NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

облачно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Бизнес Экономика Продали город

Продали город

Казахи скупили крупные автосалоны, чтобы завалить Сибирь своими «Ладами», — НГС.БИЗНЕС подсчитал, чтó еще в Новосибирске принадлежит иностранцам

Крупные западные автопроизводители сокращают свое присутствие на российском рынке, однако их место, похоже, не прочь занять совершенно новые игроки. Крупнейший торговец и производитель автомобилей из Казахстана — компания «БипэК Авто» купила сразу четыре сибирских автосалона и собирается начать торговать здесь машинами собственной сборки. При этом экспансию в Россию казахстанцы намерены осуществлять при помощи автомобилей российских марок. Корреспондент НГС.БИЗНЕС приценился к новинкам, а заодно вспомнил крупнейших иностранных инвесторов прошлого, вложившихся в новосибирский рынок.

Справка: Холдинг «Бипэк Авто» — крупнейший (53 %) игрок автомобильного рынка Казахстана (представляет марки LADA, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ, Renault и др.). Помимо сети автосалонов в Казахстане и России в него входит автосборочное предприятие «Азия Авто», запущенное в 2002 году и автозавод полного цикла «Азия Авто Казахстан» (начал строиться в конце 2013 года, г. Усть-Каменогорск). Холдинг занимается сборкой машин под марками Skoda, Chevrolet, LADA 4x4, KIA. По итогам 2014 года с конвейера предприятия сошли 28,8 тыс. автомобилей. В 2014 году оборот холдинга превысил 1,3 млрд руб.

Корпорация «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» (Казахстан) через свою «дочку», компанию «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск», приобрела контролирующие доли (от 77 до 94 %) сразу нескольких автодилеров Сибири — в Новосибирске, Омске, Барнауле и Новокузнецке (а также еще в ряде городов в западных регионах России). Сделка уже одобрена Федеральной антимонопольной службой России, которая решила, что покупка «не приведет к ограничению конкуренции». Цену сделки в компании называть отказались.

Модельная линейка в нем пока ничем принципиально не отличается от конкурентов, а цены на машины с одинаковой комплектацией и вовсе идентичны. Кроме «Новосибирск Лада» продукцией «АвтоВАЗа» в Новосибирске торгуют еще три дилера: «Автоцентр на Хилокской», подразделение «МАКС Моторс» и компания «Авто-1».

Пока, по словам президента «АЗИЯ АВТО» Ерика Сагымбаева, единственным поставщиком автомобилей в казахстанские салоны «Лада» по России будет выступать завод «АвтоВАЗа» в Тольятти (плюс мощности «ИЖ-Авто»).

Одновременно казахстанская компания ведет переговоры с «АвтоВАЗом» об организации в Усть-Каменогорске сборки моделей LADA: Priora, Granta и Vesta (предполагается, что их выпуск начнется уже до конца этого года).

Поначалу «Лады» казахстанской сборки будут продаваться прежде всего в самом Казахстане, однако, как заметил Ерик Сагымбаев, он «не исключает» поставок этих машин и в «приграничные регионы» Сибирского федерального округа. Как уточнил генеральный директор «АЗИЯ АВТО Казахстан» (проект строительства автопроизводства теперь уже полного цикла, реализуемый совместно с ОАО «АвтоВАЗ») Ержан Мандиев, к 2020–2022 годам предприятие рассчитывает довести выпуск до 120 тыс. автомобилей.

Причем первыми моделями в линейке будущего предприятия станут новейшие продукты «АвтоВАЗа» — автомобили LADA Vesta, LADA XRay и универсал LADA Kalina.

По данным «АвтоВАЗа» в 2014 году в Новосибирской области было продано больше 4,2 тыс. автомобилей LADA — это на 20 % меньше, чем в 2013-м.

До сих пор казахстанцы не были замечены в крупных инвестициях в регион, однако сами по себе вложения в торговые площади — традиционный для иностранцев способ инвестировать в Новосибирск. Правда, до сих пор инвесторы обычно строили их сами. Самые крупные инвестпроекты иностранных компаний связаны именно с торговой недвижимостью. Крупнейший проект на сегодняшний день — ТРЦ «Аура», в строительство которого турецкая компания «Ренейссанс Девелопмент» вложила в свое время больше 150 млн долл. Недалеко от нее отстала шведская ИКЕА с ее 130 млн долл., вложенными в возведение ТЦ «МЕГА». В прошлом году самым крупным иностранным инвестиционным проектом в Новосибирске опять стал торговый комплекс — третий гипермаркет немецкой сети METRO Cash&Carry стоимостью более 20 млн евро.

Первым же крупным инвестором в НСО стал партнер компании Coca Cola — корпорация Hellenic Bottling company (разливает ее напитки в целом ряде стран), построившая завод. Среди старожилов можно упомянуть и американский Mars (делает в Новосибирске корма для животных). Сейчас компания проводит расширение производства — ее инвестиционный план предполагает вложение 1,4 млрд руб. до 2018 года.

Вложения в промышленность тоже есть, но обычно это пищевое производство для местных потребителей. Например, развивается проект российско-германского холдинга «Эконива» в Маслянино — только запущенная в марте вторая очередь комплекса на 2500 голов обошлась более чем 600 млн руб. Правда, эти инвестиции уже трудно считать иностранными — созданная и давно работающая в России компания просто вкладывает заработанные средства в развитие бизнеса. Производитель кондитерских брендов Alpen Gold, Milka, «Юбилейное», «Медвежонок Барни», TUC — американская компания «Мон'дэлис Русь» тоже приступила к строительству завода и распределительного центра: он обойдется в 110 млн долл.

А вот крупные иностранные инвестпроекты в области высоких технологий участники рынка вспомнить затруднились.

Что же касается вложений в производство, то здесь, по мнению инвестиционного аналитика Максима Маркова, инвесторов останавливали довольно высокие издержки (в том числе стоимость рабочей силы). Сейчас, после резкого снижения курса рубля, эта ситуация может измениться, хотя последние события (укрепление национальной валюты) делают проблематичными какие-то прогнозы. По мнению Маркова, введение западных санкций против крупных российских банков (а значит, и исчезновение «западного» кредитного ресурса), скорее всего, приведет к существенному изменению структуры инвесторов.

Источники иностранных инвестиций расположены на сегодня для России в Азии, и прежде всего в Китае. И именно Казахстан может стать наиболее вероятным мостом для таких инвестиций, считает эксперт.

«Самым активным образом в качестве спекулятивных инвесторов ведут себя наши казахские друзья. Интерес проявляется к коммерческой недвижимости, долевому участию в крупных развивающихся проектах по строительству жилья и более мелким активам, связанным со стоимостью недвижимости, технологий, материалов и труда в строительстве», — говорит Марков, отмечая, что для Новосибирской области речь может идти о проектах на сумму до 10 млрд руб.

Операционный директор федеральной сети кофеен Traveler's Coffee Дин Торренга (руководил в свое время территориальным подразделением Starbucks) не видит каких-то существенных барьеров для развития иностранного бизнеса в России и в Новосибирске в частности. Единственное существенное отличие ведения дел здесь — это сложность в составлении долговременных планов.

«В России я часто слышу — зачем нам 5-летний план, ведь все может очень сильно измениться!

Это можно понять, рынки нестабильны. Но в США или в Европе без плана на 5 лет не начинают планировать и ближайший год», — говорит Торренга.



Стас Соколов
Фото aziaavto.kz

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления