Бизнес-проекту Василия Шелембы и Кирилла Василюка чуть меньше двух месяцев. За это время молодые люди, познакомившиеся во время работы в конкурирующих реалити-квестах (Шелемба — в Fantasmia, а Василюк — в «Выходе»), успели стать бизнес-партнерами и наладили работу небольшого ювелирного производства в центре города, в лофте TRAVA. Творческому Василюку, который называет себя арт-директором и отвечает в компании за полет мысли и новые идеи, нравится творить в стильной промзоне, а вот серьезный Шелемба, который считается в компании директором и главным инвестором, то и дело критикует индустриальный флер, в котором теперь приходится работать.
Ювелирную студию под названием Tribuna придумал Василюк, который до этого уже год работал на другом производстве украшений. Параллельно он серьезно интересовался хоккеем и вел неофициальную группу болельщиков ХК «Сибирь», в которой и сегодня состоят примерно 65 тыс. человек. Уже на первом своем производстве он начал заниматься фанатской «ювелиркой», но спустя год ушел оттуда. «Два месяца назад мы созвонились с Васей, я понял, что из этой студии я буду уходить, но бросать то, что мы начали, — продавать украшения по всей России, — не хотелось. Я сказал ему, что мне нужен крепкий партнер, чтобы мы не зависели от "литейки", потому что мы должны все производить сами», — рассказывает молодой человек.
В этот момент Шелемба, любитель хоккея и даже игрок, занимался другим бизнесом. Однако он принял приглашение Василюка, а заодно вложил в сам цех «более миллиона» рублей. Со всеми другими затратами — на разработку концепций, материалы и т.д. — первоначальные вложения в ювелирную студию исчисляются несколькими миллионами, говорит директор предприятия. По самым оптимистическим прогнозам, они могут вернуться через год, считают молодые люди, но многое будет зависеть от неожиданных затрат на творчество и укрепление бренда на рынке.
Пока что в команде трудятся 11 человек, включая основателей. Сегодня Tribuna совершенствует сайт (первые продажи, которые начались неделю назад, шли в основном через соцсети), работают с клиентами, придумывают дизайн для новых изделий и, наконец, занимаются самой ювелирной работой — литьем и ручной обработкой миниатюрных хоккейных коньков, перчаток, клюшек.
«Есть особенности работы отрасли, она довольно вальяжная и размеренная. Мы взглянули на нее чуточку иначе. Мысль, что "ювелирка" делается быстро, — это уникально, до нас этого никто не делал. Мы делаем подарки, а они всегда нужны вчера», — объясняет Шелемба. Скорости добавляет собственное литье и плотная работа с дизайнерами по всему СНГ, они рисуют для Tribuna объемные модели украшений, которые потом печатаются на 3D-принтере и уже в ювелирной лаборатории в Новосибирске превращаются в форму для литья.
Раскаленное серебро размеренно разливает ювелир по имени Александр, который когда-то учился на медика. Он продемонстрировал НГС.БИЗНЕС весь процесс создания фанатских кулонов. Сначала в эластичную форму вливают ювелирный воск голубого цвета, примерно через минуту из него уже получается клише для будущего украшения. Затем их насаживают на восковые же подпорки, получается что-то похожее на плодовое дерево, только вместо фруктов здесь — шлемы и коньки. Затем восковые клише помещают в форму (здесь ее называют опокой), заливают гипсом и держат в печи несколько часов — до тех пор, пока ювелирный воск не испарится. Теперь вместо воска в опоку можно залить серебро, после его застывания ювелирам остается лишь «снять плоды с дерева» и вручную обработать их на станках до сияющего рыночного вида.
В сообществе Tribuna в соцсетях для заказа пока что доступна только хоккейная коллекция: «Вратарский шлем» из ювелирной бронзы здесь стоит 850 руб., такой же, но из серебра 925-й пробы, — 2900 руб. Кроме шлемов здесь продаются коньки и хоккейные перчатки с клюшкой, а также шнурок для подвески с серебряными вставками — «Живи игрой» за 750 руб.
По словам Василюка, сегодня приоритет для компании — попасть в каждого потребителя и дать возможность купить фанатский подарок как большому начальнику, так и школьнику, поэтому сегодня Tribuna много экспериментирует именно с ювелирной бронзой, находящейся в самом доступном ценовом сегменте. «Большая цель [для нас] в бизнесе — это быть Wallmart'ом для болельщиков. Полноценный супермаркет, где можно купить подарок от 100 руб. до премиум сегмента. По разным оценкам в России только 3–4 млн хоккейных болельщиков, и делать только для премиум сегмента — нет смысла», — уверен Василюк.
Шелемба солидарен с коллегой, но при этом подчеркивает, что в ширпотребе тоже нет особого смысла: «С точки зрения коммерции можно заказать контейнер "бижухи" из Китая — и так мы могли бы эти деньги уже обернуть пару раз. Но это не очень интересно. Чего мы добьемся? Что у каждого школьника будет какая-то облезлая штука под нашей торговой маркой?». Начинающий ювелир не без улыбки признает, что бизнес-план компании пока что довольно туманен. «Пока что с точки зрения бизнес-планирования у нас все отвратительно. У нас очень много творчества, а деньги в такой ситуации всегда считать сложно. Но если мы в июле увидим идею, в которую нужно унести миллион, или унести его в карман, я буду настаивать, что этот миллион пойдет в идею. Возможно, это не самая успешная бизнес-модель, но это интереснее», — говорит инвестор.
Несложно догадаться, что сейчас команда стремится делать подарки из «самых спортивных» металлов. Больших планов на золото предприниматели пока не строят, хотя и признают, что интерес к этому цвету в спортивной тусовке большой.
«У многих людей именно золотые цепочки. Мы сейчас делаем много подарков для хоккеистов, и между серебром и серебром с позолотой все выбирают позолоту. Розничная цена конёчка в золоте — около 26 тыс. руб. По прошлому опыту работы могу сказать, что на 250 заказов был 1 золотой», — вспоминает Василюк.
По словам бизнесменов, сейчас они работают над футбольной коллекцией, в которой, в частности, будут бутсы с позолоченной подошвой, напоминающие бутсы Криштиану Роналду, и другие — похожие на бутсы Лионеля Месси. Извечное противостояние двух гениев футбола должно сработать в пользу продаж, уверены они, ведь стабильный уровень нужно поддерживать и в те месяцы, когда «хоккей умирает». Кроме того, они планируют делать боксерскую коллекцию, и в частности отливать из драгметаллов шингарды — перчатки для бойцов ММА в миниатюре.
Кроме того, в Tribuna теперь трудится свой скульптор, который пытается сделать прототип фигурки вратаря СКА Игоря Шестеркина наподобие тех, что уже много лет в Америке делает компания McFarlane Toys. Вратаря уже отлили из пластика и теперь он отправится в офис КХЛ, с которой новосибирские бизнесмены сейчас ведут переговоры. «Если у него на груди не будет эмблемы, его никто не купит», — признает Василюк. Поэтому сейчас молодые люди сильно озадачены тем, как влиться в мировой рынок (план-максимум — делать фанатское серебро для США), имея на это все необходимые права и надлежащую узнаваемость.
Пока же художник Tribuna будет работать над ретро-серией фигурок. Надписи «СССР» на груди Харламова и Третьяка, к счастью, уже не надо ни с кем согласовывать, говорят бизнесмены.
Фото Ольги Бурлаковой (1), автора (2–14)