Новосибирские справочные службы зафиксировали рост смертности компаний — после ноябрьского падения рубля количество организаций, покинувших рынок, возросло в разы. Наиболее сильно пострадали транспортные, финансовые, страховые организации, а также фирмы из сферы «красота, здоровье» и «услуги ремонта». Объемы заказов падают, а клиенты беднеют — подтвердили участники рынка корреспонденту НГС.БИЗНЕС.
Справочная служба «БИС077» зафиксировала снижение числа зарегистрированных компаний. Начиная с ноября прошлого года, когда произошел обвал рубля, число юрлиц, покинувших рынок, возросло в разы. Эта тенденция сохранилась и в новом году, сообщил руководитель информационного отдела компании «БИС-Новосибирск» Виталий Ли. В частности, в феврале пропало 821, а в марте 744, что втрое превышает показатели прошлого года.
Среди «умерших» организаций есть и те, что сменили адрес. Но все это так или иначе связано с финансовым кризисом, уверены в «БИС077». Фирмы либо закрываются, либо пытаются выживать и арендуют помещения на окраине, а не в центре — так обходится дешевле, уточнил Ли.
Другой справочник — 2ГИС — подтвердил наблюдения коллег. Как сообщили в пресс-службе компании, с декабря по март зафиксировано увеличение оттока компаний на 10 %. Больше всего исчезло организаций в сфере продажи одежды, страхования, автотоваров, говорится в сообщении. Тем не менее исчезновение или появление той или иной организации в справочнике далеко не всегда означает смерть, возможно, имеет место временная приостановка работы из-за ремонта, перепрофилирование организации и другие моменты, уточнили в компании «2ГИС».
Опрошенные НГС.БИЗНЕС предприниматели, которых не досчитались справочники, подтвердили наблюдения справочных служб.
«Рынок ремонта скорее жив, чем мертв», — грустно пошутил Евгений Николаев, занимающийся ремонтом помещений последние 10 лет, в прошлом — инженер одного из новосибирских оборонных предприятий. Наиболее сильно, по его словам, упало количество заказов по ремонту коммерческих помещений — магазинов, сферы услуг, поэтому сократилось и количество фирм, которые оказывали услуги ремонта. Но рынок ремонта жилья сократился в меньшей степени, отмечает он. Отчасти в этом «виноват» и упавший рубль: в конце прошлого года, когда национальная валюта стремительно дешевела, люди сметали с полок магазинов все подряд, включая новые отделочные материалы, — таким образом потребители пытались спасти свои сбережения. Теперь все накупленные материалы должны быть использованы. «На лето уже есть заказы, будем ремонтировать несколько квартир, а что будет дальше — страшно и предположить. Нам проще закрыть фирму и оказывать услуги частным образом, нежели платить все налоги», — добавил предприниматель.
В сфере купли-продажи-аренды недвижимости количество заказов действительно сократилось, констатирует руководитель компании Nazarov&Partners Александр Назаров.
Пока, по наблюдениям эксперта, рынок упал «не так значительно, как в кризис 2008–2010 годов, — возможно, последствия кризиса скажутся более серьезно во второй половине года».
Чтобы выжить, компаниям приходится проявлять изобретательность — когда на рынке спад, то конкуренция в типовых услугах сводится к банальному снижению цен, но если предложить потребителям что-то новое, то есть шанс не только сохранить бизнес, но даже расширить его. Поэтому, по словам Назарова, его компания начала заниматься еще и элитной недвижимостью, что довольно сложно в кризис, а также сделала ставку на земельные участки, которые недооценены многими агентствами.
«Не только ухудшение экономической обстановки, но и действия регулятора вносят свою лепту в сокращение количества страховых компаний», — считает заместитель генерального директор по СФО «БАЛТ-Страхование» Александр Пазычко. По его мнению, развитие страхового бизнеса требует от страховщиков все больших инвестиций в ИТ-обеспечение — для клиентов-физлиц необходимо создавать мобильные и дистанционные сервисы, для клиентов-юрлиц все более актуальным становится электронный документооборот. Растут и затраты на безопасность, ведь мошенничество остается одной из самых серьезных проблем страховой индустрии — из-за мошенничества страховщики выплачивают дополнительные премии, доходность бизнеса снижается. Поэтому нарастить объемы бизнеса, увеличить свою рыночную долю удастся только наиболее технологичным компаниям, добавляет он.
Среди компаний в рубрике «Транспорт, авто» имеется множество фирм, которые даже не обладают собственным автопарком или имеют в распоряжении одну-единственную машину, — это посредники, готовые организовать поставку груза «в любую точку мира», либо мелкие ИП, отмечает президент Ассоциации грузоперевозчиков Сибири Вячеслав Трунаев. Именно такие фирмы, по мнению предпринимателя, и становятся первыми жертвами кризиса. На рынке грузоперевозок сказались несколько факторов, полагает он. Помимо падения рубля количество грузов упало из-за введения санкций со стороны стран Евросоюза, сказались и ответные «антисанкции» со стороны РФ. Объем рынка уменьшился, и крупные грузоперевозчики оказались в более выгодном положении — у них есть запас прочности.
Падение реальных доходов населения сказалось на индустрии красоты и здоровья, подтверждает владелица сети салонов «4hands» Татьяна Шутова. По данным Шутовой, средний чек в ее сети салонов сократился вдвое — с 1500 до 800 руб. Маржа салонов снизилась из-за падения рубля, ведь многие расходные материалы поставляются из-за рубежа. «Если мы как крупная сеть можем добиться от наших оптовиков скидок, то для небольших единичных салонов ситуация хуже, — рассуждает Шутова. — Добавьте высокие ставки аренды — во многих торговых комплексах ставки были привязаны к доллару, и управляющие лишь недавно ограничили ставку уровнем 58 руб. за доллар». Предпринимательница убеждена, что у начинающего бизнеса, особенно если он открыт на кредитные средства, мало шансов удержаться на рынке — уход фирм продолжится.
Яна Янушкевич
Фото depositphotos.com