В кризис, когда зарубежная косметика поднялась в цене, а некоторые бренды вообще ушли из России, местные производители получили карт-бланш, однако воспользоваться им они не смогли. Почему падают продажи у местных косметических компаний и какую косметику покупают новосибирцы в кризис — в материале НГС.БИЗНЕС.
Новосибирские производители косметики зафиксировали падение продаж из-за кризиса. Гендиректор компании «Живая косметика Сибири» Инна Еркова оценила падение продаж за 2015 год на 40 %, а руководитель компании «Сибплант» (косметика IPSO) Виктор Медведев — на 20 %.
Причины обрушения спроса руководители компаний объясняют по-разному. Со слов Медведева, у него сократилось число аптек, которые продавали кольцовскую IPSO-косметику. «У нас было порядка 30 аптек, а сейчас осталось 2-3. Аптекам урезают объемы закупок, ну и им выгоднее продать один тюбик Vichy за 2–3 тыс., чем сотни единиц нашей продукции», — говорит он. Сейчас с «Сибплантом» работают магазины с натуральной косметикой из других регионов — Москва, Санкт-Петербург, Челябинск. «У нас кое-какие затруднения есть — вот мы сейчас даже пытаемся найти офис подешевле, потому что дорого у нас в Кольцово, оптимизируем производство», — сказал Виктор Медведев. Сколько сейчас зарабатывает компания, он раскрывать не стал, лишь отметил, что годовой оборот не превышает и миллиона рублей.
Коллега Медведева — Инна Еркова констатировала, что у нее спрос тоже упал и продажи снизились. «И точки продаж позакрывались, и покупать стали меньше, только сейчас упор на интернет. Я так понимаю, что сейчас те, кто покупал себе кремы за 300–500 руб., перешли на 100-рублевую косметику. У нас косметика все-таки не в самом дешевом сегменте», — рассказала она. С ее слов, продажи сейчас «упали в разы», в результате впервые компания закончила 2015 год с убытками (по данным «СПАРК-Интерфакс», за 2014 год у компании было 214 тыс. чистой прибыли).
Представительница еще одной местной компании — «ЛН-Косметика», производящей косметику в Бердске, — тоже посетовала на негативное влияние кризиса. «Продажи остались на прежнем уровне. Накладные расходы увеличились по понятным причинам, соответственно прибыль немного сократилась — процентов на 20 в среднем. Объем производства увеличился не более чем на 7–10 %», — сообщила гендиректор Наталья Леснова. По ее словам, прибыли в прошлом году компания недосчиталась из-за повышения цен на сырье, услуги, материалы и упаковку до 20 %, а также из-за увеличения объемов производства для выполнения заказов с минимально возможной прибылью.
Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова полагает, что с проблемами новосибирские производители столкнулись, потому что постоянные покупатели, которыми по большей части являются женщины среднего и старшего возраста с низким достатком, сократили свои расходы на косметику и покупают теперь ее в супермаркете, не выходя из диапазона 50–150 руб., а более платежеспособную аудиторию им просто нечем привлечь. «Если исходить из совокупности требований к современной косметике, то, конечно, это далеко не самые сильные и интересные игроки косметического рынка России даже среди российских производителей. Дизайн, маркетинг и идеология марок достаточно устаревшие, особенно дизайн и упаковка. Молодое поколение хочет уже совсем другой продукции. При этом цена для нынешнего года не копеечная», — анализирует она.
На сайте бренда «ЛН-Косметики» — «Секрет красоты» — указано, что литокомплексы этой марки стоят от 298 до 772 руб., другая линейка литокомплексов — «Neo Фам» — обойдется от 745 до 2899 руб. В компании даже есть декоративная линейка косметики: тональная основа и праймеры примерно по 1000 руб., румяна — 886 руб., тени для век (один тон) — 378 руб. На сайте «Живой косметики Сибири» указано, что разброс цен на их продукты — от 335 руб. до 1381 руб., но есть и «Активатор Lift комплекс» за 3150 руб., и натуральное мыло за 150 руб. Цены на IPSO-косметику на порядок ниже — от 310 до 420 руб.
Говоря о своих преимуществах перед российскими и зарубежными косметическими гигантами, глава «Сибпланта» упирает на натуральность ингредиентов. «Можно пользоваться рекламируемым брендом, в котором ничего нет. А мы не рекламируем, что после наших кремов через неделю или через месяц исчезнут все морщины, чем занимается телевидение», — сетует Медведев. Суть своего подхода он сводит к наименьшему нанесению вреда коже за счет меньшего числа консервантов, которое достигается использованием минимального количества воды в продукте (высокая молярность), а также использования натуральных компонентов.
Например, поставщик куриного эмбриона, который указан в составе одной из сывороток, — Кольцовская птицефабрика. «В обозначенный срок я звоню главному зоотехнику, и этот эмбрион нам выносят в упаковке — в этот момент получается, этот эмбрион живой. Это делается для того, чтобы сохранить те свойства эмбриона, которые влияют на клеточную систему», — приводит пример он.
Создатель ряда российских косметических линеек технолог Анна Шарова думает, что экономный потребитель покупает лучшее, но в существенно меньших количествах. «Продуктам не столь широко известным и доверяют меньше, и к качеству относятся гораздо жестче. Покупатель искренне считает, что лучше подкопить и приобрести Chanel, или не копить и купить "Чистую Линию", чем малоизвестный продукт», — объясняет она причины отсутствия интереса новых покупателей к новосибирской косметике.
Эксперты уверяют, что рынок косметических средств сжимается еще и под влиянием объективных факторов, а именно обеднения россиян. «Резко сократился спрос на косметику в диапазоне 2500–7000 руб. Эти покупатели ушли в ценовую категорию 500–2000 руб. А те, кто покупал недешевый масс-маркет, сейчас перешли к массовой косметике более дешевого сегмента», — говорит Татьяна Пучкова, ожидая сокращение всего рынка по итогам года на 10–15 %, хотя сегмент декоративной косметики и средств гигиены пока продается, как и до кризиса.
Импортозамещение на косметическом рынке, по ее мнению, в какой-то степени проявилось, но из-за того, что в России практически нет собственного сырья для производства косметики, выигрыш компаний не так велик.
Настя Гринёва
Фото depositphotos.com