NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

облачно, без осадков

ощущается как +11

2 м/c,

ю-з.

750мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Бизнес Экономика «Надо друг другу понравиться»

«Надо друг другу понравиться»

Пять иностранных бизнесменов признались, какими видят новосибирских предпринимателей

Эмоциональные консерваторы, которые при случае готовы применить метод кулака, — такими видят новосибирских бизнесменов их иностранные коллеги. Предприниматели и топ-менеджеры из Америки, Индии, Греции, Польши рассказали НГС.БИЗНЕС, какими они видят сибиряков: иностранцам нравится, что во время деловых бесед дело доходит до крика — это только расширяет поле возможностей, считают они, однако все дружно отмечают чрезмерную осторожность и неумение новосибирцев мыслить дальше соседнего забора и завтрашнего дня. Иностранцам, ведущим бизнес в Новосибирске, корреспондент НГС.БИЗНЕС задала три вопроса:

1. Какие представления о Сибири и местном бизнесе, предпринимателях у вас было до приезда? На чем эти представления основывались?

2. Какими были первые личные впечатления о местном бизнесе?

3. Чем отличаются сибиряки от бизнесменов на вашей родине?

Гжегож Сулковски, генеральный директор ООО «Белла Сибирь»: «Представления о местном бизнесе вообще никакого не было. В 2002 году мне поступило предложение поехать сюда открывать филиал, и о Сибири я знал только где она находится на карте. Сибирь и ссылка — других ассоциаций не было. Когда приехал, удивило, что хоть это и очень далеко, но тут жизнь идет, как в других местах. Представление было другое — казалось, что тут нет привычных благ цивилизации. У большинства европейцев мнение, что Сибирь — это медведь, снег, непонятные просторы.

Удивило, что тут совсем другие способы ведения дел. В то время все деловые вопросы строились на дружеских отношениях. Это меня удивило. И тут, в Сибири, в плане бизнеса народ еще не такой испорченный, как в центральной части России. Удивила открытость местных людей, бизнесменов. В Европе все более сдержанные и всё идет по протоколу. У нас же тут, к счастью, есть большое поле для маневров, и здесь выход можно найти даже из неприятных ситуаций. А в Европе все по-другому: только одна дорога выбрана и по ней развивается процесс. Сибиряки более эмоциональные, но это мне нравится.

Иоаннис Зипидис, владелец мехового салона греческих шуб SkinArt и химчистки-ателье меховых изделий «ГрекОсервис»: «До приезда сюда я рассуждал так: город новый, около 100 лет, город растет, он как столица Сибири — значит, 100 % это не тот город, в котором уже всё есть, он смотрит вперед. И значит, тут есть место. Что касается ожиданий от местного бизнеса, скажу так: если один город в стране знаешь, то знаешь все. Может, менталитет немного разный, но законы одни, страна одна.

Новосибирск отличается тем, что тут много людей из маленьких городов. И поэтому несмотря на то, что сам он большой, его внутренний мир — маленькие города. Здесь люди более человечные. Они эмоциональнее, поэтому я живу здесь, потому что сам привык так общаться, я не холодный человек. В плане бизнеса здесь люди более осторожные. Потому что ваша страна недавно открыла эту возможность — делать бизнес. Но зато люди добрее, чем в других больших городах Европы. Там они холодные и далеки от души.

Здесь если надо — бизнесмены друг друга прикрывают: люди как пальцы одного кулака. Пять русских как один кулак: если считают, что один человек не подходит, могут пойти все вместе против одного. Даже если надо (Смеется.) — будут и нарушать закон.

Надеюсь, никто не обидится, потому что я никого не трогаю. Я люблю русских и Россию, поэтому и живу здесь. Отличие местного бизнеса от греческого: греки — на весь мир, а сибиряк — только на Сибирь. Мы можем строить свой бизнес где угодно. А сибирского бизнеса я не встречал в другом месте, кроме Сибири».

