11 мая вторник
СЕЙЧАС +20°С

В кризис выиграли

Умные новосибирцы стали зарабатывать почти вдвое больше за счет неожиданного преимущества, которое им дает дешевеющий рубль

Поделиться

Поделиться

Официальная статистика не знает, на какую сумму новосибирские ИТ-компании ежегодно экспортируют свои продукты. Официально объем новосибирского рынка ИТ-услуг за прошлый год уменьшился на 4,5 %, до 14,7 млрд руб., пишет журнал «Деловой квартал». В условиях сокращения заказов со стороны российских компаний и госорганов продажа продукции, услуг на зарубежных рынках может быть большим подспорьем для ИТ-предприятий. «Те, кто заключил зарубежные контракты, выиграли от падения рубля — ровно так же, как и остальные российские экспортеры», — констатирует председатель совета директоров НП «СибАкадемСофт», генеральный директор ЗАО «СофтЛаб-НСК» Ирина Травина. Но говорить, что ситуация улучшила положение буквально всех новосибирских фирм, не стоит — многие новосибирские компании работают на внутренний рынок, замечает она.

ИТ-компании не раскрывают финансовых показателей. Об увеличении их выручки можно судить, исходя из падения рубля. За прошедший год рубль подешевел практически ко всем основным мировым валютам на 40–70 %. Так, по отношению к евро он подешевел на 52 %, к швейцарскому франку — на 55 %, к юаню — на 68 %, к фунту стерлингов — на 63 %, а к доллару — аж на 72 %.

Крупнейшей новосибирской ИТ-компанией является «2ГИС» (выручка за 2013 год — 97 млн долл.). Компания создает электронные городские справочники и зарабатывает на продаже рекламы. Зарубежную экспансию «2ГИС» начал год назад. Сейчас справочники компании созданы для городов Италии (Венеция, Падуя), Чехии, Кипра, Чили, ОАЭ. Везде — по франшизе, стоимость которой, по данным открытых источников, составляет от 25 тыс. долл. Всего, по подсчетам издания Hopes&Fears, на запуск бизнеса в том или ином зарубежном городе может потребоваться до 5 млн евро. Франчайзи платит «2ГИС» первоначальный взнос, а также роялти — от 5 до 20 % годовой выручки. В течение прошлого года «2ГИС» продал франшизы в Чили и в ОАЭ. В компании «2ГИС» не стали отвечать на вопрос о своих доходах от зарубежной деятельности. Не назвал свои финансовые показатели и крупнейший российский производитель игр — новосибирская компании Alawar.

По данным журнала «Эксперт», оборот Alawar превышает несколько миллионов долларов в год, ежегодные темпы роста — 30–40 %. На зарубежный рынок приходится около 70 % выручки, и треть доходов обеспечивают продажи игр в США.

Весь вопрос, каким образом распорядиться незапланированными доходами, — подчеркивают представители ИТ-компаний. «Преимущество можно воплотить как в увеличении маржинальности, так и в возможности для выхода на новые рынки», — полагает директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс» Валентин Фосс. Возможности для увеличения портфеля зарубежных заказов, по его словам, имеются — зарубежные клиенты всё чаще обращаются к российским разработчикам, предлагающим по более низкой цене продукты, сопоставимые, а порой и превосходящие по качеству зарубежные аналоги. «Если раньше часть заказчиков были готовы платить дополнительные 20–40 % от стоимости только за то, что какой-то продукт имеет шильд «мирового производителя», то сейчас эта «надбавка за популярный бренд» достигает порой 100 %», — поясняет он. Правда, отмечает Фосс, низкая цена может обеспечить лишь всплеск интереса, но никак не долгосрочный спрос, поэтому в конечном итоге все будет зависеть от качества предлагаемых решений.

Западные заказчики заинтересованы в расширении контактов с российскими производителями, однако последнее время работать становится все сложнее, — добавляет маленькую ложку дегтя г-н Ананьев. «Нас ценят, с нами готовы работать, но сейчас заказчики всё чаще начинают опасаться возникновения внезапных политических осложнений, которые могут негативно сказаться на ведении бизнеса», — объясняет гендиректор Data East. Предприниматель подчеркивает, что

неожиданное преимущество, основанное на курсовой разнице, будет исчерпано в течение буквально нескольких месяцев. Всю технику, «железо» компания покупает у европейских производителей за валюту.

«А главное, зарплаты наших сотрудников также будут индексироваться, что неизбежно», — добавляет Вячеслав Ананьев. В его компании, уточняет Ананьев, за прошедший год зарплаты были проиндексированы на 12–15 %. В этом году оплата сотрудников в рублях также будет повышаться, заверил глава Data East.

Но индексация зарплат мало помогает — программисты уходят даже из крупных компаний. Уходят во фриланс или вовсе покидают страну, предпочитая работать дистанционно откуда-нибудь из Юго-Восточной Азии или Европы.

«Ценят только комфорт — ни флага, ни родины… — сетует Ананьев. — Почему мы остаемся? Да как вам объяснить… Хочется что-то сделать. Для страны, в которой живем».

Больше других от снижения рубля выиграли небольшие фирмы — команды разработчиков из нескольких человек, которые для своей деятельности подчас даже не регистрируют юрлицо. «Значительная часть ИТ-фирм, работающих по контрактам с зарубежными заказчиками, не учитывается никакой статистикой — оплату от зарубежных заказчиков они получают в рублях, налоги не платят», — объясняет Вячеслав Ананьев. На такие структуры, по оценке Ананьева, приходится около трети новосибирского рынка в денежном выражении.



Яна Янушкевич
Фото depositphotos.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...