Частные медицинские центры Новосибирска решили побороться за деньги на обязательное медицинское обслуживание, которые распределяют чиновники. Они готовы обслуживать новосибирцев, однако областной минздрав не спешит платить частникам, объявляя, что в приоритете бюджетная медицина. Почему не смогли добиться честной конкуренции частные клиники с бюджетными организациями — в материале НГС.БИЗНЕС.
Новосибирский минздрав оспорил в суде постановление антимонопольной службы, которая обнаружила ограничение конкуренции чиновниками в оказании медицинских услуг по системе ОМС между частными и государственными медучреждениями Новосибирска.
Ранее соответствующее решение регионального УФАС было опубликовано в собственных правовых актах 22 декабря 2015 года. Согласно тексту документа, жалобу на минздрав подала региональная общественная организация «Ассоциация руководителей медицинских организаций Сибири» (РОО АРМОС). Среди частных клиник, входящих в АРМОС, — «Клиника Санитас», медцентр «Аэлита», «Медицинский центр Наедине-Н», медицинские центры «Авиценна», «Дента», «Санталь», Центр лабораторной диагностики и Сибирский окружной медицинский центр ФМБА РФ.
АРМОС, ссылаясь на ст. 15 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», в которой говорится, что право на осуществление медицинской деятельности в системе ОМС есть у всех клиник, в том числе и частных, аккредитованных при минздраве, утверждал, что сейчас более 30 организаций, включенных в этот реестр, не имеют возможности работать в системе ОМС и получать за это оплату.
Причиной этому, по мнению организации, является издание минздравом и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) совместного приказа «О государственном задании на 2015 год», которым для них госзадание в системе ОМС не было установлено.
В частности, недовольство клиник вызвало то, что государственное задание по лучевой диагностике и по стоматологической помощи на 2015 год не было выделено в требуемых ими объемах.
В результате УФАС признало минздрав и ТФОМС нарушившими п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также выдало ведомствам предписания о прекращении нарушения закона. Однако минздрав оспорил предписание в арбитражном суде, в результате суд отменил предписание, так как не нашел фактических обстоятельств, подтверждающих действительные или возможные последствия в виде ограничения конкуренции. В УФАС корреспонденту НГС.БИЗНЕС сообщили, что примут решение о подаче апелляции после того, как получат полный текст решения арбитража на руки.
Совладелец и директор крупной сети медицинских клиник «Санитас» (клиники в центре Новосибирска, в Академгородке и Искитиме) Михаил Андрушкевич сказал, что пытался отстоять право оказывать услуги по ОМС, так как его не устраивает то, что объемы завышаются в пользу бюджетных организаций, а не выставляются на конкурс.
«Это вообще вопиющие вещи — они между собой распределяют деньги фонда ОМС, которые вообще-то должны по конкурсу распределяться», — посетовал он. Предпринимателю интересно предоставлять все виды медицинских услуг при условии, что «цена будет нормальная», однако для оплаты услуг медицинским организациям по ОМС существует 4 разных тарифа в зависимости от категории медучреждения, но критерии отнесения к категориям также непубличные, жалуется Андрушкевич.
По данным минздрава, в Новосибирской области в реестре 157 организаций, работающих по ОМС в 2016 году, из них 41 негосударственная. Частные клиники, состоящие в реестре, оказывают медицинские услуги в области стоматологии, акушерства и гинекологии, медицинской реабилитации и пр. Вступление в систему ОМС для медицинских организаций носит заявительный характер. Если медицинская организация намерена участвовать в реализации программы ОМС, то она должна подать заявку в соответствии с требованиями, пояснили в облминздраве.
Директор агентства «МедАссистанс» и исполнительный директор АРМОС Елена Бобяк говорит, что чиновники только декларируют, что в реестре 47 частных клиник, — те на самом деле просто числятся в этом реестре, а работают очень немногие, потому что им просто не выделяют объемы.
В результате этого, с одной стороны, организации из этого реестра не могут отказать застрахованным в бесплатном обслуживании, а пациент, которому клиника откажет, имеет право подать в суд, а с другой — новосибирцы, по сути, лишены выбора, где получать медпомощь по ОМС: в частной организации или государственной.
Андрушкевич утверждает, что плотно работал по системе ОМС с минздравом раньше — в 2014–2015 годах, однако с приходом нового главы минздрава Олега Иванинского (работает с декабря 2014 года) госзаказ «порезали» в 2,5 раза — причин никто не объяснял.
В других регионах частным клиникам проще работать в системе ОМС, знает он, и объясняет такую региональную специфику «тупостью, городецкостью, дремучестью».
Сам министр Иванинский в разговоре с корреспондентом НГС.БИЗНЕС отвечать на претензию к нему со стороны предпринимателя Андрушкевича не стал, попросив выслать официальный запрос по этому поводу. «Это вопрос решения суда, а не моей персоны», — сказал Иванинский.
Одна из причин неравноправного распределения финансирования, которая приведена в решении УФАС со ссылкой на министра Иванинского, — это необходимость в первую очередь позаботиться об интересах государственных учреждений здравоохранения.
Работой по системе ОМС среди частных медучреждений нашлись и довольные. В частности, директор клиники «Санталь» Алиса Сыстерова сказала НГС.БИЗНЕС, что ее организация получает деньги по системе ОМС за прикрепленных по прописке пациентов.
Настя Гринёва
Фото KenTannenbaum (Essentials/iStock)