
Поделиться
Новосибирские суды вынесли сразу несколько обвинительных приговоров работникам банков, которые занимались хищением средств у клиентов или своего работодателя. В июне осужден на 2 года консультант отделения Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Евгений Афанасьев и подтвержден приговор на 3 года бывшему начальнику отдела банка «Левобережный» Елене Черемисиной. Подобные приговоры регулярно выносят работникам и из других сфер деятельности. Корреспондент НГС.БИЗНЕС попытался выяснить, как и где новосибирский бизнес сильнее всего страдает от воровства персонала.
С начала года суды вынесли не менее 4 приговоров по делам, связанным с хищением денег персоналом банков, сообщила прокуратура Новосибирской области. Во всех случаях сотрудники, пользуясь должностным положением и специальным доступом к счетам, крали средства либо клиентов, либо самого банка. В начале июня Железнодорожный районный суд приговорил к 2 годам, но затем освободил по амнистии 27-летнего консультанта отделения № 8047 Сбербанка Евгения Афанасьева. Его обвиняли в том, что он подключил к картам клиентов банка систему «Сбербанк Онлайн» и распечатал разовые пароли для входа в их личные кабинеты. «На своем рабочем месте Афанасьев осуществил 35 операций по списанию денежных средств на общую сумму 105 тыс. руб. со счетов граждан, а затем перевел эти деньги на счет своей заработной карты», — уточнили в облпрокуратуре. Банк деньги клиентам вернул.
Еще один сотрудник Сбербанка Любовь Казакова в январе приговорена Железнодорожным судом за хищение с карты клиента 8 тыс. руб. (6 месяцев в колонии). В Татарском же районе 39-летнюю Оксану Баляхину, специалиста по обслуживанию частных лиц все того же Сбербанка, осудили к 2 годам 9 месяцам за хищение со сберегательных книжек престарелых инвалидов 500 тыс. руб.
Наконец, Новосибирский областной суд подтвердил приговор сотруднице другого банка — 42-летней Елене Черемисиной, которая была начальником отдела расчетного обслуживания дополнительного офиса «Заельцовский» банка «Левобережный». За хищение у банка 16 млн руб. и 140 тыс. долл. США ей назначили 3 года общего режима. По данным прокуратуры, начальник путем обмана и введения в заблуждение добилась от кассиров перевода ей этих крупных сумм.
Директор дирекции информационной безопасности ЦФТ Алексей Леонов уверен, что сами по себе информационные банковские системы достаточно защищены. «Строгое разграничение прав доступа пользователей к информации — для каждого пользователя в системе можно дать доступ к определенным спискам клиентов, счетов, с которыми ему разрешено работать», — отмечает Леонов. «В системах есть принцип четырех рук — операцию не может один человек произвести: один провел, второй подтвердил, — добавляет Сергей Гончаров, заместитель директора ООО «СИБ», также связанный с безопасностью. — Сотрудники иногда нарушают все эти писаные правила, просто-напросто ключи доступа друг другу передают, один человек и провел, и за другого подтвердил. Где-то недоконтролировано, недосмотрено».
Адвокат, специалист по уголовным делам Николай Потапов отмечает, что общественность знает только о меньшей части банковских хищений, многие факты даже не допускают до расследования: «Огласке не предаются по решению руководства. Для организаций гораздо дороже репутация, чем привлечение своего работника, с которого к тому же в большинстве случаев ничего и не взыщешь».
Хищения, связанные с банковскими технологиями, могут происходить и в других сферах — персонал любого магазина, офиса, точки общепита при расчете картой может завладеть нужными данными клиента, знает Сергей Гончаров.
«Карту в руки — и номер могут сфотографировать, и проверочный код. Чтобы расплатиться в интернете, карта не нужна. Не всегда требуют одноразовый пароль подтверждения [по СМС]», — поясняет эксперт. Помимо клиентов могут страдать и владельцы бизнеса.
Одна из самых благоприятных сфер для расхитителей — розница, ритейл, гипермаркеты. К банальной краже наличной выручки сейчас добавляются все новые способы, например подмена нового товара старым в той же упаковке.
«Неисправный телефон помещается в фирменную коробку, на которой, собственно, все датчики систем безопасности. Затем этот друг (сообщник продавца. — Д.К.) берет новый сотовый и спокойно выходит из магазина либо для вида покупает какую-нибудь мелочь на кассе. Об этом зачастую осведомлены охранники», — приводит пример Николай Потапов.
В транспортной сфере водители и кондукторы автобусов могут совершать хищения у собственников бизнеса с помощью так называемого «необилечивания» или «двойных билетов».
«Наносят ущерб процентов 15–20, если говорить про дневную выручку. Жителям — чтобы не шли на поводу, а если есть билет — надо брать», — говорит депутат областного Заксобрания, председатель «Транспортного союза Сибири» Валерий Ильенко. В строительстве, по данным адвоката Николая Потапова, персонал среднего уровня может заключать «левые» договоры с подрядчиками, которые заведомо не выполнят заказ и исчезнут, средства же будут разделены между участниками схемы. В страховой же сфере массовым видом хищений является заключение договора уже после наступления страхового случая. «Машина уже попала в ДТП, оформляется договор задним числом. Без участия сотрудника страховой компании, без осмотра автомобиля это невозможно», — резюмирует Потапов.
Дмитрий Косенко
Фото depositphotos.com