
Поделиться
Начинается сезон отпусков — для горожан это возможность отдохнуть не только от работы, но и от собственных отпрысков. В Новосибирске рынок детского отдыха представлен почти полусотней компаний: на выбор предлагается досуг на Обском море, по всей России и даже за границей. Куда можно отправить ребенка на время отпуска, сколько это будет стоить и каковы последние тенденции рынка услуг по временному избавлению от наследников — в материале НГС.БИЗНЕС.
Судя по данным справочников, новосибирский рынок детского отдыха имеет как минимум две особенности. Во-первых, компаний в этом сегменте сравнительно мало — по данным справочника 2ГИС, их всего 49. При том, что раздел «взрослого» отдыха (турагентства) представлен более чем 530 компаниями. Во-вторых, на этом рынке крайне мало операторов, т.е. компаний-посредников, одновременно предлагающих множество вариантов отдыха и услуги множества фирм (аналогично турагентствам). Большинство представителей рынка — это «монооператоры», представляющие интересы одного лагеря, базы и пр. Таким образом, родителям зачастую приходится самим перебирать сайты компаний и тратить время на анализ предложений. Большинство описанных ниже предложений рассчитано на детей школьного возраста (7–17 лет), однако некоторые заграничные туры имеют особое ограничение «с 14 лет».
Новосибирская область
Наиболее экономный и самый массовый вид детского летнего отдыха — это лагерь в лесной зоне Обского моря. Здесь больше всего предложений и самая высокая конкуренция, заставляющая компании проявлять креативность. Все программы имеют приключенческую тематику, поддерживаемую специальными мероприятиями. Например, детский креативный лагерь «Вуаля» включил в программу «Шервудский сезон» навыки выживания в лесу, а в программу «На страже Игроземья» — фэнтези-битвы. Лагерь Persona-Camp в программе «Тайна Бермудов» предлагает «встречу с пропавшими людьми и исчезнувшими много лет назад вещами, наблюдение аномалий и сбор загадочного вещества». Помимо особой легенды почти во всех предложениях прослеживается упор на познавательную часть.
Особняком в группе локального отдыха стоят языковые лагери. Здесь ключевой мотивацией для клиента является не особая креативность, а ежедневные уроки английского языка. Разброс цен в этом виде отдыха значительно больше. Например, летний лингвистический лагерь Jam предлагает путевку на 3 недели за 18 тыс. руб., а языковой лагерь Cosmopolitan, делая упор на большое количество преподавателей-иностранцев, продает двухнедельные путевки за 23 тыс.
Россия
Несмотря на то что Россия — страна большая, детей отдыхать из Новосибирска возят чаще всего только в два места: на Алтай и в известные с советских времен лагеря на Черном море. Например, программа летнего лагеря «Горный Егерь» предполагает экскурсии по «топовым» туристическим местам Горного Алтая, катание на лошадях, проживание в деревянных домиках, охрану, медобслуживание, питание и пр. Заявленная цена на 2 недели — 19 тыс. руб. Существенно дороже обойдется путевка в лагерь «Орленок» в Туапсе на берегу Черного моря. Детям здесь предлагают множество кружков и спортивные занятия. Путевка на 21 день стоит от 40 тыс. до 55 тыс. руб. без учета перелета до Москвы и поездки на поезде до Туапсе.
Мир
Что касается зарубежных программ, то новосибирских детей возят отдыхать туда же, куда ездят и многие их родители, — наиболее активно предлагают Турцию и Болгарию. Программы пляжных лагерей на побережье Черного моря состоят преимущественно из купания и спортивных мероприятий, дети живут в больших корпусах либо в отелях по нескольку человек в номере. Например, оператор детского отдыха «Магистр» предлагает путевки в лагерь «Матрица» в 4-звездочном детском комплексе «Морские дюны» в Шкорпиловцах (Болгария).
Путевка для детей и подростков без учета перелета до Москвы стоит 700 евро (около 40 тыс. руб.) на 14 дней.
Конкурирующее предложение от компании Persona Camp — подростковый лагерь Kokos в Анталии (Турция) с ценой путевки на 10 дней (включая все перелеты) 55 тыс. руб.
Экономят на детях
По словам директора оператора детского отдыха «Магистр» Андрея Данилкова, часть клиентов компании в этом году потеряла возможность купить путевку в коммерческий лагерь и ушла в государственный сектор. «Любой работающий житель Новосибирска с ребенком младше 16 лет имеет право получить путевку в летний лагерь через городской комплексный центр "Соло". Но там нет никакой гарантии, что ребенок попадет именно в тот лагерь, в который вам нужно», — замечает он.
Место ушедших на бесплатные места занимают те, кто ранее отправлял детей за границу, — теперь их потомкам приходится довольствоваться Новосибирской областью.
«Таким образом, получается перераспределение аудитории. Конечно, тех, кто пришел, меньше на 5–7 %, чем тех, кто ушел. В итоге сокращение спроса по сравнению с прошлым годом можно оценить примерно в 10 %», — подсчитал г-н Данилков. По словам эксперта, особенностью этого года стали плохие продажи первых сезонов лагерей. В этом году многие школьники учатся до 5-6 июня и даже до 15 июня из-за январской погоды, когда отменяли занятия.
В целом рынок услуг детского отдыха находится в стабильном состоянии — активно не растет, но и не сокращается. В год на него приходит по несколько небольших компаний, но они не меняют расположение сил кардинально.
Директор центра прогрессивного отдыха Persona Camp Максим Иванютенко отмечает, что рынок растет крайне медленно. «Это связано с тем, что далеко не каждый захочет работать с чужими детьми из-за огромной ответственности.
Да и зайти на рынок крайне сложно — трудно убедить родителей доверять новой фирме. Я сам открыл компанию год назад, но до этого работал в этой же сфере более 8 лет. Часть своих клиентов я забрал с собой. Можно сказать, мне повезло», — признается специалист.
Марк Волков
Фото depositphotos.com