8 декабря среда
СЕЙЧАС -10°С

Крушение «Акриса»

Старейший новосибирский туроператор стал жертвой слухов, демпинга и падения рубля, — он прекратил продажу путевок, чтобы помочь сотням новосибирцев за границей

Поделиться

Поделиться

Утром в среду, 3 декабря, новосибирский туристический рынок накрыла новая волна кризиса. Гендиректор компании «Акрис», более 20 лет отправляющей новосибирцев на отдых, заявил, что не может выполнить ряд обязательств по «некоторым договорам реализации турпродуктов», и остановил продажу новых путевок. «Рынок упал, курс доллара вырос с 32–35 руб. до 50–52 руб., наши договоры в валюте, — объясняет причины случившегося г-н Коуров. — Ну и всё это в ситуации безудержного демпинга со стороны других игроков рынка. Путевка сейчас стоит 250 долларов, а стоимость одного только перелета — 600 долларов. Ну как это возможно?».

По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, 706 человек купили у «Акриса» турпакеты и авиабилеты за рубеж с вылетами с 4 декабря. По данным «Интерфакса», большинство из семи сотен клиентов брали путевки на декабрь и новогодние каникулы, «но есть отдельные продажи вплоть до апреля». В РСТ утверждают, что «Акрис» расплатился с авиакомпаниями за перелёты, которые случатся до 13 декабря включительно, а также оплатил отели в некоторых странах. При этом проблемы могут возникнуть у тех туристов, которые бронировали через «Акрис» только отель или только перелет. «По закону, на выплату страховой компенсации могут рассчитывать только те туристы, которые купили полный турпакет: отель, перелет и т.д.», — объясняет Владимир Коуров.

О ситуации с «Акрисом» участники новосибирского туристического рынка узнавали от корреспондента НГС.БИЗНЕС. Первую реакцию, в большинстве случаев — недоверие, сменяло удивление. «Владимир Геннадьевич [Коуров] — классный специалист, профессионал, «Акрис» — старейшее агентство на рынке, которое пережило не один кризис, я не сомневаюсь, что причина проблем в компании — сильные внешние обстоятельства, а не управленческие качества руководителя», — говорит руководитель «Глобус-Тура» Елена Лукьянова.

«Ситуация в «Акрисе» больно ударит по рынку, — соглашается директор «Пегас Новосибирск» Марина Безрядина. — Любое банкротство, закрытие крупного игрока приводит к падению доверия к турфирмам со стороны туристов. Сейчас оно и так почти на нуле, но есть куда падать».

Ряд участников рынка на условиях анонимности уверяет, что ситуация с «Акрисом» стала неспокойной несколько месяцев назад: якобы, в компании стали задерживать выплаты зарплат, сотрудники начали искать новую работу. Бывшие сотрудники «Акриса» информацию о задержках зарплат подтверждают, но Владимир Коуров этот вопрос оставил без комментариев. «В этом году было две волны недостоверной информации о нашей компании, в условиях кризиса они, конечно же, бьют больнее, чем в спокойное время», — сказал г-н Коуров. Бывшие сотрудники «Акриса» добавляют, что не меньше неприятностей принес запрет на поездки за рубеж полицейским, военным и другим силовикам и утверждают, что покинули компанию не из-за проблем с условиями труда, а потому что ситуация в туротрасли вгоняла их в депрессию. «Меня просто добили последние 1,5 года в туризме, — говорит одна из бывших сотрудниц. — Особенно лето, когда

не было ни дня без плохой новости. Банкротства, потом этот Крым и Украина еще, люди боялись ехать в Европу, потом были массовые слухи про отказы в визах по политическим причинам. Ни одного светлого дня, если вдуматься».

В среду коллектив «Акриса» находился на своих рабочих местах и оперативно отвечал на все входящие звонки. По словам Владимира Коурова, в ближайшее время его компания будет решать проблемы, связанные с оплатой туров, перелетов и любыми другими ситуациями, в которых окажутся клиенты «Акриса». «Мы не прячемся, не закрываемся, мы работаем, просто не продаем путевки», — говорит г-н Коуров. О дальнейших перспективах своего бизнеса он не говорит, со вздохом объясняя, что сейчас нужно разобраться в текущей ситуации.

Впрочем, это не первый кризис, в котором оказалась компания Владимира Коурова. В интервью изданию «Континент Сибирь» в 2006 году он рассказывал, что «Акрис» пережил развал СССР, кризис в туротрасли, связанный с новыми таможенными правилами, и дефолт 1998 года. «Становление созданной турфирмы было сложным, она могла так и остаться среди множества других компаний, не доживших до своего первого дня рождения, — вспоминал Коуров в интервью. — У первого генерального директора компании работа не пошла: были проблемы с налаживанием контактов, а потом его еще и клещ укусил.

Положение «Акриса» на конец 1991 года было следующим: генеральный директор на больничном, а в наличии — главный бухгалтер, печать и 10 руб. на счете». В 1995 году новые таможенные правила практически уничтожили «Акрис».

«Я обращался ко всем акционерам с предложениями внести дополнительные деньги и «вытащить» компанию, — говорится в том же интервью Коурова. — Они не поддержали «Акрис». И тот «Акрис» «умер». Однако мне не понравилось, что весь этот пройденный мною потом путь останется путем в никуда. Мне очень захотелось, чтобы то, что я уже успел сделать, продолжилось. В итоге появился новый «Акрис», с другими людьми, поддержавшими меня».

Участники рынка сомневаются, что «Акрису» удастся оправиться от последнего удара, объясняя, что имя в туристической отрасли значит очень много, и современный рынок не прощает туркомпаниям ошибок. С другой стороны, опрошенные нами руководители туроператоров признают: случай с «Акрисом» — неординарный. «Остановить работу компании, не допустить появления пирамиды — это большая смелость, — говорит Елена Лукьянова. — Если «Акрис» выйдет из этой ситуации без пострадавших, а страхового покрытия компании должно хватить, то, может быть, это будет пример того, как можно уйти с рынка в кризис».



Кирилл Маковеев
Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку