17 мая понедельник
СЕЙЧАС +23°С

«Все увидели, что самолеты не картонные»

Война в Сирии приносит Новосибирску гигантский контракт на 40 миллиардов — но желающим поучаствовать будут платить не так много

Поделиться

Поделиться

Новосибирский авиационный завод имени Чкалова получит контракты на поставку бомбардировщиков Су-32 (экспортная версия Су-34) благодаря российской военной кампании в Сирии, написало издание «КоммерсантЪ Деньги».

Ранее о том, что такой контракт может быть подписан в 2016 году, со ссылкой на свои источники неоднократно сообщали и российские, и алжирские СМИ.

Со слов директора чкаловского завода Сергея Смирнова, переговоры на поставку авиатехники велись с алжирскими военными около 8 лет, но происходило это все в вялотекущем режиме.

В 2012 году «Сухой» подписал контракт на поставку Су-34 ВВС России. По его условиям чкаловцы поставят 92 таких самолета до конца 2020 года.

Кроме заявки на новосибирские самолеты в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (занимается экспортом российского вооружения) поступили и на продукцию других предприятий российской оборонки, утверждают источники издания. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» говорит, что 500–600 млн долл. — скорее всего цена «голых» самолетов, т.е. без вооружения, поэтому она, вероятно, будет еще увеличиваться.

14 марта президент Владимир Путин объявил, что сокращает присутствие военных в Сирии, которые находились там с сентября прошлого года для поддержки сирийского лидера Башара Асада (по его просьбе) и борьбы с террористами «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ). По официальным данным, полгода операции обошлись российским военным в 33 млрд руб. — деньги были заложены в бюджет Минобороны на проведение учений и боевую подготовку, но были пущены на военную операцию в Сирии.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов сомневается, что сумма, объявленная президентом, соответствует действительности, однако нельзя отрицать, что российское оружие было активно пропиарено, признает он.

«Все увидели, что самолеты не картонные, они летают, поражают цели, а успехи Асада косвенно свидетельствуют, что самолеты поражали правильные цели», — рассуждает Фролов.

Директор Центра анализа стратегий и технологий (специализируется на оборонной промышленности и военно-техническом сотрудничестве) Руслан Пухов говорит, что любое вооружение существует в двух видах: в идеальных характеристиках для собственной армии и в загрубленных характеристиках на экспорт. Какие именно характеристики занижать — обычно государственная или коммерческая тайна.

«Скорее всего, самолеты будут отличаться радиоэлектронным оборудованием, с одной стороны, заказчик что-то может попросить, а с другой стороны — то оборудование, которое на экспорт идет, — оно с несколько загрубленными характеристиками по сравнению с тем, что для России. Я допускаю, что в случае с Су-34 на него могут поставить другую РЛС (радиолокационная станция)», — говорит он.

Андрей Фролов думает, что деньги на авиатехнику Алжир найдет, так как для них вызовы безопасности еще более существенны, чем для России, кроме того, авиационный парк у них по большей части довольно устарелый, и, наконец, Су-34, например, в отличие от Су-30, имеет лучшие характеристики работы по земле и более мощный комплекс радиоэлектронной борьбы. Самолеты новосибирского завода потенциальному покупателю уже известны: Алжир покупал еще во времена СССР новосибирские Су-24, а потом их модернизировал. По данным Фролова, 70–80 % всей эксплуатируемой Алжиром авиатехники имеет советское происхождение.

«С Марокко у них серьезное противостояние идет, плюс гипотетически в Западной Сахаре могут быть проблемы, плюс Ливия рядом», — называет эксперт область применения новосибирских машин в Алжире.

Аналитик Руслан Пухов в свою очередь сомневается, что Алжир найдет деньги на то количество техники, которое он бы хотел, — эта страна, как и Россия, сидит на нефтяной ренте, доходы от которой сильно упали.

Новосибирск, судя по всему, не ощутит притока алжирских денег, даже если они поступят в заявленном объеме. Чкаловский завод является филиалом холдинговой компании «Сухой», прописанной в Москве. Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько считает, что этот беспрецедентный военный контракт принесет городу налоги на доходы физических лиц, которые увеличатся за счет расширения штата для его исполнения. «Для Новосибирска это дополнительные налоги, в основном НДФЛ. Большое количество людей будут получать заработную плату и будут покупать какие-то товары, тем самым они оживят экономику — это то, что называют мультипликативный эффект», — рассказал Люлько.

По его данным, сейчас чкаловский завод собирает в год 18 самолетов, нынешняя численность персонала — около 7 тыс. человек, увеличение штата благодаря контрактам чиновник оценил в сотни человек.

На данный момент, по информации портала Зарплата.ру, на НАЗ имени Чкалова открыто 5 вакансий, по двум из них указана зарплата около 30 тыс. руб., по остальным — «по договоренности». На заводе НГС.НОВОСТИ уточнили, что сейчас у работников предприятия средняя зарплата около 40 тыс. руб.

Люлько уверяет, что Су-34 производится только из российских комплектующих, поэтому в его производстве участвуют российские предприятия, но есть и ряд новосибирских предприятий, работающих в кооперации с заводом имени Чкалова, которые также ощутят эффект от увеличения объема заказа. По информации сайта госзакупок, из местных предприятий крупные контракты у чкаловского завода недавно были, например, с Бердским электромеханическим заводом, «Сибтехгазом» им. Ф.И.Кима, НПК «Томский инструмент» екатеринбургским «Ростехкомом» и самарской «Гидроавтоматикой».



Настя Гринёва
Фото Екатерины Калиневич

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...