Вил Хелнидер, руководитель культурно-образовательного центра «Пан-Американ»: «Когда я сюда ехал, то не планировал начинать свой бизнес — я приехал работать преподавателем 10 лет назад. Поэтому о том, какими могут быть сибирские бизнесмены, я вообще не думал. Но в июне 2012 года я открыл школу «Пан-Американ». И я удивился, что все было достаточно просто. Не было проблем с документами, все понятно, никаких странных дел, и до сих пор, слава богу (Стучит по дереву.), — всё по правилам. Никаких сюрпризов.

В целом бизнесмены в Новосибирске консервативны — хочу заметить, что в этом нет ничего плохого. Но все обдумывается на 2–3 раза. И каждый шаг меряется и смотрится со всех сторон — иногда это получается слишком медленно. Я приехал из Америки, там люди готовы рисковать чуть-чуть больше. Помимо консервативности важная особенность ведения бизнеса здесь — ты должен знать, с кем ты говоришь, знать что-то про него. Личные отношения очень важны.

В Америке человек просто продает продукт или услугу — если тебя устроит количество и цена, можешь делать бизнес. А здесь не так просто. Надо друг другу понравиться, можно сказать так».

Гаурав Мехра, владелец ресторанов Little India, Deli Times: «До приезда в Россию представление о местных бизнесменах было совсем другое. К нам всегда приезжали из России бизнесмены-торгаши. Это было после распада СССР и все было дешево. Они скупали все, быстрыми темпами, моментально раскупали. И мы думали, рынок очень богатый и всё можно, в смысле рынок свободный. Новосибирск стал не первым городом России, где мне удалось пожить. Тут мне понравилось, что были очень хорошие продажи — я раньше занимался джинсовым бизнесом, в 2001 году возил товар производства Индонезии, Турции. А в 2003–2004-м уже китайский рынок пошел.

Новосибирские предприниматели в отличие от остальной России показались мне более порядочными и мягкими. Они готовы были работать, принимать новые системы. Москва и Новосибирск — два разных мира. Новосибирск всегда был местом купли-продажи.

Но меня удивляет, что тут не используется по назначению большая производственная база: можно было начать новое производство — электричество есть, вода есть, а всё стоит разрушенное, используется как склад или торговое место. Правила ведения бизнеса везде разные. В Индии более конкурентный рынок, много своего производства, много иностранного — иностранные предприниматели открывают свои заводы. Качество улучшается, цена снижается. А тут — что дали, то и продается. Я понимаю, было время, когда даже «Ладу» или «Волгу» купить было сложно, сейчас потихоньку, конечно, меняется этот принцип «что дали, то и покупаем».

Дин Торренга, директор департамента по операциям Traveler's Coffee: «К моему переезду в Россию, тем более в Сибирь, многие относятся как к очень экстремальному поступку. Но когда я рассказываю о Traveler's Coffee, о том, на каком потрясающем этапе развития находится компания, все говорят: «Вау! Это невероятно». Я бы хотел приехать сюда без предубеждений, но поначалу я часто слышал: «В России это не сработает!». У людей нет опыта реализации, но они просто уверены, что это не сработает. Например, в Starbucks я тоже постоянно слышал: «Это не сработает в Нью-Йорке, не сработает в Майами, не сработает в каком-то региональном городе».

Разница бизнесменов в Сибири и тех, кого я встречал в США и Европе, в глобальности взгляда и подхода. Бизнесмены Сибири не так активны на международном, глобальном рынке. Я связываю это с тем, что бизнес как таковой в России существует относительно недавно.

Ресторанный рынок, рынок ритейла в России совсем молод — всего около 20 лет. Сегмент таких кофеен, как Traveler's Coffee необычайно юн. В России я часто слышу — зачем нам пятилетний план, ведь все может очень сильно измениться! Это можно понять, рынки нестабильны. В США или в Европе без плана на 5 лет не начинают планировать и ближайший год. Всегда задаются вопросом — что дальше? И имеют в виду не ближайший год, а пять».



Зинаида Кузнецова
Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления