22 октября пятница
СЕЙЧАС +7°С

И немедленно выпил

Новосибирцы бросились открывать «фреш-бары» — прибыль с одной точки заменяет зарплату топ-менеджера

Поделиться

Поделиться

«Фреш-бары» оказались единственным форматом общепита в Новосибирске, количество точек которого активно растет, прибавив за год (по сравнению с мартом 2014) порядка 20 %. Сегодня в справочнике есть информация о 74 таких заведениях, и этот список может быть не исчерпывающим. Это самый компактный формат общепита, и между тем, когда точка реально начнет работать, и тем, когда она попадет в поле зрения полевых исследователей 2ГИС, может пройти некоторое время.

Кофе по дороге

Львиная доля «фреш-баров» приходится на микрокофейни (48 точек). Здесь сформировались уже первые сравнительно крупные сети. Прежде всего, это «Точка кофе». Успех «Точки» объясняется во многом невероятной дерзостью владельцев, которые начали устанавливать свои «стаканы», получив в районных администрациях незаконные разрешения — так, по крайней мере, утверждают в мэрии. В итоге чиновники потребовали большинство точек демонтировать, а арбитражный суд Новосибирской области в прошлом году это решение поддержал. Однако «стаканы» регулярно появляются в новых местах.

Владельцы другой сети — «Бодрый день» — с чиновниками стараются не связываться, предпочитая работать в предсказуемых условиях аренды «островов» в торговых и бизнес-центрах. По информации самой сети, у нее в Новосибирске уже 7 брендированных стоек и еще несколько обезличенных точек в автоцентрах, причем «Бодрый день» активно продает франшизу — всего у нее уже порядка 70 точек по стране.

По оценкам Балкина, плановый срок возврата инвестиций составляет 4–6 месяцев, хотя у «Бодрого дня» есть уже франчайзи, который смог окупить стартовые вложения за один месяц. Другими словами, чистая прибыль от одной точки может составлять 40–50 тыс. руб. В Новосибирске франшизу «Бодрый день», правда, не продает, но никто не мешает попытаться повторить успех молодых предпринимателей со своим собственным проектом, или купив франшизу другой марки. Например, в Новосибирске уже заработала точка столичной сети Red Cup (56 точек) — здесь минимальный пакет стоит 245 тыс. руб, а за 400 тыс. можно получить еще и полный комплект оборудования.

Еще один заметный игрок — сеть «Перекати кофе» — решил обойти проблему допуска на улицы с помощью своих мобильных кофеен. Причем отчасти эта сеть взяла на вооружение практику все той же «Точки кофе», просто перетаскивая свои павильоны с места на место в случае появления претензий. «ПК» тоже продает франшизу, но по иной схеме: предприниматель может купить у нее услуги по частям (выбор места, описание оборудования и т.д.) — каждый лот стоит 5 тыс. руб., а полный пакет оценивается в 40 тыс.

Франшизу для микрокофейни предлагает и сеть Traveler's Coffee (здесь ее называют эспрессо-бар), правда, по словам создателя и совладельца компании Кристофера Тара-Брауна, в Новосибирске развивать этот формат он не видит смысла из-за сезонности.

Алексей Балкин («Бодрый день») говорит, что 50 % всех продаж в Новосибирске приходится на «классику»: капучино и латте (которых пьют примерно поровну), все остальные виды напитков этим лидерам уступают.

Сок и пузырьки

Следующая по численности заведений после кофеен — точки по продаже свежевыжатого сока (13). В жарких странах вроде Таиланда такой бизнес процветает круглогодично, но в новосибирском климате практически все существующие точки вынуждены работать в ТЦ.

Теоретически, оборудовать точку по продаже соков можно имея всего 50–60 тыс. руб (цены на новые профессиональные соковыжималки начинаются примерно с 30 тыс. руб.), однако получить место в хорошем торговом центре с такими вложениями будет нереально. Крупнейшим игроком в этом сегменте в России можно считать московскую сеть JuiceMaster (представлена в Новосибирске пятью точками, открытыми по франшизе уральской компанией «Юниверфуд»), которая одновременно является и крупнейшим (по ее утверждениям) поставщиком профессионального оборудования для такого бизнеса.

В «Джусмастере» обещают прибыль с точки на уровне 112 тыс. руб. в месяц (при выручке в 450 тыс. руб.). Однако для этого франчайзи придется найти порядка 50 тыс. евро (2,8 млн руб.) на оборудование и покупку франшизы.

Нетрудно подсчитать, что на возврат этих вложений уйдет больше 2 лет. Кроме разовых расходов на покупку франшизы партнерам «Джусмастера» придется отчислять франшизору роялти в размере 5 % от оборота.

Совсем недавно на рынке появился новый тип напитков — «чай с пузырьками». Суть идеи состоит в том, чтобы добавлять в напитки (холодный чай или молочные коктейли) кусочки фруктов и желатиновые шарики с жидким наполнителем другого вкуса. В Новосибирске действует уже две сети с продукцией такого рода — 3 точки столичной Tea Funny и одна Bubble Tea. Как рассказала директор представительства Tea Funny в Сибири Елена Кригер, общая сумма инвестиций в открытие одной точки оценивается в 1,2 млн руб. (из которых 359 тыс. — стоимость франшизы). Роялти владелец бренда не берет, но франчайзи придется покупать у франшизора основные ингредиенты. В Новосибирске оборот точки, говорит Кригер, составляет в среднем 300 тыс. руб. в месяц, из которых до 150 тыс. приходится на чистую прибыль (то есть срок окупаемости составляет порядка 8 месяцев). В Новосибирске Tea Funny работает только в крупных торговых центрах, но в принципе, у компании есть и уличный формат — автофургоны, которые можно привезти временно в место скопления людей. Стоит такой фургон 399 тыс. руб. (без учета оборудования). Правда, по словам Елены Кригер, в Сибири уличный формат не пользуется популярностью по климатическим причинам.

Стойка с экзотикой

Остаток рынка занимают экзотические форматы вроде точек с замороженным йогуртом, кислородными и даже протеиновыми коктейлями. Например, сеть Yogumi (сеть из Краснодара, 34 заведения по России) открыла недавно свою первую точку в Новосибирске (в ТРЦ «Галерея»). Кроме замороженного йогурта (который можно считать менее калорийным аналогом мороженого) Yogumi предлагает молочные коктейли и лимонады.

Сеть развивается при помощи франчайзинга, обещая предпринимателям возврат вложений в течение 3 месяцев. Правда, спрос должен быть по-настоящему ажиотажным — стоимость открытия одной точки (вместе с первоначальным взносом) превышает 1 млн руб.

В «Галерее Новосибирск» потока людей, которые теоретически могли бы обеспечить такой ажиотаж, пока нет в принципе.

В целом, подобного рода бизнес отличает высокая мобильность — стойку или павильон достаточно легко перенести на новое место, а деньги на открытие одной точки может найти даже обычный наемный сотрудник, живущий на зарплату. Основные же риски связаны с правильным выбором места, считает Алексей Балкин. Ведь предлагаемые такого рода точками продукты трудно отнести к продуктам первой необходимости. Это товар импульсного спроса, и хорошо продаваться он будет только там, где окажется достаточно потребителей, готовых поддаться такому импульсу.



Стас Соколов
Фото автора

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...