
Поделиться
Омский производитель снеков ООО «Сиббалт» обратился в арбитраж с иском, где просил взыскать с ОАО «Газпромнефть Новосибирск» 551 млн руб. за продажу на автозаправках компании конфет, сахара и других кондитерских изделий под маркой Drive. Пока дело слушалось в новосибирском арбитраже, нефтетрейдер обратился в Суд по интеллектуальным правам и добился отмены прав «Сиббалта» на спорную марку. Если до 25 ноября омский производитель не подаст апелляцию, то придется забыть не только о компенсации, но и о выпуске продукции под брендом Drive.
Справка: ОАО «Газпромнефть Новосибирск» — учреждено в 1994 году с уставным капиталом 0,4 млн руб. Доли в ОАО имеют ООО «Дойче Банк» (39,72 %), ООО «Сибнефтьэнерго» (39,53 %), ЗАО «Р.О.С.Т. проект» (12,2 %), ОАО «Газпром нефть» (8,49 %), НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (0,06 %). ООО «Сиббалт» — учреждено в 1998 году с уставным капиталом 10 тыс. руб. По 33,3 % долей ООО принадлежат Тагиру и Камилю Фаткулиным, Александру Гершенкопу. Чистая прибыль компании в 2013 году составила 1,2 млн рублей, выручка — 13,3 млн руб. («СПАРК-Интерфакс»)
Drive в переводе с английского буквально означает «привод». Гораздо чаще слово употребляют для обозначения «драйва» — «внутренней энергии, дающей чувство восторга и удовлетворенности». Словом «драйв» с равным удовольствием пользуются и тинейджеры, и политики. Например, премьер РФ Дмитрий Медведев в одном из своих телевизионных интервью отметил, что «одной стабильностью развиваться нельзя, должен быть драйв».
Весной этого года «Сиббалт» подал в арбитраж иск о взыскании с ОАО «Газпромнефть Новосибирск» 181,8 млн руб. В такую сумму истец оценил совокупный ущерб от продажи на автозаправках «кондитерских изделий, конфет и сахара» под торговой маркой Drive. По мнению «Сиббалта», такие действия являются противозаконными и нарушают права интеллектуальной собственности владельца товарного знака. На днях, по данным «Интерфакса», компания уточнила исковые требования, увеличив их до 551 млн руб.
Пока юристы омского производителя снеков сражались с новосибирским нефтетрейдером в арбитраже, последний обратился в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В своем иске нефтетрейдер просил досрочно прекратить правовую охрану товарного знака Drive «вследствие его неиспользования». Товарный знак, по данным истца, не использовался ответчиком в течение 3 лет — вплоть до момента подачи искового заявления.
По данным Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ, «Сиббалт» действительно зарегистрировал свое право на товарный знак Drive в отношении целого класса товаров, начиная от бекона, яиц и орехов и заканчивая конфетами, батончиками и сэндвичами,
установил суд. Тем не менее СИП удовлетворил требование нефтетрейдера «в отношении значительной части товаров». Суд сослался на норму Гражданского кодекса РФ, согласно которой «правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении товаров вследствие его неиспользования непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации». ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» отказалось от каких-либо комментариев «до вынесения решения по данному делу». В «Сиббалте» запрос НГС.БИЗНЕС проигнорировали.
«Формально иск «Газпромнефти» удовлетворен лишь частично», — отмечает управляющий партнер юридического агентства ЭКВИ Кирилл Кузнецов. Однако, по его мнению, весьма вероятно, что кондитерские изделия, которые продавались на АЗС, все-таки попали в перечень товаров. По его мнению, если до 25 ноября этого года «Сиббалт» не обратится в вышестоящий суд с апелляцией, то право использования товарного знака Drive будет им утрачено. Если решение СИП в итоге устоит, то «Сиббалту» во взыскании компенсации будет отказано, соглашается патентный поверенный ЗАО «ИНКО» Екатерина Шехтман.
К слову, и «Сиббалт», и «Газпромнефть Новосибирск» весьма преуспели в охране своих товарных знаков. Так, 3 года назад «Сиббалт» отсудил 1 млн руб. у своих коллег по рынку, омской компании «Балсиб». Последняя выпускала продукцию «семена подсолнечника обжаренные» под названием «Семечки». Омский арбитраж решил, что «словесное изображение «Семечки» сходно до степени смешения с товарным знаком «СЁМОЧКИ», принадлежащим ООО «Сиббалт», и вынес решение в пользу «Сиббалта».
ОАО «Газпромнефть Новосибирск» неоднократно обращалось в алтайское УФАС по поводу деятельности заправок, работающих на Алтае под брендом ООО «Газнефтьпродукт». Оформление заправок, по мнению новосибирского нефтетрейдера, «визуально схоже с официально зарегистрированными товарными знаками, используемыми в оформлении АЗС «Газпромнефть».
Но самые громкие дела по поводу защиты бренда в середине «нулевых» инициировал новосибирский производитель снэков «Сибирский берег» (ныне входит в состав КДВ Групп. — Я.Я.). «Сибирский берег» выпускал «Кириешки», а юристы компании подавали многочисленные иски против «Кириюшек», «Бериешек», «Черноморских кереешек», «Путяшек», и даже… казахстанских «Айналашек» и «Куырмашек». Правда, размеры компенсаций, которые удавалось отсудить тогдашнему гиганту отечественного снекового рынка, не превышали пары-тройки миллионов рублей.
«Сумма иска в 181,8 млн руб., которую первоначально заявил «Сиббалт», — это, по всей видимости, двойной объем продаж продукции под спорным брендом», — объясняет Екатерина Шехтман. Она предполагает, что участники судебного разбирательства были связаны какими-либо хозяйственными отношениями. Например, «Сиббалт» мог быть поставщиком новосибирского нефтетрейдера или участвовал в каких-либо тендерах на поставку, откуда мог сделать вывод об истинных объемах продаж. Как правило, отмечает юрист, исковая сумма по спорам, связанным с интеллектуальными правами, составляет от 10 тыс. до 5 млн руб., что дает возможность судам снижать размер компенсации до нескольких сотен тысяч. В случае если сумма была обозначена исходя из объема продаж, то суд может снизить объем максимум до 50 % от выручки.
Яна Янушкевич
Фото Татьяны Кривенко