NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

2 м/c,

с-в.

757мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Бизнес Экономика Торговлю выгнали на улицу (фоторепортаж)

Торговлю выгнали на улицу (фоторепортаж)

Власти открывают в Новосибирске еще одну ярмарку — горожане перебираются туда из супермаркетов в поисках лежащей на солнце дешевой колбасы

Новая социальная продовольственная ярмарка должна появиться в Калининском районе — об этом 22 июня доложила и.о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО Лариса Яркова со ссылкой на поручение губернатора Владимира Городецкого. Сейчас еще идут конкурсные процедуры по определению конкретной площадки. Для того чтобы создать 40 новых рабочих мест для местных производителей, «субъектов малого и среднего бизнеса», из областного бюджета выделят 10 млн руб., отметили в пресс-службе губернатора и правительства НСО.

В Новосибирске появится еще одна социальная ярмарка вдобавок к двум существующим. На ее создание в Калининском районе областное правительство готово выделить 10 млн руб., чтобы обеспечить 40 местным производителям бесплатные места — взамен те должны продавать новосибирцам продукты на 20 % дешевле. Чем сейчас торгуют на социальных и частных ярмарках в городе, какие сложности поджидают организаторов на примере выгнанной из центра «Артании» и почему уличные продавцы выигрывают у торговых центров — в материале НГС.БИЗНЕС.

Сейчас социальные ярмарки работают на ул. Большевистской в ТЦ «Гиперон» (открылась в ноябре 2011 года) и ул. Петухова (в конце декабря 2012-го) — это просторные светлые павильоны с мрачными продавцами в бордовых фартуках. По договоренности с городскими властями, за бесплатные места участники ярмарки должны продавать продукты ниже средних по Новосибирску на 20 %, сообщили в пресс-центре мэрии. С тем, кто не удерживает цены, договоры расторгают, утверждают чиновники.
В правительстве уверены, что с появлением третьей социальной ярмарки для жителей возрастет доступность продуктов местного производства, предлагаемых по ценам ниже среднерыночных. Всего, по данным пресс-службы правительства, в 2015 году на организацию выставок, ярмарок товаров и услуг с участием местных производителей и предпринимателей направят 16,5 млн руб. На торговлю же в отдаленных населенных пунктах НСО планируется выделить в этом году 10 млн руб.
По информации мэрии, горожане полюбили социальные ярмарки, «о чем свидетельствуют стабильно растущий товарооборот — 1–1,2 млн руб. в день и количество покупок — 5–7 тыс. в день на каждой ярмарке». Обе социальные ярмарки полностью содержатся за счет средств из городского бюджета. Так, ежемесячно на ярмарку на Большевистской выделяется 1,1 млн руб., а на Петухова — 1 млн руб.
В этом году в Новосибирске пройдет около 600 ярмарок. Сейчас из крупных ярмарок в городе действуют «Лето красное» (с 22 июня по 12 июля) на площади у вокзала Новосибирск-Главный, «Летняя народная ярмарка» у ДКЖ (С 24 июня по 12 июля) и «Артания» (с 23 июня по 13 июля) у ДК «Академия» в Советском районе — на них еще можно подать заявки.
Ассортимент на «Летней народной ярмарке» широк, но обычен для ярмарочного формата: от меда и алтайских трав до деревянных тронов с мехом, от расписных платков до валенок. Ярмарку организовала компания ООО «НОТА» вместе с Дворцом культуры железнодорожников, впервые устроив ее в августе-сентябре прошлого года в формате фестиваля народных промыслов и ремесел «Сибирь мастеровая». В этот раз организаторы ждут более 100 участников, аренда торгового места для мастеров-ремесленников здесь стоит от 250 руб. в день, для предпринимателей — от 400 руб. в день, сообщила методист отдела реализации маркетинговых программ ДКЖ Юлия Истомина.
Однако по словам Светланы, приехавшей с изделиями ручной работы из Нижнего Новгорода, она платит здесь за аренду 800 руб. в день. За 5 лет ей удалось поучаствовать более чем в тысяче таких мероприятий. Ремесленница отметила, что покупают «всё по чуть-чуть» — одинаково распродаются и матрешки, и шкатулки, но, чтобы окупить бизнес, нужно работать до осени без отдыха.
На вопрос, окупается ли аренда на ярмарках, большинство торговцев вздыхают — с трудом. Одна из продавцов на ярмарке у вокзала, занимающаяся бижутерией и батиком, анонимно призналась — у колбасы, с утра лежащей вповалку на безжалостной жаре, в разы больше покупателей: «Продукты лучше всего идут». Судя по бланку заявки на участие с сайта организатора — опытного устроителя ярмарок ООО «ЭкспоНск», — место обойдется в 3 тыс. руб. за день. На этой тоже продают мед, мясные изделия, ложки, одежду, а также инструменты для дач и огородов.
Торгующий возле ГУМа на пл. Маркса духами и бижутерией в этническом стиле египтянин из компании «Сфинкс» отказался называть имя, но уверенно сообщил, что сейчас, в кризис, продажи ощутимо упали. В мэрии отметили, что торговля здесь носит статус выставочной площадки, а не ярмарки, но затруднились оперативно назвать, в чем отличие. Так, здесь продают кулинарную продукцию, украшения, платья и рубашки, товары для детей и народные лекарства «от боли в суставах».
Не всегда городские власти легко идут на содействие в организации ярмарки, как в случае с фестивалем «Артания», который организует НФ «Сибирский вернисаж». Как рассказала директор фонда-организатора Анна Наволоцкая, последний раз на пл. Ленина «Артания» проводилась в 2011 году, затем ее выгнали к ТРЦ «Аура» и далее вовсе предложили переместиться на набережную, но оргкомитет воспринял это в штыки. Сейчас «Артания» проходит в Академгородке, аренда стоит 3 тыс. руб. за место, но 25 % мастеров палатки предоставляются бесплатно, еще 50 % — со скидками, рассказала директор.
Такие перемещения в разы уменьшили количество участников и покупателей, сетует Анна Наволоцкая. Суть конфликта сводится к тому, что «Артания» считает себя культурным мероприятием с мастер-классами и музыкой. Власти же полагают, что мероприятие должно подчиняться общему правилу для организации ярмарки и согласовывать площадку.
«Правильная позиция — и гражданская, и чиновничья, и рыночная: должно быть максимально возможное количество форматов и торговых точек», — дипломатично замечает председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков.
Управляющий рынком «Левобережный» Андрей Сенопальников называет несколько преимуществ ярмарок перед крупными магазинами, помимо низких цен. Так, на рынках и ярмарках представлены мелкие товаропроизводители, которые не могут пробиться в сеть с продуктами зачастую более высокого качества, чем в супермаркетах. Кроме того, здесь отсутствуют посредники и можно торговаться, пробовать товар на вкус, получать консультации по определенным продуктам, покупать экзотическую продукцию (к примеру, специи) и т.д.
Зато на стихийных ярмарках «можно нарваться на неприятности», продолжает господин Сенопальников: например, купив мясо, которое не прошло ветеринарный контроль.
Мария Морсина

Фото Александра Ощепкова (1–9), Сергея Яскевича (10–14)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления