NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

с-з.

757мм 59%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Бизнес Экономика Филёв расправил плечи

Филёв расправил плечи

После покупки «Трансаэро» новосибирская авиакомпания становится крупнее «Аэрофлота»

26 октября «Трансаэро» прекратила полеты в связи с аннулированием полетного сертификата Росавиацией. Купив разорившуюся компанию, совладелец прописанной в Новосибирской области S7 Владислав Филев собирается через суд добиваться отмены отзыва сертификата, так как без него парк перевозчика ничего не значит. Филев объявил, что в этой сделке им движет желание спасти отрасль от монополизма, а не бизнес. Как происходило самое громкое корпоративное банкротство этого года и зачем бизнесмену Филеву неприбыльный актив — в материале НГС.БИЗНЕС.

Справка: Авиакомпания «Трансаэро» основана сыном министра радиопромышленности СССР Александром Плешаковым в 1991 году. Первый рейс состоялся на арендованном Ту-154 в Израиль. Мать Плешакова — генерал авиации Татьяна Анодина, создатель Межгосударственного авиационного комитета (занимается сертификацией воздушных судов, аэропортов, разработкой норм летной годности и расследованием авиационных происшествий) и акционер «Трансаэро». По данным «СПАРК-Интерфакс» на 30 июня 2015 года, основные владельцы — супруги Ольга и Александр Плешаковы, напрямую они контролируют 36,62 % компании, еще часть — через другие юрлица.

S7 Airlines (бренд авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус») прописана в г. Обь Новосибирской области. Основные владельцы: супруги Владислав и Наталия Филёвы через ЗАО «Группа компаний С7». Совокупная выручка компаний в 2014 году составила 86,1 млрд руб., чистая прибыль — 1,39 млрд руб.

На прошлой неделе банкротство «Трансаэро», накопившей огромные долги, внезапно оживила новость о том, что контрольный пакет акций купил владелец S7 Владислав Филев. В частности, Филев предложил объединить «Трансаэро» с авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус» и конвертировать ее долг в 49 % акций компании, часть кредиторов поддержали это. Сумму сделки ее участники называть не стали.

На следующий день после того, как стало известно о покупке Филева, Росавиация объявила о решении отозвать у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта. 26 октября авиакомпания прекратила работу.

Однако новый владелец сразу же дал понять, что, несмотря на это, он не намерен отказаться от сделки и готов через суд добиваться отмены аннулирования сертификата: отзыв сертификата привел к потере «Трансаэро» всех допусков на выполнение рейсов, без которых самолеты вынуждены стоять, принося убытки владельцам. Новые владельцы потерять допуски не хотят. «Новый сертификат нам не нужен, мы хотим сохранить эту компанию с ее допусками и коллективом. Если приказ Росавиации вступит в силу 26 октября, мы планируем обжаловать его в суде и просить ввести обеспечительные меры в виде запрета выдавать "Аэрофлоту" и "России" допуски», — описывала ранее «Ведомостям» планы Наталия Филева.

О финансовых сложностях «Трансаэро» стало известно чуть больше года назад, когда гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова впервые попросила помощи у государства — из-за запрета полетов над Украиной компания ежемесячно теряла по 3 млн долл. Речь шла о госгарантиях на 10 млрд руб., в результате компания получила госгарантии и кредит от ВТБ на 9 млрд руб., после этого гендиректор начала переговоры о новых госгарантиях на бьшие суммы — до 70 млрд руб., которые бы позволили рефинансировать бьшую часть долга, писали «Ведомости».

Предправления Сбербанка Герман Греф подсчитывал, что примерно 150 млрд руб. долгов компании — это лизинг самолетов, 100 млрд — финансовых и прочих долгов. «По всем показателям "Трансаэро" — уже банкрот», — цитировал Грефа РБК.

Проблемы авиакомпании пытались решить на совещаниях в правительстве, опасаясь последствий неуправляемого разорения крупного авиаперевозчика. На очередном из них — 1 сентября — первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил «Аэрофлоту» купить 75 % + 1 акцию «Трансаэро» за символическую плату в 1 руб. Однако сделка не состоялась и проблемного перевозчика решили банкротить. Формальная причина несостоявшейся сделки, дошедшая до СМИ, — Плешаковы не успели к 24 сентября собрать такой пакет для продажи на одном российском юрлице (только в этом случае совет директоров «Аэрофлота» готов был рассмотреть оферту о покупке). Однако трое кредиторов «Трансаэро» рассказали «Ведомостям», что «Аэрофлоту» не удалось договориться именно с лизинговыми компаниями о возврате судов — «ВЭБ лизингом» и «ВТБ лизингом», поэтому при поддержке президента Сбербанка Германа Грефа госперевозчику удалось пролоббировать вариант с банкротством.

В интервью «Коммерсанту» Владислав Филев объяснил озарившее его ночью желание участвовать в судьбе «Трансаэро» попыткой спасти отрасль от монополизации и возврата в СССР, признав, что никакого бизнеса в этом нет, так как актив неликвиден.

«Я уже жил в стране, в которой был один "Аэрофлот", и мне там не понравилось. Но сейчас получается, что мы сами делаем страну хуже, и это как раз то, из-за чего мы решились на такой шаг.

"Трансаэро" уйдет в любом случае в небытие. Сейчас на чаше весов — останется конкуренция в банковском и авиационном секторе или нет», — сказал Филев.

Опрошенные НГС.БИЗНЕС представители авиаотрасли, знающие Филева, один за другим хвалят бизнесмена за его благородный шаг, но в рассуждениях о дальнейших перспективах самой большой в стране авиакомпании по числу самолетов осторожны. В частности, председатель попечительского совета Международной ассоциации аэропортов и генеральный директор «Толмачёво» с 2009 по 2012 год Александр Бородин верит в Филева. «Филев — молодец. Прямые убытки сейчас обернутся ростом прибыли на следующий сезон. При этом Филев искренне старается смягчить потери для отрасли. Возможно, вы читали Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"? В этой великой книге написано и про Филева», — поэтично заметил Бородин.

Член совета директоров S7 и известный новосибирский бизнесмен Игорь Кузнецов назвал Владислава Филева гражданином с большой буквы, но при этом предположил, что его бизнес-интерес в этой сделке, скорее всего, также присутствует. «Живая компания способна давать хоть какую-то прибыль в отличие от мертвой», — сказал он, замечая, что в сделке переплелись многочисленные интересы, в том числе государства и кредиторов, которым выгоднее скорее живая «Трансаэро».



Настя Гринёва
Фото РИА Новости, Михаил Фомичев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления