другой автомобиль, сталкиваются с дискомфортом, который может повлечь за собой ДТП. А те, у кого хорошая практика на каршеринге, привыкают к разным машинам и чувствуют себя гораздо увереннее на дорогах. Сейчас в нашей системе зарегистрировано в листе ожидания более 80 тысяч пользователей младше 19 лет или со стажем менее 1 года. А это уже аудитория города-миллионника.

— В Новосибирске и в других миллионниках у вас большие автопарки. Как вы следите за техническим состоянием машин?

— Да, это важный момент. Обычно в России личные автомобили пригоняют на СТО примерно раз в полгода, а у нас машина осматривается раз в 5–7 дней. На нашем сервисе SMM (SMART MOBILITY MANAGMENT) автомобиль проходит полный цикл проверки: на входе мастер проверяет его по чек-листу, а потом машина попадает в слесарный и кузовной цеха, на мойку. На выходе происходит двойной контроль, после которого отдел качества ставит визу, что автомобиль пригоден, чтобы ехать в город.

В пандемию стали более актуальны вопросы безопасности. Один «Делимобиль» арендуется в среднем 5–8 раз в день, поэтому мы организовали регулярную дезинфекцию нашего автопарка.

Автомобиль — это сложное технологическое устройство, которое требует обслуживания и внимания: неважно, личный он или арендованный. Поэтому. если во время поездки вы понимаете, что с машиной что-то не так, звоните на горячую линию. Как правило, мы советуем оставить автомобиль и найти рядом новый. Если заметили какие-то проблемы с точки зрения чистоты — тоже оставляйте нам свою обратную связь. Но если вы уехали очень далеко и что-то произошло, то мы отправляем к вам сотрудника, который отдаст вам исправную машину, а этой займется сам. Такие случаи редки, но предполагают максимальную включенность компании в проблему клиента.

— Если вернуться к вопросам безопасности — не секрет, что многие любят погонять. Вы как-то боретесь с плохими водителями?

— Мы стараемся менять культуру вождения. Наша платформа использует искусственный интеллект: каждая поездка анализируется по 96 параметрам, и таким образом мы получаем «портрет водителя». В зависимости от стиля вождения у каждого клиента будет своя стоимость минуты аренды. Если он часто попадает в ДТП и агрессивно водит — выше, если ведет себя аккуратно — ниже средней. Если он постоянно ездит на красный свет, нарушает скоростной режим и попадает в ДТП, человек исключается из клиентской базы навсегда.

— А кто отвечает в случае ДТП?

— История очень схожая с личным автомобилем. Если вы арендуете машину по тарифу «Сказка», то, независимо от обстоятельств ДТП, не платите за ремонт. Если у вас тариф «Базовый», то в случае вашей вины несете материальную ответственность, если виноват другой, то к вам никаких вопросов.

— Расскажите подробнее о ваших тарифах.

— Сегодня существуют фиксированные, поминутные и посуточные тарифы. Например, на поминутной аренде поездка от площади Ленина до аэропорта Толмачево займет без пробок 25–30 минут и будет стоить от 213 до 256 рублей, в то время как такси обошлось бы минимум в 400 рублей; от площади Калинина до микрорайона Родники — 17–20 минут и 145–171 рубль, а за такси пришлось бы отдать от 200 рублей, и то если нет высокого спроса. Фиксированный тариф удобен тем, что стоимость поездки известна сразу: например, в час пик, когда в городе пробка, можно спокойно доехать до нужного места, не беспокоясь о том, сколько лишних минут ты проведешь в заторе и во сколько это в итоге обойдется.

А для долгих поездок есть суточный тариф — от 2499 рублей. Изначально он предполагал 70 км, но клиенты попросили больше, им надо ездить дальше, так что мы подняли эту цифру до 300 км в сутки. При этом тарифы разрабатываются с таким расчетом, чтобы «Делимобиль» стал самым выгодным способом проезда. Кстати, используя промокод «Сибирь», вы получите скидку 50% на первую поездку

— Особенно удобно ездить на машине в Сибири зимой. Правда, есть одно но: что делать, если машина не заводится в мороз?

— Звонить нам. Как и при любой проблеме, звоните в службу поддержки. Но мы предпочитаем не доходить до такой ситуации, поэтому у нас есть система регулярного прогрева автомобиля.

— Если человек заезжает на делимобиле на заправку, это время оплачивается?

— Минуты учитываются, как обычно, но мы начисляем за это человеку баллы, которые он может потратить в следующий раз. Чтобы снизить такую необходимость, мы стараемся в городе держать автомобили постоянно заправленным. По ночам заправщики заливают бензин, чтобы утром вы могли поехать по делам. Наш бизнес — это целая команда инженеров, программистов, механиков, логистов, которая работает днем и ночью, незаметно для вас, но так, чтобы автопарк был на ходу 24х7. Ну а если вам пришлось самому заправить делимобиль — мы компенсируем вам стоимость этой заправки баллами.

— В Новосибирске наконец появляется платный паркинг. Будет ли там «Делимобиль»?

— Это самый важный вопрос для каршеринга. Мы заинтересованы в том, чтобы везде работать, как в Москве. Клиенты там не знают, что такое платная парковка делимобиля, они просто оставляют машину, и все. Мы активно выходим на сотрудничество с администрациями, потому что это интересно и людям, и городу. Администрация будет без всякого негатива гарантированно получать поступления за парковки, и количество машин в загруженных районах будет меньше, потому что каршеринговая машина заменяет примерно пять-шесть автомобилей.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления