NGS
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Новосибирске

Погода

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

1 м/c,

с-з.

757мм 59%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Бизнес Экономика За проезд передаем

За проезд передаем

Четвертый мост через Обь станет платным частным заведением — НГС.БИЗНЕС узнал, сколько миллиардов за проезд новосибирцы отдадут его владельцу

Новосибирские власти взялись за первый и самый масштабный в региональной истории проект с частными инвестициями — строительство четвертого моста, стоимость которого может дойти до 30 млрд руб. Путь по мосту станет и первой автодорогой, которая предполагает взимание оплаты за проезд. Корреспондент НГС.БИЗНЕС выяснила, сколько можно заработать на новосибирцах, перемещающихся с правого на левый берег, и кто положит прибыль в свой карман от нового вида бизнеса.

Новосибирское правительство объявило, что проект четвертого моста через Обь вызвал интерес инвесторов на международном форуме инвесторов и операторов дорожной инфраструктуры, прошедшем 16–17 апреля в Сочи. Несколькими днями ранее чиновники собрались на инвестсовет, на котором обсуждался самый капиталоемкий проект на как минимум ближайшие 5 лет.

Глава регионального минтранса Сергей Титов на инвестсовете отметил, что строительство четвертого автомобильного моста планируют начать в 2016 году, а завершить надеются уже в 2020-м. В мае состоятся общественные слушания, после чего проект моста будет передан для прохождения госэкспертизы, передал слова чиновника «Интерфакс». По словам министра, ориентировочно в сентябре после прохождения госэкспертизы будет известна окончательная стоимость строительства сооружения и объявлен конкурс для привлечения частного инвестора, а уже в этом году мэрия Новосибирска займется подготовкой территории под строительство моста.

Четвертый мост будет начинаться в створе ул. Ипподромской с выходом через транспортные развязки на ул. Большевистская и Красный проспект и заканчиваться развязкой на площади Труда и площади Энергетиков. Стоимость 6-полосного моста протяженностью 5,6 км в ценах I квартала 2014 года грубо оценивалась более чем в 25,5 млрд руб. В планах чиновников половину всех средств взять у частного инвестора на условиях концессии.

Справка: Концессия (по Финансовому словарю) — договор на временную сдачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определенных, согласованных сторонами условиях предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях развития или восстановления национальной экономики и освоения природных богатств.

Возвращать вложенные средства инвестор будет в течение 20 лет за счет сбора платы за проезд по мосту. После возвращения с инвестфорума Титов сообщил, что «три инвестора, которые уже работают над крупными федеральными объектами, заинтересовались проектом четвертого моста через Обь в Новосибирске», но называть их не стал. Замдиректора Standard&Poors Карен Вартапетов считает, что, скорее всего, инвестором окажется институт развития, например ВЭБ, или один из госбанков. «Также возможно, что для снижения стоимости фондирования в проекте могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния», — сказал он.

В презентации инвестпроекта минимальные цены за проезд начинаются от 50 руб. для легковых автомобилей и мотоциклов и 150 руб. для грузовиков массой более 14 тонн. Максимальные цены — от 140 и 420 руб. соответственно.

Исходя из этих цен, чиновники моделируют среднесуточную интенсивность движения. Как объяснил доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин, максимальная расчетная пропускная способность 4-го моста — 28 800 автомобилей в сутки, а это 10,5 млн транспортных средств за год. Фактически в сутки поедет примерно 50 % от максимума. Таким образом, если с одного автомобилиста будут брать в среднем 100 руб., даже при максимальной загрузке моста в результате можно будет получить 10 млрд за год, рассуждает Никулин. «А реально из-за тарифа поедут 10 %. В среднем срок концессии берется до 30 лет, если за это время окупится, то будет хорошо», — говорит эксперт.

Аналитик Газпромбанка — одного из потенциальных инвесторов стройки — Михаил Ганелин соглашается, что срок концессии будет не меньше, а операционная рентабельность (прибыль. — Н.Г.) за это время может достигать 70 %, но так как суточный трафик небольшой, то инвестиции в новосибирский проект могут оказаться рискованными без гарантии доходности от властей.

Наиболее привлекательными для инвестиций по способности генерировать трафик ему кажутся крупные федеральные проекты. Например, ЦКАД и автодорога Москва – Санкт-Петербург, участие в которой принял крупнейший в мире концессионер — французская строительная компания Vinci.

Франция является родиной крупнейшего концессионера, там расположен и самый большой автомобильный мост в мире (высота опор достигает 340 м) — виадук Мийо. Французское правительство строило его на условиях концессии с Compagnie Eiffage du Viaduc de Millau, стоимость сооружения составила приблизительно 400 млн евро. Срок концессии — 78 лет.

«Основной вопрос (по новосибирскому проекту. — Н.Г.) — кто гарантирует трафик? Если гарантии трафика нет, то региональные власти в этом случае могут гарантировать инвестору определенную доходность. Обычно это инфляция плюс 3–6 %», — говорит Ганелин. По таким условиям в конкурсе победит тот участник, который запросит наименьшую доходность при прочих равных условиях. Скорее всего, именно к этой схеме прибегнут местные власти, при этом собственником моста будет региональное правительство, пояснил аналитик.

Но чтобы новосибирцы захотели платить за проезд по четвертому мосту — учитывая, что есть еще три других, — услуга должна быть «сильно лучше», рассуждает Ганелин.

«Мы считаем, что четвертый мост принципиально проблем не решит, а в некоторых местах он ее усугубит, а именно на пл. Труда и Энергетиков. Получится так, что оба потока с Димитровского и четвертого мостов прибудут в одну точку — в ул. Станционная, а на Станционной очень много нерешенных проблем, то же самое и на правом берегу на Ипподромской магистрали», — рассуждает Никулин. На его взгляд, параллельно нужно решать и другие проблемы, в частности, делать объезд вокруг заводской зоны Ленинского района — дублер ул. Станционной с выходом на M51, а иначе платный мост будет невостребован: «Будет быстрый платный способ проезда от одной пробки до другой. Вопрос — кому это надо?».

«У меня есть информация с той стороны (от участников форума в Сочи. — Н.Г.), что не самый успешный получился проект: нет заинтересованных инвесторов, пока еще не понятна бизнес-модель», — заключает Никулин.



Настя Гринёва
Эскиз предоставлен мэрией Новосибирска

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления