Крупнейшая компания в сфере железнодорожных перевозок с новосибирской пропиской погрязла в долгах. Банки один за другим требуют вернуть кредиты, должник пытается доказать в суде, что причина невыплаты — резко взлетевшая процентная ставка, которую не может потянуть перевозчик на падающем рынке. Почему регион может в ближайшее время потерять еще одного крупного налогоплательщика — в материале НГС.БИЗНЕС.
Арбитражный суд Новосибирской области принял иск о банкротстве от Банка Москвы к «ЗапСиб-Транссервису» 20 ноября, говорится в соответствующем определении суда. Основанием для иска банк указал наличие просроченной задолженности свыше 3 месяцев в размере 281,9 млн руб. На что получил кредит «ЗапСиб-Транссервис» и почему перестал обслуживать свой долг, в Банке Москвы рассказать отказались.
Чистая прибыль «ЗапСиб-Транссервис» в 2014 году составила 48,8 млн руб., убыток в 3 квартале этого года — 312,5 млн руб. Основной владелец ООО «ЗапСиб-Транссервис», по данным «СПАРК-Интерфакс», — Андрей Муравьев — у него 32,5 %, по 22,5 % принадлежит Леониду Шайману и Александру Игнатову, еще 22,5 % у ООО «ЗапСиб-Транссервис».
Все учредители «ЗапСиб-Транссервис» — известные бизнесмены. Леонид Шайман был учредителем медицинского центра «Авиценна» наравне с Борисом Айзиковичем. Однако к моменту покупки «Авиценны» группой компаний «Мать и дитя» Шайман вышел из участия в компании и единственным бенефициаром был Айзикович, писали «Ведомости». Шайман в прошлом экс-совладелец «Нидана» и нынешний акционер группы «Европейский медицинский центр» (GEMC). Андрей Муравьев — основной владелец красноярского «Стройпроект» и новосибирского "ФЭТ-премиум" — рестораны «Скопин» в Омске и Новосибирске, партнер Муравьева в обоих ООО — известный в Новосибирске ресторатор Ян Скопин. Еще одному учредителю — Александру Игнатову — на 100 % принадлежит дочернее «ЗапСиб-Транссервис Логистик».
Чуть раньше суд удовлетворил иск еще одного кредитора «ЗапСиб-Транссервиса» — Газпромбанка. Решение по иску о взыскании 1,5 млрд по договору процентного займа за 2010 год московский арбитраж пока не вынес. По другому иску новосибирский суд 10 ноября вынес решение взыскать с «ЗапСиб-Транссервиса» в пользу Газпромбанка долг в 25,1 млн руб.
По обоим искам кредитор ходатайствовал о наложении ареста на счета и имущество «ЗапСиб-Транссервиса», однако это требование суд не удовлетворил. Здесь же говорится, почему транспортная компания не смогла заплатить: 18 декабря 2014 года, после резкого повышения ставки рефинансирования Банком России, Газпромбанк уведомил об увеличении процентной ставки до 25 % годовых из-за увеличения стоимости ресурсов на финансовых рынках.
11 ноября суд к компании выиграл и Сбербанк, требовавший взыскать 62,3 млн руб.
Портфель большой, и после черного вторника конца прошлого года не смогли обслуживать долги, так как средневзвешенная по портфелю сильно выросла, спасибо Набиуллиной (глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. — Н.Г.)», — рассказал собеседник НГС.БИЗНЕС. В ночь на 16 декабря 2014 года ЦБ РФ принял решение повысить ключевую ставку сразу на 6,5 % — до 17 %, перед этим рубль упал за день на 10,8 % по отношению к доллару — до 64,45 руб./долл., а по отношению к евро — на 9,1 %, до 78,87 руб./евро. Падение было самым большим с 1998 года. Тогда регулятор объяснил свое решение «необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски».
Другая причина долгов, со слов источника, — сжимание рынка грузоперевозок для компании.
За время подготовки статьи найти в «ЗапСиб-Транссервисе» сотрудника, способного прокомментировать причины происходящего, не удалось, письменный запрос НГС.БИЗНЕС на имя гендиректора остался без ответа.
На сайте «ЗапСиб-Транссервис» говорится, что компания работает на рынке железнодорожных перевозок с 2000 года. Основное направление деятельности — предоставление грузовых железнодорожных транспортных услуг.
В парке компании свыше 13 тыс. собственных и арендованных вагонов. В своей презентации «ЗапСиб-Транссервис» называет себя «одним из ведущих железнодорожных операторов в России и крупнейшей региональной компанией рынка».
В группу компаний «ЗапСиб-Транссервис» входит еще 5 компаний, занимающихся плановым и текущим ремонтом подвижного состава и автотранспортными перевозками крупнотоннажных контейнеров и пр. Среди крупнейших клиентов названы Магнитогорский металлургический комбинат, «Мечел», «СИБЭКО», Уральская горно-металлургическая компания и «Евраз Груп С.А.». В общей сложности 97 % объема грузооборота приходится на уголь и металлургию.
Кроме банков долги с «ЗапСиб-Транссервис» требуют через суд еще несколько компаний, скорее всего, являющиеся контрагентами должника. В частности, «Вагонная ремонтная компания-2» заявила о долге в 2,5 млн руб. (иск пока не принят к производству), а «Уральская вагоноремонтная компания» — 6,3 млн руб.
Настя Гринёва
Фото depositphotos.com