Реклама
СЕЙЧАС -6°С
Все новости
Все новости

«Аура» пошла на попятную

Крупнейший новосибирский ТЦ заморозил стройку под магазины H&M и Mango — его владельцы испугались кризиса и неудачного опыта «Галереи Новосибирск»

Поделиться

Торгово-развлекательный центр «Аура» отказался от расширения своих площадей из-за возможных сложностей с привлечением арендаторов. Возможно, на решение владельцев комплекса повлиял печальный пример открывшейся в декабре «Галереи Новосибирск», где часть помещений пустует до сих пор. Розничные операторы не спешат наращивать обороты бизнеса — напротив, сокращают программы развития и оптимизируют издержки. Управляющие торговыми комплексами пребывают в пессимизме — они готовы идти навстречу арендаторам и снижать ставки аренды.

Справка: «Аура» — крупнейший ТРЦ города площадью 150 тыс. кв. м, расположен в пойме р. Каменки. Ежемесячный трафик — 800 тыс. чел. В составе ТРЦ — 180 магазинов. (Данные «Росевродевелопмент», «Ауры», 2ГИС)

Компания «Росевродевелопмент» (РЕД) — владелец новосибирского ТРЦ «Аура» — отказалась от планов расширения объекта, сообщение об этом появилось в газете «Ведомости». Причиной отказа стало опасение «не набрать арендаторов». Напомним, РЕД приобрел «Ауру» у турецкой Renaissance Construction за 784 млн долл. Планы расширения предусматривали строительство второй очереди площадью 40 тыс. кв. м со стороны Каменской магистрали. «Как только макроэкономическая ситуация нормализуется, РЕД вернется к идее расширения «Ауры», — убеждена директор RID Analytics Елена Ермолаева. Рыночные возможности для этого, по ее словам, имеются, ведь

«Аура» — не единственный новосибирский ТРЦ, анонсировавший расширение площадей. СТЦ «МЕГА» также намеревался увеличить площадь примерно на 20 тыс. кв. м — вынести товары DIY в отдельную пристройку, а освободившиеся площади отдать арендаторам под зону галереи. «Расширение запланировано позже», — приводят «Ведомости» ответ пресс-службы «МЕГИ».

Торговая недвижимость — чуткий индикатор состояния экономики, отмечает директор компании Nazarov&Partners Александр Назаров. По его словам, еще осенью владельцы пустующих торговых помещений street-retail в центре Новосибирска были готовы снижать заявленную ставку аренды на 20–30 %. «А сейчас

впервые за долгие годы идти на компромиссы готовы даже управляющие торговых центров», — подчеркивает эксперт. Сейчас, по его сведениям, «проявляют гибкость даже в таких ТЦ, как «Океан»

и ряде других, где до сих пор не удавалось добиваться каких-либо преференций». Назаров предполагает, что на рынок повлиял выход крупнейшего ТРЦ «Галерея Новосибирск», обостривший конкуренцию до предела.

Управляющим торговыми центрами придется выживать в условиях снижения спроса на торговые площади, соглашается с ним Елена Ермолаева. Она прогнозирует снижение ставок аренды уже в краткосрочной перспективе. «В прошлый кризис, когда падение ВВП достигло 8–9 %, ставки снизились вдвое. Прогноз на 2015 год предполагает падение ВВП на 2–4 % — значит, ставки аренды могут упасть на 10–20 %», — объясняет она. В декабре прошлого года ставки в новых новосибирских ТЦ достигали 3–5 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц.

Если действующие ТЦ столкнутся со снижением доходности, то у новых объектов и вовсе могут возникнуть проблемы с привлечением арендаторов — причем даже у самых крупных современных комплексов, полагает Ермолаева. Повышение учетной ставки ЦБ до 17% фактически ставит крест на банковском финансировании. По ее словам, открытие новой торговой точки в составе торгового комплекса обходится в несколько миллионов рублей, поэтому ритейлеры предпочитают привлекать заемные средства.

Розничные операторы сокращают планы развития и оптимизируют издержки. Так, одна из федеральных обувных сетей «Обувь России» ведет переговоры с арендодателями, начиная с последнего квартала прошлого года.

«Мы обсуждаем как снижение ставок, так и отказ от договоров, ставки по которым зафиксированы в долларах», — уточнила Наталья Паули из «Обуви России». Большинство арендодателей, по ее словам, идут навстречу. Помимо снижения ставок, Обувь России сократила программу развития — вместо запланированных 150 магазинов откроется не более 40–50, причем только в городах присутствия сети. По словам Паули, сокращение планов развития связано с ситуацией на финансовом рынке, а также с сокращением покупательского спроса. «Обувной сегмент страдает от падения спроса не так сильно, как одежда, тем не менее в среднеценовом сегменте падение спроса достигнет 15–20 %, покупки более дорогой обуви снизятся на 30–40 %».

Столкнувшись с падением спроса и недоступностью заемного финансирования, розничные торговцы с надеждой смотрят на продажи через интернет. По предварительным данным компании iKS-Consulting, в прошлом году оборот электронной торговли в России вырос на 15 %, до 10,9 трлн руб.

В дальнейшем эксперты прогнозируют рост объемов трансграничных покупок (т.е. покупок в зарубежных онлайн-магазинах), это самый динамичный и самый непрозрачный сегмент рынка.

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, которую приводит газета «КоммерсантЪ», в 2014 году доля трансграничных покупок на российском рынке электронной коммерции составила 30–35 % (это порядка 7 млрд долл.), в 2015 году она увеличится до 60 %.



Яна Янушкевич
Фото Татьяны Кривенко

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter